издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стратегия газификации

В Москве на днях прошел третий международный форум "Газ России -- 2005 год". В работе форума приняли участие представители Правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы, Международного газового союза, руководители ведущих нефтяных и газовых компаний России и мира. Одним из организаторов форума выступила Госдума РФ. Своими впечатлениями от прошедшего форума делится депутат Госдумы, член Комитета по энергетике, транспорту и связи Сергей ДУБРОВИН.

— Одно только перечисление лиц, представлявших
организации — участники форума, говорит о том, что
он уже стал не только традиционным, но и
высокостатусным мероприятием.

Главная значимость форума в том, что на нем
обсуждаются перспективы развития. Ведь сегодня Россия
вплотную подошла к реализации принципиально новых,
связанных с развитием энергетики проектов, которые в
газодобыче являются стратегическими. Во-первых, это
освоение газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего
Востока. Реализация программы создания в регионе
единой системы добычи, транспортировки, переработки
газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта
газа на рынки Китая и других стран АТР позволит
стимулировать всю российскую экономику, все отрасли,
связанные с газодобычей, переработкой и
транспортировкой, включая высокотехнологичное
производство. Только в Иркутской области речь идет о
создании 40 тысяч новых рабочих мест. Этот проект
способствует укреплению системы экономической
безопасности страны, обеспечению баланса развития
континентальных и прибрежных районов, создает
дополнительные гарантии территориальной целостности и
укрепления статуса России как энергетической
сверхдержавы.

Качественно новым этапом сотрудничества с
европейскими потребителями газа становится
Северо-Европейский газопровод, который впервые должен
обеспечить поставку российского природного газа в
Западную Европу, минуя территории транзитных
государств (по дну Балтийского моря от Выборга до
Германии). Ввод в эксплуатацию первой нити
газопровода производительностью 27 млрд. куб. м
ежегодно намечен на 2010 год. Реализация этого
проекта позволяет диверсифицировать экспортные потоки
российского газа, напрямую связать газотранспортную
сеть России с общеевропейской газовой сетью.

Еще один принципиально важный стратегический проект —
освоение арктического шельфа, и прежде всего
Штокмановского газоконденсатного месторождения в
Баренцевом море. А это — решение проблемы
энергодефицита севера европейской части страны,
привлечение и развитие наукоемких производств.

Представленные проекты требуют от отрасли больших
финансовых усилий, которые невозможны без придания
нового качества самой отрасли. Главной задачей
сегодня является либерализация рынка газа. 23 ноября
Госдума в первом чтении приняла законопроект «О
внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О
газоснабжении в Российской Федерации». В нем
предлагается снять существующее ограничение о 20%
предельной доли акций, которая может принадлежать
иностранным гражданам и организациям, и параллельно
закрепляется положение, что под контролем государства
должно быть не менее 50% плюс 1 акция от общего их
числа (а не 35%, как сегодня). Наш комитет Госдумы
активизировал окончательную доработку в правительстве
принципиально важного Закона «О магистральном
трубопроводном транспорте». Он регламентирует все
аспекты деятельности трубопроводного транспорта. И,
надеюсь, закон будет окончательно принят на весенней
сессии Госдумы.

В 2005 году газовая отрасль продолжила свое
динамичное развитие. По прогнозам, этот год мы должны
закончить на максимальном уровне добычи (достигнутом
ранее только в 1992 году) — 639 млрд. куб.
м. Причем прирост достигается повышением темпа роста
добычи газа независимыми производителями, а не только
ОАО «Газпром».

Разветвленная сеть распределительных газопроводов
общей протяженностью свыше 520 тыс. км обеспечивает
по стране поставки газа почти в 1,5 тыс. городов и
поселков городского типа, а также в 19700 сельских
населенных пунктов. Однако в России отсутствует
единая программа газификации и не определены
правительством органы исполнительной власти,
ответственные за газификацию регионов. Более того,
значительная часть субъектов РФ, включая регионы
Восточной Сибири, не газифицирована при наличии газа.
Правда, в своем выступлении заместитель председателя
правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов сказал, что
уровень газификации России до 2008 года увеличится с
53 до 60% и «Газпром» за счет прибыли за этот период
дополнительно выделит 30 млрд. рублей. Совместно с
правительством готовится специальная программа по
развитию газодобычи и газоснабжения Восточной Сибири
и Дальнего Востока.

Далее А. Рязанов пояснил за счет каких проектов
«Газпром» собирается развивать свое производство.
Сегодня приоритет руководство «Газпрома» отдает
все-таки проекту «Сахалин-3», затем — Ямальские
континентальные и шельфовые разработки, Штокмановское
месторождение и Северо-Европейский проект, а затем
уже, может быть, и Ковыкта. Что это — непонимание?
Думается, нет. «Газпром» плотно сидит на открытых
месторождениях севера Западной Сибири и на «трубе» в
Европу. Основные средства выделяются на разработку
новых месторождений газа на Ямале и рядом, на шельфе.
До тех пор, пока эти районы будут работать и
приносить сверхприбыли, вкладывать необходимые
средства в перспективный, но пока неработающий
Ковыктинский проект они не будут. Тем более что уже
работающие месторождения ближнего зарубежья в Средней
Азии и Казахстане находятся в совместной с
«Газпромом» разработке. Для развития газодобычи и
газоснабжения в Восточной Сибири есть только один
выход: создание государственной концепции
нефтегазовой отрасли с упором на развитие
перерабатывающей промышленности и геологоразведки.

Думается, правильно отметил в своем выступлении
чрезвычайный и полномочный посол РФ в Украине Виктор
Черномырдин: «Говорят, что мы втупую продаем в Европу
сырье. А что еще мы можем им предложить? Продавая
нефть и газ, надо извлекать из этого пользу, жить на
перспективу». Сегодня Правительство РФ основную часть
прибыли от продажи газа и нефти должно
перераспределять на развитие металлургии и
производство труб (основные фонды всех
нефтегазодобывающих кампаний изношены, а коэффициент
их обновления достигает лишь 8%, 25% трубопроводов в
стране эксплуатируются более 20 лет).

Далее — строительство (или лизинг)
нефтегазоперерабатывающих предприятий. Причем ближе к
границе, так как мы сегодня много теряем на
транспортировке готовой продукции к потребителю.
Приоритетом должна быть торговля, но торговля не
сырьем, а готовым продуктом. Вот здесь и нужно
Ковыктинское месторождение использовать как пример.
Труба с места добычи должна прийти на химические
площадки Саянска и Ангарска, их продукция должна
пойти в регионы России и далее по небольшому
транспортному плечу в Китай и в страны АТР.
Необходимо газифицировать все населенные пункты,
расположенные вдоль трассы. Параллельно с этим
процессом должна вестись геологоразведка около
трассы, на севере области и далее — на шельфе
Восточно-Сибирского моря. Проект должен быть рассчитан
на продолжительное время.

Государственная концепция развития нефтегазовой
отрасли должна быть разработана совместными усилиями
регионов, правительства, производственников и
депутатов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры