издательская группа
Восточно-Сибирская правда
прослушать

Теледвижение

Для региональных телекомпаний уходящий год был годом высочайшей активности. Он обещает стать рекордным по количеству изменений партнерских отношений. Последняя телесделка состоялась буквально на днях. Структуры, близкие владельцам телекомпании "Город", продали холдингу "АС Байкал ТВ" предприятие, имеющее лицензию на вещание MTV в Иркутске.

В течение этого года телеполяна Иркутска была перепахана вдоль и поперек. Поменяло
сетевого партнера РЕН ТВ. Лесневские расторгли отношения с телекомпанией АИСТ и
завели их с подконтрольным «Русскому алюминию» НТС. В АИСТе переживать на этот
счет не стали: телеканал вернулся к самостоятельному вещанию. «Город» не только
поменял ТВ-3 на «Домашний», но и в целом изменил концепцию вещания, полностью
отказавшись от программы новостей. Одиозный «ДТВ», оставленный НТС,
задружил с образовательным каналом политехнического университета, вещающего на
23-м канале. Университетская телестудия коренным образом оставила отношения с
телеканалом «Школьник».

Куда более серьезными стали события второй половины 2005 года. 50% долей
телекомпании «Пионер», которую до недавнего времени контролировали структуры,
близкие иркутскому бизнесмену Амгалану Базархандаеву (одновременно являющемуся
генеральным директором АИСТа и, по некоторой информации, владеющему 17,5% долей
этой компании), было куплено «Региональной Медиа Группой» Ивана Таврина,
которому также принадлежат рекламное агентство «Констракт-Регион» и «Региональный
Телевизионный Синдикат». При смене структуры собственности изменился в том числе
и сетевой партнер телеканала. Теперь на «Пионере» вместо Rambler вещает ТВ-3.

Ещё одна сделка — приобретение АС Байкал ТВ
предприятия, обладающего лицензией на вещание MTV в Иркутске. К тому же это не
первый случай пересечения интересов АС Байкал ТВ и «Города». Три года назад,
когда город еще был телекомпанией СТВ, в учредителях которой было рекламное
агентство «Слобода», они не поделили канал ТВС — бывший ТВ-6. Причем спор завершился также победой
АС Байкал ТВ.

На первый взгляд, покупатель MTV равно, как и продавец, вели себя странно. С
одной стороны, структуры, контролируемые главой объединения «Ермак» Олегом
Геевским и одним из учредителей компании «Лада-Брокер» Юрием Якубовским, ровно
год назад получили лицензию на вещание MTV и явно не собирались с ней так скоро
расставаться. С другой стороны, АС Байкал ТВ теперь принадлежат лицензии на два
канала одинакового формата. Участники сделки пока хранят молчание, воздерживаясь
от комментариев относительно дальнейшей судьбы MTV в Иркутске. Но и без
официальных объяснений понятно, что борьба телекомпаний за частоты будет только
усиливаться.

Опиум для народа

К телевидению давно приклеилось расхожее «опиум для народа». В Иркутской
области, по данным Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций, зарегистрирована 161 телестудия. Причем около 70%
из них регулярно вещают. Надо заметить, что самые первые компании в будущем году
отметят пятнадцатилетие. В 1991 году бывший летчик, например, организовал
телестудию «Бриг» в Бодайбо. Если в 1993 году в регионе работало 26 студий,
через год их количество удвоилось, а в 1999 году достигло 152.

Несмотря на достаточно сложную процедуру лицензирования — она проводится
москвичами на конкурсной основе, — количество студий год от года неизменно
растет. В третьем квартале нынешнего года было зарегистрировано пять, а иной раз
регистрируется до десяти в месяц. Сегодня, за исключением Ербогачена и Качуга,
во всех административных центрах имеется собственное телевещание. В поселке
Куйтун, например, где проживает 11 тысяч человек, имеется две телекомпании — муниципальная и частная.

Причем муниципальных компаний в общем списке службы едва ли наберется штук
тридцать, а государственных и вовсе нет. Исключительным случаем можно считать ТК
АИСТ с долей областной администрации 60%. К весьма необычным по форме вещания
можно отнести появившиеся в 1997 году студии, работавшие внутри определенного
здания. Такие лицензии на локальное вещание в Иркутске имеют гостиница
«Интурист» и лицей N47. В практике лицензирования, например, есть необычный
случай получения права телевещания вузом. Технический университет работает
на 23 канале.

К началу деятельности телекомпанией должны быть получены две лицензии: одна — от
Министерства культуры и массовых коммуникаций, а другая — техническая,
которую выдает Министерство связи. При этом существует жесткая
конкуренция в борьбе за каналы. В Иркутске, заверяют чиновники, сейчас нет
свободных частот, и вряд ли они скоро появятся.

Подавляющее большинство региональных предприятий являются сетевыми партнерами
федеральных рейтинговых и не очень телекомпаний. Местные ретранслируют программы
федерального канала и получают право собственного вещания на них. Самое большое
количество партнеров приходится на СТС. В Службе по надзору насчитали их порядка
50-ти. По данным GALLUP MEDIA, с 28 ноября по 4 декабря в Иркутске этот канал
(сетевой партнер АС Байкал ТВ) замыкал тройку самых популярных. На его долю
приходилось 15,81%. Большую долю занимают лишь «Россия» (21,86%) и «Первый»
(18,2%). Четвертое место у НТВ/АС Байкал ТВ (9,18%), далее следуют РЕН-ТВ/НТС с
6,3%, ТНТ/ АС Байкал ТВ с 5%, АИСТ с 3,23%, «Домашний»/ «Город» с 2,82%,
«Спорт/Город» с 2,46%, МУЗ ТВ/АС Байкал ТВ с 2,32%, ТВ-3/Пионер с 1,98%,
ТВЦ/Автос с 1,09%.

Альтернативный, но вне конкуренции

АИСТ стал первой в Иркутске негосударственной телекомпанией.
Зарегистрирована она была в 1991 году. А история ее началась несколькими годами
раньше. У ее истоков в конце 80-х стоял культурно-производственный центр
«Круиз». Это было предприятие из числа научно-производственных центров, в
которых комсомольцам было разрешено зарабатывать деньги. И они зарабатывали.

У тогдашнего руководителя «Круиза» Олега Сиенко, являвшегося партнёром Андрея Разина, руководителя «Ласкового мая»,
была мечта — собственное телевидение. Этим бредили и три
сотрудника областного комитета по телевидению и радиовещанию — Иван Иванов, Александр Амосов,
и Сергей Коптилов. Правда, шли они к своей мечте немножко разными путями,
пока не встретились в году эдак 1989-м.

Например, журналистская братия на волне интереса населения к политике задумала
депутатский канал. Следует напомнить, в какое время это все происходило. Люди
часами (сейчас в это трудно поверить) просиживали у экранов своих телевизоров,
наблюдая прямые трансляции со Съездов народных депутатов. У «Круиза» были свои
соображения на этот счет. Поскольку, что такое кинопиратство, никто не знал,
продумывался формат появившихся после в огромных количествах видеоканалов.

Так случилось, что идею депутаты поддержали, приглянулась она тогда и мэру
Иркутска Борису Говорину. И горисполком выделил под альтернативное
государственному телевидение комнатушку в своем задании, которая располагалась
недалеко от кабинета тогдашнего первого зампреда Владимира Якубовского.
Оборудование в компании также появилось по случаю, как говорят: не было бы
счастья, да несчастье помогло. Рассказывают, что во время проведения в Иркутске
выставки японского оборудования случился пожар. При разборе обгоревшей техники
обнаружили чудом уцелевший комплекс U-MATIC — камеру и монтажное оборудование.
Как оказалось, телетехника только чуть закоптилась и является вполне
функциональной. А поскольку все выставочные экспонаты были японцами
застрахованы, удалось уговорить продать аппаратуру. Камера, на которую был снят
первый сюжет нынешнего АИСТа, имела странный для современного телевизионщика
вид: она состояла из двух отдельных частей — отдельно тайм-кодера и магнитофона.

Телестудия, вещавшая на 11 канале, несколько раз меняла свои названия, прежде
чем пришла к нынешнему бренду. Был это и видео-канал, и городская студия
телевидения. К тому времени, когда было решено стать АИСТом (Альтернативной
Студией Иркутского Телевидения), «Бриг» стал банкротом. В числе учредителей АИСТа
были сначала четверо человек — Иванов, Амосов, Коптилов и Гошкив, отвечавший за
техническую составляющую канала. Позже к ним присоединился Владимир Голубевский.

Эфир компании тогда состоял из концертов по заявкам и кинофильмов. Поздравления
и реклама обеспечивали бюджет компании. Фильмы тогда были только пиратские, и на
них никто не тратился. Фишкой канала стали пятиминутные монологи Михаила
Денискина, которые он вел в качестве вступления перед просмотром кино. Иркутский
«Вульф» был очень популярен. Его обожали, узнавали на улицах.

В декабре в эфире АИСТа появилась программа «Сейчас». Альтернативу официальным
новостям создать было просто. Достаточно было выйти на улицу и записать вопросы
местных жителей к мэру, а потом показать и ответы мэра. Формат новостей быстро
менялся. Естественно, канал был популярен. На рекламе зарабатывали неплохие
деньги, что позволяло платить персоналу неплохую зарплату, раз эдак в десять
превышавшую жалование тех, кто работал в государственной телерадиовещательной
компании. Один из моих коллег признался, что проблематично было ее потратить, в
«магазинах почти ничего не было, по счастью, «комки» начали появляться».

От частного к госсобственности

В 1993 году трое из уже пятерых учредителей АИСТа во главе с Ивановым оставили
управление компанией по причине перехода на госслужбу. Иван Иванович возглавил
Иркутскую государственную телерадиовещательную компанию. Альтернативный
телеканал тем временем становился все более интересным. Приобрел вес и влияние.
И еще стал прибыльным бизнесом, принося владельцам долей очень неплохие
дивиденды.

В комплексе это представляло собой привлекательный объект для инвестиций. Так в
1996 году в структуре капитала АИСТа произошли изменения, и на управление
компанией стал влиять глава банка «Кейптроллер» Сергей Марков. Через близкие ему
структуры были приобретены около 5% долей. Устав АИСТа позволял ему способствовать
изменениям в компании, связанным, как модно теперь говорить, с оптимизацией бизнеса.

Ну а поскольку 11-й канал был популярен не только у простых горожан, но и у
власти, администрация
области стала владельцем 60 процентов долей телекомпании.
Поговаривают, что в работе с учредителями АИСТа принимал
участие сам всемогущий первый зам. губернатора Юрия Ножикова — Владимир
Яковенко. Иванов, Амосов и Гошкив продать доли.

Но вскоре спасительное госучастие сыграло с компанией злую шутку. С тех самых
пор чиновники не упускали момент использовать полученный ресурс с
пропагандистскими, пиаровскими целями. Исчез элемент удаленности от власти, и
АИСТ начали ревновать. У компании испортились отношения с мэрией, потому что
Владимир Яковенко не упускал случая посредством голубого экрана уколоть Бориса
Говорина. А после выборов 1997 года в телекомпании и вовсе многое разладилось.
Начались кадровые перетряски, не прекращающиеся до сих пор. В том числе и на
уровне топ-менеджмента. В 2000 году оперативное управление АИСТом на несколько лет
перешло к ЗАО «Истлэнд». Телекомпанию возглавил
Амгалан Базархандаев. Он и сегодня, уже не являясь ставленником «Истлэнда»,
остаётся генеральным директором и совладельцем телеканала.
Собственники очевидно не занимаются стратегией развития
компании, что привело к потери АИСТом части рекламного рынка и к падению
рейтингов.

Конкуренция достала

До 1996 года АИСТ не знал конкуренции. Появившаяся в 1995 году на иркутском
рынке шелеховская компания АС Байкал ТВ по своим рекламным и уж, конечно же,
информационным возможностям в сравнении с АИСТом, например, казалась детским
лепетом на лужайке. Как оказалось, мнение это было ошибочным. Сразу после того,
как шелеховчане, владевшие седьмой кнопкой, вдруг получили в свое распоряжение
еще и 9-ю, местное медиа-сообщество встрепенулось. Областные власти даже
пытались оспорить легитимность права АС Байкал ТВ вещания на девятом. Суд
оказался на стороне частной компании.

Тогда-то и заговорили о том, что у Александра Тюникова, который на паритетах со
Станиславом Огородниковым владел АС Байкал ТВ, родственники в Минсвязи.
Настолько невероятным казались их возможности по расширению бизнеса. Как,
собственно, бывший военный и экс-бармен «Интуриста», владевшие сетью
видеосалонов в Шелехове, могли замахнуться на иркутский рынок?

Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в том, что изначально эти люди четко
считали свой бизнес. Стартовав практически одновременно с АИСТом, они начали
создавать еще и собственную вещательную инфраструктуру. Для того, чтобы
пробиться в Иркутск, они построили телевышку, устанавливали передатчики (теперь,
к примеру, в отличие от большинства компаний, им не приходится платить ОРТПЦ за
техническую поддержку вещания). Бывало, вышка заваливалась, передатчики выходили
из строя. На этот счет в телекомпании ходит байка: как-то при очередном ремонте
передатчика нечем было посветить, кроме как горящим монитором телевизора.

Иркутск, как известно, закрытый город для проникновения любого инородного
бизнеса. Это касалось и телевидения. В итоге Тюников — Огородников начали
лоббировать интересы своей компании из Москвы. АС Байкал ТВ стал партнером
Владимира Гусинского, войдя в число учредителей компании «ТНТ-Телесеть». Тем
самым был получен доступ к кредитным ресурсам (чего уж тут говорить о влиянии),
которые обеспечивал бывший олигарх. Они первыми из иркутских телекомпаний стали
предоставлять свои каналы для ретрансляции программ других телекомпаний. В
случае с АС Байкал ТВ было бы вернее сказать: для компаний Владимира Гусинского
— НТВ и ТНТ. И после появился договор АИСТа с РЕН-ТВ. И еще многим позже договор
ТРК «Город» с ТВ-3.

В 2002 году вместе с переделом медиа-империи Гусинского в пользу Газпрома
возникли проблемы и у региональных партнеров. Газпром-Медиа настоятельно
попросил вернуть все то, что принадлежало Медиа-Мосту — кредиты, доли, до цента.
Урегулирование отношений с Газпромом завершилось только в 2005 году.
Медиа-холдинг газового монополиста получил в собственность региональную
компанию — сетевого партнера канала «НТВ», при этом оперативное управление ею по-прежнему
осуществляют Тюников — Огородников.

После краха Гусинского в АС Байкал ТВинвестировал РУСАЛ. Спустя год инвестиции были возвращены
компанией сетевым партнёром ТВС. На этом канале теперь вещает НТС.

Монопольный вектор

Филиал ВГТРК, вещающий на всю Иркутскую область и имеющий высокорейтинговые «Вести — Иркутск
занят прежде всего реализацией государственной медиа-политики.
Что касается медиа-бизнеса, достаточно взглянуть на отчеты GALLUP MEDIA,
чтобы увидеть доминирующее положение
АС Байкал ТВ на иркутском рынке. Причем не только на рынке вещания. Но и
рекламы. Сегодня он оценивается экспертами порядка 9-10 млн. долларов. Интерес к
региональной рекламе серьезнее проявляется московскими структурами. И
региональные телекомпании не ждут тишины.

Сегодня АС Байкал ТВ принадлежит 50-процентная доля в компании «Видео Интернешнл Байкал»,
обладающей эксклюзивными правами на размещение рекламы на Первом и РТР со
«Спортом», а также каналах — сетевых партнерах. Как следствие, АС Байкал ТВ
неожиданно для себя получил выход на рекламное поле, ранее недостижимое в этом
смысле АИСТу. В общем, получается, контроль за 80% рекламного потока.

[dme:cats/]

АИСТ в нынешнем году вошел в клинч с РЕН ТВ и перестал быть сетевым партнером
этой федеральной телекомпании. Руководство АИСТа пришло к выводу о
целесообразности самостоятельного вещания. Программная сетка РЕН ТВ стала
формироваться таким образом, что у АИСТа собственного вещания практически не
осталось, при этом сократилось время на размещение местной рекламы.

Правда, создать собственную фильмотеку оказалось делом не простым. Пришлось
воспользоваться услугами созданного в этом году Национального телевизионного
синдиката, генеральными партнерами которого стали «Первый канал» и «Видео
Интернешнл». Синдикат снабжает компанию качественной продукцией, а взамен берет
часть ее рекламного времени. Надо сказать, что сейчас в России самостоятельных
вещателей, сохранивших свой бренд, которые занимаются самопрограммированием,
самостоятельной закупкой продукции, осталось мало. Таких,
как АИСТ, по стране наберется не более пяти десятков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное