издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Золотая середина. При строительстве нефтепровода нужно минимизировать неизбежный экологический ущерб

  • Автор: Георгий КУЗНЕЦОВ,"Восточно-Сибирская правда"

На минувшей неделе, как мы уже сообщали в субботнем номере газеты, в Иркутске прошла презентация декларации Транснефти о намерениях строительства нефтепровода в обход Байкала по проекту "Расширение трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

В губернаторском зале областной администрации Виктор Красков, генеральный директор Проектного института реконструкции и строительства объектов нефти и газа (ЗАО «ПИРС»), около часа докладывал участникам слушаний о достоинствах новой трассы нефтепровода, который предполагается проложить по маршруту Усть-Кут — Ленск — Тында. Это, по мнению проектировщика, «наиболее благоприятный вариант с точки зрения экологической безопасности и эксплуатационной надёжности». От Усть-Кута в северо-восточном направлении до Талаканского месторождения трасса пойдёт по маршруту нефтепровода, уже запроектированному компанией «Сургутнефтегаз». Она обходит город Ленск с северной строны, меняет направление на восточное и тянется до города Алдан, пересекая реку Лену в районе Олёкминска. От Алдана маршрут склоняется к юго-востоку в сторону Тынды, где и выходит на ранее запланированную трассу ВСТО.

Попутно Виктор Александрович рассказал представителям исполнительной и законодательной властей Иркутской области, представителям контрольных, надзорных структур и главам муниципальных образований, по территории которых планируется прохождение трубопровода, об экологической безопасности нефтепроводной системы и социальных благах, которые принесёт нефтяная труба местному населению.

Замечу, что если нефтепровод будет построен именно так, как рассказывал В. Красков, то труба на этом участке пересечёт только одну крупную водную преграду — реку Лену, а планируемые меры безопасности действительно способны минимизировать вероятность крупных аварий. Но подчеркну своё слово «если». Есть сомнения, что всё будет исполнено именно так, как докладывал проектировщик. Сегодняшняя практика реального строительства этого нефтепровода, которое уже ведётся, в частности, в Чунском районе нашей области, по словам Александра Беглякова, исполняющего обязанности главы администрации этого района, оставляет желать много лучшего. Он утверждает, что подрядчики, в частности, не выполняют обязательств и договорённостей по восстановлению автодорог, разбитых в весеннее время при перевозке труб и тяжёлой техники.

Впрочем, признаюсь, что многие участники тех слушаний моих сомнений не разделили. Это показали комментарии, которые я взял у нескольких участников слушаний по окончании презентации.

Сергей Александров, исполняющий обязанности главы администрации Киренского района, сказал, что в последнее время у него растёт доверие к Транснефти.

— К нам уже приезжала группа представителей от изыскателей-проектировщиков, — с удовлетворением говорит он. -Сейчас к нам заходят три бригады изыскателей. Они уже берут в аренду здания для проживания специалистов, арендуют технику и даже нанимают на работу проводников из числа наших охотников. Естественно, всё это будут оплачивать. И ответы представителей Транснефти на мои сегодняшние вопросы вселяют уверенность, что район благодаря этой стройке оживится.

Районная администрация, по словам Сергея Александрова, очень довольна тем, что нефтепровод ВСТО будет прокладываться именно по трассе, запроектированной Сургутнефтегазом, которая пересекает практически всю территорию района вблизи глухих деревень, где до настоящего времени нет ни постоянной электроэнергии, ни дорог круглогодичного действия.

— Мы очень надеемся, что благодаря нефтепроводу эти деревни будут в полной мере присоединены к жизни района и области.

Владимир Назарьев, руководитель Территориального агентства по недропользованию, тоже считает, что изменённый вариант трассы принесёт нашей области, Якутии, да и России в целом, только благо.

— Я положительно оцениваю сегодняшнюю презентацию и предложенный вариант прокладки нефтепровода, — говорит Владимир Александрович, — потому что в этом случае он охватит все наши известные месторождения, включая малые — Яракту, Верхнюю Чону, Дулисьму, Данилово и другие, в том числе южно-якутские.

В последние годы, когда кардинально перестраивалась система охраны природы в России, В.Назарьеву довелось поработать в её гуще. Поэтому я попросил его прокомментировать экологическую часть доклада, в которой генеральный директор проектного института представил Транснефть как едва ли не самую экологически ориентированную акционерную компанию России.

— Компания очень крупная, — отметил В. Назарьев. — Она имеет мощный аппарат специалистов, которые и при проектировании, и при реализации проекта постараются минимизировать экологический ущерб. Тут важно найти золотую середину между экономической целесообразностью и неизбежным экологическим ущербом, полностью избежать которого невозможно. Я очень надеюсь, что компания примет необходимые меры для минимизации экологического ущерба при строительстве нефтепроводной системы. Ну и потом, как уже показала практика, наша общественность не дремлет. Уж она-то точно не позволит относиться варварски к природе. Хотя, думаю, компанией и так всё будет рассчитано достаточно грамотно. Как мы слышали, будут предусмотрены многоуровневые защиты нефтепровода от возможных аварий и при его эксплуатации. Это самое главное. А целесообразность строительства нефтепровода ВСТО совершенно очевидна и не может оспариваться. Надо осваивать природные ресурсы. Надо жить лучше.

Более критично, хотя в целом тоже положительно, оценивает новые планы Транснефти начальник департамента охраны окружающей среды администрации губернатора Иркутской области Анатолий Малевский.

— С сожалением отмечу, что Транснефтью потерян ровно год времени и много денег, — говорит Анатолий Леонидович. — Ровно год тому назад Транснефть вышла на областную администрацию с материалами по тому варианту, который наконец-то, благодаря президенту, был окончательно отвергнут. И уже тогда в этом же помещении я говорил представителям Транснефти и проектировщикам, что труба на берегу Байкала противоречит и нашему природоохранному законодательству, и международным конвенциям и соглашениям. Но демократические институты нашего общества, к счастью, всё-таки сработали. Пусть на последнем этапе, на последней инстанции, но президент как гарант безопасности населения, в том числе и экологической безопасности, исправил ошибку, допущенную Ростехнадзором, уполномоченным федеральным органом в сфере организации и проведения государственной экологической экспертизы. Там были явные нарушения. Эта ошибка президентом исправлена.

Полтора месяца назад, после получения В. Путиным известного письма, подписанного А. Квашниным, полномочным представителем президента в Сибирском федеральном округе, в котором излагался именно этот, южно-якутский вариант трассы, предложенный учёными Сибирского отделения РАН, у заместителя министра промышленности и энергетики по поручению президента состоялось специальное совещание. В нём принимали участие И. Простяков, заместитель полпреда президента в Сибирском федеральном округе, и наши академики. По поручению губернатора А. Малевский представлял на том совещании администрацию Иркутской области. И вся наша делегация отстаивала именно тот вариант, который Транснефть приняла сегодня.

— Теперь можно с удовлетворением отметить, — говорит А. Малевский, — что реализуется именно тот вариант, который с научной точки зрения является наиболее обоснованным, рациональным и максимально выгодным для государства. С экологической точки зрения он гораздо безопаснее прежнего, а для Байкала абсолютно безопасен, поскольку проходит за пределами водосборного бассейна озера. Другой вопрос, что необходимо принудить Транснефть скрупулёзно выполнять на практике всё, что будет заложено в проекте, — подчёркивает Анатолий Леонидович.

— И вот здесь уже свою роль должны будут сыграть государственные контрольные и надзорные органы, — считает А. Малевский. — В первую очередь это Росприроднадзор и, дабы избежать окончательной дискредитации после истории с экологической экспертизой, Ростехнадзор. Разумеется, и наш департамент, как уполномоченный орган субъекта федерации в области охраны окружающей среды, в стороне не останется.

Моё недоверие обещаниям представителей Транснефти и постоянное ожидание какого-то подвоха со стороны нефтепроводной компании Анатолия Малевского не удивили.

— Компания сама виновата в том, что жители Прибайкалья перестали ей доверять, — уверенно говорит он. — Своим стремлением подмять под себя общественное мнение, контролирующие органы, даже государственную экологическую экспертизу и правдами или неправдами проложить нефтяную трубу по байкальскому берегу Транснефть настроила себе в оппозицию не только «зелёную», но и научную и вообще всю общественность. В том числе и все партии, и, в значительной степени, органы региональной власти. На нашей территории, да и во всей Сибири и на Дальнем Востоке, Транснефти теперь предстоит работать под особо пристальным вниманием не только государственного, но и общественного контроля.

Громкими словами и обещаниями уже не развеять настороженное отношение сибиряков к Транснефти. Заслужить уважение и доверие она сможет только практическими делами. Новый вариант трассы нефтепровода в обход Байкала, поддержанный участниками слушаний, — это и есть первый практический шаг компании по формированию уважительного к ней отношения.

Именно сейчас у Транснефти появился шанс реабилитировать себя в качестве государственной компании. Вот только выводы делать пока ещё рано. Давайте подождём, посмотрим, какими будут следующие шаги нефтепроводной компании по нашим просторам. И не будем забывать, что для того, чтобы получилось, как задумано в проекте, а не «как всегда», в дополнение к государственному контролю необходим ещё и жёсткий общественный контроль, потому что реализовать экономические интересы страны и вместе с тем сохранить природу мы сможем только все вместе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры