издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новое старое

В Иркутске проходит «ревизия» памятников истории

Центр сохранения наследия завершил большую часть работ по инвентаризации памятников истории и культуры города Иркутска, относящихся к категории «вновь выявленных». В городе их насчитывается 683, из них 360 было отработано в этом году. Для Иркутска вновь выявленные памятники в последнее время стали проблемой. Существует мнение, что именно они не дают нормально развиваться городскому центру. На самом же деле, до сих пор ими не пытались планомерно заниматься.

Всё началось с того, что в конце 1980-х годов вышло постановление правительства об инвентаризации объектов культурного наследия по всей стране. Обследовалось всё — и города, и районы. На тот момент никто не ставил конкретных задач по сохранению или реставрации выявленного наследия. Нужно было выявить его для последующего изучения. В результате, основная часть составленного списка вошла в перечень так называемых «вновь выявленных объектов культурного наследия», который согласовало Министерство культуры. В Иркутске насчитали ни много ни мало — 1175. К этому количеству нужно добавить ещё 518 объектов, которые к тому времени уже находились в государственном реестре.

«Уже по определению с ними нужно было продолжать исследовательскую работу, — говорит главный специалист ЦСН по вопросам архитектуры и градостроительства Александр Прокудин. — Но в конце 90-х перестроечная волна прошла. И памятники стали для всех «тихой болью». Кстати, это боль не только Иркутска, но и всей страны. И в 1999 году губернатор области предпринял попытку хоть как-то с этой проблемой разобраться. Прошла достаточно серьёзная ревизия. В итоге по тем или иным причинам число памятников сократилось примерно на 300 позиций. Дальше работа шла уже более целенаправленно. Каждый год из «памятников» выводилось не менее 20-25 объектов». Это была нормальная работа, с полноценным изучением и предоставлением экспертных заключений, но велась она «точечно».

Нынешняя инвентаризация — новая попытка комплексного изучения исторического наследия с целью приведения его в более-менее стройный порядок. По закону «вновь выявленный объект» охраняется так же строго, как и памятник, состоящий в госреестре, до тех пор, пока в отношении него не проведены исследования. В ходе инвентаризации как раз и определяется ценность каждого памятника по его архитектурным и историческим качествам. В зависимости от результатов исследований эксперты ЦСН дают рекомендации по исключению объекта из списка либо, наоборот, о внесении его в единый реестр.

Процедура инвентаризации подразумевает большую работу по каждому зданию. «Начнём с того, что наши специалисты фиксируют современное состояние объекта, — рассказывает начальник отдела научных исследований ЦСН Ольга Ремезова. — Бывают даже такие случаи, когда по документам стоит памятник по какому-то адресу, а на деле его давно уже нет, разрушился. Оценивается техническое состояние зданий, изучается вся имеющаяся документация, вносятся изменения и дополнения в неё». Таким образом, сохраняется история каждого конкретного дома.

Но наличие документации очень удобно и с практической точки зрения, особенно для тех иркутян, которым выпала такая «удача» — жить в памятнике. Сегодня для того чтобы своё жилище-памятник приватизировать или поменять в нём, к примеру, окна, нужно заказать специальную экспертизу. В зависимости от её результатов хозяин получает или и не получает разрешение на проведение каких-то манипуляций с жильём. Стоит ли говорить, что за экспертизу нужно платить. Так вот, в ходе инвентаризации все исследования проводит государство за свой счёт. После этого житель может прийти и получить готовый результат. «Тем более досадно, — сетует Ольга Ремезова, — когда хозяева не пускают нас в дома. Очень часто с виду вполне заурядные постройки таят внутри настоящие «сокровища» — потрясающую лепнину на потолке или изразцовый камин с медными вставками ручной работы».

«Перед нами поставлена задача провести полную ревизию не только городских, но и областных объектов, — говорит директор ОГУ ЦСН Дмитрий Лебедев. — Только в этом году из областной казны на эти работы было выделено около 2 миллионов рублей. Сейчас создана рабочая комиссия по приёмке материалов инвентаризации, в которую входят представители ЦСН и комитета по охране объектов культурного наследия. Свою работу мы закончим в следующем году». Дмитрий Лебедев пояснил, что по результатам исследований ЦСН даёт научно обоснованные рекомендации по каждому объекту, определяет степень его исторической и архитектурной ценности. Только после этого можно решить их дальнейшую судьбу. Этим будет заниматься специальный совет, который начнёт свою работу после завершения инвентаризации.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры