издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дан приказ ему... Экологи назвали "профанацией" экспертизу по прокладке трубопровода вблизи Байкала

  • Автор: Георгий КУЗНЕЦОВ, "Восточно-Сибирская правда"

Нынешняя весна для Байкала начинается нерадостно. Глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Константин Пуликовский всё-таки подписал приказ, утверждающий положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на технико-экономическое обоснование проекта строительства трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) на участке Тайшет - Сковородино. Той самой экспертизы, которую группа экспертов на пресс-конференции, проведённой 6 марта, по сообщению агентства REGNUM, назвала "профанацией", выразила недоверие её результатам и готовность оспаривать их в суде.

Геннадий Чегасов, бывший начальник Управления государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России, заявил на той пресс-конференции, что нужный для Транснефти результат экспертизы «был получен путём подтасовки». Он рассказал, что экспертная комиссия, даже разбавленная тридцатью четырьмя новыми членами, не могла набрать необходимого квалифицированного большинства для положительного заключения. И тогда, чтобы изменить соотношение мнений для получения нужного Транснефти результата, Ростехнадзор пошёл даже на исключение из её состава комиссии четверых экспертов из числа тех, кто заранее заявил о намерении голосовать против прокладки нефтяной трубы по берегу Байкала.

Всё произошедшее, как сообщает агентство REGNUM, Чегасов объяснил «сговором очень высоких руководителей с представителями компании» и беспрецедентным давлением на экспертов, вплоть до угроз увольнения с работы. В частности, он обратил внимание на то, что председатель экспертной комиссии Михаил Генералов, ректор Московского государственного университета инженерной экологии, который в конце января заявлял о своём категорическом неприятии проекта, угрожающего Байкалу, месяц спустя по неизвестной причине изменил позицию на прямо противоположную.

Другой член экспертной комиссии, учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова, на недавней пресс-конференции обратила внимание журналистов на многие нарушения законодательства в организации и проведении государственной экологической экспертизы, в том числе и на тенденциозный подбор экспертов, которыми Ростехнадзор разбавил первую комиссию, подписавшую отрицательное заключение.

По мнению присутствовавших на пресс-конференции экспертов, многочисленные нарушения федерального законодательства, допущенные при проведении государственной экологической экспертизы ТЭО проекта трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан. Первый пусковой комплекс» после 25 января 2006 г., позволяют считать все действия, последовавшие после продления экспертизы, нелегитимными и предлагают Ростехнадзору утвердить то, первое, отрицательное заключение экспертной комиссии от 24 января 2006 г.

В редакцию позвонил очередной читатель «Восточки» и спросил: «Это правда, что если Транснефть построит нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, то Байкал сразу погибнет?». Почти так же часто, как этот, задают читатели ещё один вопрос — возможна ли в принципе прокладка нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток? Давайте попробуем расставить точки над «i».

ПЕРВОЕ: Правда ли, что Байкал погибнет сразу, как только по его берегу будет проложена труба, заполненная нефтью под страшным давлением?

Нет. Неправда. Если выручит русский «авось» — главная «гарантия» Транснефти, то ничего не произойдёт. Нефтепровод, проложенный по берегу, — это не обязательная смерть священного озера. Но это дамоклов меч, висящий на паутинке и готовый в любую секунду убить Байкал, сорвавшись от незначительного внешнего воздействия, будь то землетрясение (которые случаются здесь очень часто), или криминальная врезка с целью хищения нефти, или продуманный и хорошо подготовленный террористический акт.

Нефтепровод не страшен озеру, пока он цел. Но не дай бог авария. Например, подобная той, что произошла на нефтепроводе Транснефти в Зиминском районе нашей области в 2004 году, когда, по данным МЧС, на рельеф вылилось около 5 тысяч кубометров нефти. Или той, что произошла совсем недавно, 30 января нынешнего года (опять же на нефтепроводе Транснефти), в Удмуртии. Символично, что авария в Удмуртии произошла как раз в те дни, когда Ростехнадзор разбавлял «правильными» экспертами «неправильную» экспертную комиссию, подписавшую отрицательное заключение государственной экологической экспертизы на прокладку нефтепровода по берегу Байкала. При этой аварии, по сообщению пресс-службы МПР, чёрный фонтан из повреждённой трубы бил на высоту в несколько десятков метров и на рельеф вылилось 3200 тонн нефти.

Замечу, что в 2004 году на нефтепроводах Транснефти, по данным Гринпис, произошло 11 аварий. В 2005 году — 12. А в нынешнем, с 14 января по 14 февраля, за один только месяц(!), уже шесть. Не придумали ещё люди абсолютной защиты нефтепроводов от аварий, поэтому рвутся они не только у Транснефти и не только в России, а по всему миру. Такова объективная реальность. Несколько дней назад, к примеру, в СМИ проскочили сообщения об очередной нефтяной аварии на Аляске.

Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, если, вопреки здравому смыслу, он всё-таки будет проложен именно по этому маршруту, вблизи озера, несмотря на все технические ноу-хау, которые собирается использовать Транснефть, всё равно окажется самым опасным в мире. Иркутские учёные в своём открытом письме руководителю Ростехнадзора Пуликовскому уже объясняли, что «лучшие в мире технические решения позволяют безаварийно работать нефтепроводам при сейсмичности в 8 баллов. Нет техники, работающей при сейсмичности 10 и более баллов». Поэтому никому, нигде и никогда не приходила в голову мысль строить нефтепровод в сейсмических зонах, где не исключаются катастрофические землетрясения силой даже до 12 баллов. При таких землетрясениях рвутся не только трубы, но и сама земля. Горизонтальные и вертикальные подвижки земной поверхности могут составлять десятки метров.

Посмотрите на карте Байкала на залив Провал. Он образовался в результате Цаганского землетрясения (31 декабря 1861 г. по ст. ст.) силой не 12, а, по оценке сейсмологов, «только» 10 баллов. Описание катастрофы хранит «Иркутская летопись»: «Из трещины близ с. Инкиной в 1 аршин ширины и до 2 саж. глубины вода выходила с особенною силою и разлилась почти на версту. В деревне Красниковой образовался новый лог до 20 сажен ширины и 3 глубины, из которого вытек ключ. В Кударе купол церкви обрушился во внутрь храма, а из образовавшихся в земле трещин выброшенный песок выбивал половицы в избах, и вода затопила землю на пол-аршина…». (1 аршин ~ 71 см, 1 сажень ~ 213 см, 1 верста ~ 1,067 км. — Г.К.).

Если авария нефтепровода у Байкала всё-таки произойдёт (если «авось» не поможет, она возможна как в первые минуты после заполнения трубы, так и через десятилетия), да если ещё это случится, когда озеро не покрыто льдом и, не дай бог, во время шторма, то уже через несколько часов человечеству не останется ничего другого, как только пассивно наблюдать гибель самого древнего и самого чистого озера планеты. Ни миллионы, ни миллиарды долларов тогда уже не помогут спасти Байкал. Плёнка разлившейся нефти покроет его от северной оконечности до острова Ольхон. В этом случае, по расчётам учёных, погибнет до 90 процентов растительных и животных эндемиков Байкала. Конечно, через год или через несколько лет природа возьмёт своё и очистит озеро от нефти. Но это будет уже другое озеро, хоть и расположенное в том же месте и в той же природной чаше. Сохранится форма, но содержание будет иным, обыкновенным, заурядным.

ВТОРОЕ: Возможно ли строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан по другому маршруту, безопасному для Байкала?

Конечно, возможно! Никто, ни один человек не выступает против строительства этого нефтепровода вообще, хотя многие считают, что для страны полезнее было бы гнать за бугор по трубе не сырую нефть, а готовые нефтепродукты. Но если уж современная Россия не способна произвести качественный бензин, то на первых порах и нефть продать можно. Члены экспертной комиссии, настаивающие на утверждении январского отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, так же как и учёные, и общественные природоохранные организации, и многие тысячи простых граждан России в своих письмах президенту России Путину, главе правительства Фрадкову, руководителю Ростехнадзора Пуликовскому и в другие высокие инстанции, настаивают только на выносе трассы за пределы водосборного бассейна озера Байкал.

Посмотрите на возможные варианты прокладки трассы по схеме, опубликованной на первой странице нашей газеты. Нижняя, касающаяся северной оконечности Байкала, — это та, на которой сегодня настаивает Транснефть и против которой выступают люди. Она привлекает нефтяников тем, что здесь уже проложен БАМ. Есть дороги. Есть электричество, значит, строительство обойдётся дёшево и появится возможность скорого получения сверхприбылей от продажи углеводородного сырья.

Средний вариант трассы несколько лет назад предложила сама Транснефть. Он проходит по горам, в зоне высокой сейсмичности, но за пределами водосборного бассейна уникального озера, и поэтому государственная экологическая экспертиза против этого варианта не возражала. Но сама же Транснефть от него и отказалась из-за технических сложностей.

А вот крайний северный маршрут многие учёные считают наиболее эффективным и наиболее полезным для России. Он проходит почти по равнине, за пределами сейсмической зоны, да ещё и вдоль цепочки открытых, но пока ещё не до конца разведанных месторождений углеводородного сырья. Об этом маршруте мечтает Саха-Якутия, поскольку он способен вызвать бурное развитие необжитых южных районов республики. Да только Транснефти, похоже, корпоративные интересы важнее государственных. Ей жалко тратить деньги на создание необходимой инфраструктуры. Ей проще и быстрее получить прибыль, пробросив трубу вдоль БАМа, пусть даже навесив этим дамоклов меч над Байкалом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры