издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Подарок» на день рождения

  • Автор: Эдуард МЕЛЬНИКОВ.

Два садовода, возвращаясь со своих участков в Ершах, становятся невольными свидетелями убийства. Они видят, как двое молодых людей жестоко избивают девушку. Её длинные белокурые волосы прилипли от кровоточащих ран к голове. Убийцы сталкивают голое тело в воду и бегут по берегу водохранилища в сторону плотины Иркутской ГЭС. Один из очевидцев, 64-летний пенсионер, идёт несколько километров до троллейбусной остановки, откуда с телефона-автомата сообщает о преступлении в милицию. Через полчаса подростков задержат с руками, в буквальном смысле, по локоть в крови.

Недавно Иркутский областной суд вынес несовершеннолетним приговор: суть инкриминируемых им криминальных деяний Уголовный кодекс трактует как убийство двух или более лиц. Только одному из четверых подсудимых была вынесена мера наказания, не связанная с лишением свободы. После суда условно осуждённый подросток пришёл в канцелярию забрать копию приговора и свои личные документы. Достаточно было одного вопроса, и за полчаса он рассказал о преступлении в деталях.

Первой на судебном процессе дала свидетельские показания мать одного из подростков:

— 11 августа у моего старшего сына Кондрата был день рождения. Ему исполнилось 14 лет, и муж дал ему тысячу рублей, чтобы он сам себе выбрал подарок. Я испекла торт, накрыла на стол, а в два часа дня к нам в гости пришли его одноклассники и друзья.

Государственный обвинитель задаёт вопрос о наличии спиртных напитков на том злополучном дне рождения.

— Да, была бутылка шампанского, бутылка водки и три бутылки вина. Сухого! — горячо уточняет мать подростка и поспешно добавляет: — Ребятишек шестеро за столом было, но ушли все совершенно трезвые. Сын сказал мне, что они поедут за подарком в центр. Живём мы на Копае.

На троллейбусной остановке двое гостей покидают именинника. Оставшаяся четвёрка школьников едет «до танка» и заходит в девятиэтажный дом к 15-летней Марине Моториной, известной более по прозвищу Моторола.

— Поехали с нами на природу, Моторола! Наберём бухалова и оттянемся вволю на заливах, — позвали её приятели.

За решёткой в зале судебных заседаний Марина Моторина шепчется со своими подельниками, сидящими рядом на скамье подсудимых, и время от времени хихикает. Видно, что судебный процесс она воспринимает как некое развлечение.

Вот несколько выдержек из её характеристики: «Моторина М.А. растёт в неблагополучной семье. Мать страдает алкоголизмом, лишена родительских прав в 2001 году и полностью отстранилась от воспитания дочери. Отец отбывает наказание в местах лишения свободы. Опекуном является бабушка, которая не может в необходимой мере заниматься воспитанием внучки. Моторина отстаёт в умственном развитии от своих сверстников на 2-3 года, состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Героиновая наркозависимая».

— Моторола сказала, если мы заедем в Третий посёлок и купим ей три соточных чека с героином, она согласна, — даёт в суде показания один из подельников, Игорь Зверев.

— Согласна на что? — уточняет сторона обвинения.

— Ну, того, с нами… потрахаться, — убийца с трудом подбирает подходящее слово. — Мы сказали: «Хорошо, выкатывайся быстрее», а сами решили, что ей хватит и двух соточных доз. Денег у нас оставалось мало.

Моторина из-за решётки бросает подельнику с презрением:

— Сотку пожалел!

…Она быстро собрала в пакеты два старых покрывала. Не забыла прихватить для себя шприц, пластиковую бутылку с кипячёной водой, закопчённую десертную ложку и свечу. Все эти предметы в качестве вещественных доказательств лежали на рабочем столе судьи. Там же оказался и нож с выкидным лезвием длиною 14 см. Именно его выбрал себе в подарок на день рождения Кондрат Лапердин.

Компания разбивается на две группы: часть едет на наркоточку, а виновник торжества и его одноклассник Игорь Зверев спешат в оружейный магазин, где за 550 рублей приобретают нож. По дороге школяры покупают пластиковую бутылку креплёного пива. С пивом в руках они и являются в оружейный магазин. Будущее орудие преступления, изделие Ижевского оружейного завода, спокойно продают несовершеннолетним, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Вооружившись, едут к месту условленной встречи. Сашу Иванова, Марину Моторину они находят в компании 20-летней Лады Кукушкиной.

— Мы эту Ладу, которую, ну, убили, — вспоминает после суда Александр Иванов, — встретили на наркоточке. Моторола сказала мне, что Кукушкина за чек классно всё сделает. У меня в заначке была сотка, и я дал её Кукушкиной на героин. Марина и Лада укололись.

Компания благополучно воссоединяется, и через полчаса трое подростков и две девицы под кайфом спускаются в район водохранилища.

— По пути мы зашли в магазин на Мухиной и взяли там три по 0,7, — уточняют подсудимые.

Кукушкина, единственная совершеннолетняя из всей компании, по-хозяйски расстилает одно из покрывал под импровизированный стол. Пьянка постепенно набирает обороты. Не пьёт только Моторина, которая переборщила с героином. На втором одеяле с ней в ближайших кустах время от времени расслабляются подростки. Когда им надоела трупом лежащая Моторина, они запугивают ножом и насилуют Кукушкину. Впрочем, особого сопротивления та и не оказывает. Так сегодня некоторые тинейджеры проводят свой досуг: алкоголь, наркотики и героиновые дамы лёгкого поведения…

Около 18 часов к ним подошёл 32-летний безработный иркутянин Алексей Акулов.

— Спросил, можно ли ему собрать пустые бутылки. Лапа и говорит ему: «Садись, мужик, бухни с нами за мой день рождения!». Так мы познакомились, — рассказывает Иванов, единственный компании подросток из полной и благополучной в материальном плане семьи. Сейчас его отец ушёл с адвокатом: улаживать финансовый вопрос.

— Батя сразу сказал, что не даст меня «закрыть», — с гордостью заявляет дитятко.

На водохранилище водка лилась рекой. Кукушкина уже сама начала приставать к подросткам. Лапердин и Зверев уходят купаться на тёплый залив. На некоторое время с Моториной остаётся Акулов.

— Он барахтался на одеяле с Моторолой в кустах, — вспоминает Иванов.

Юные купальщики вернулись, взяли за руки-ноги голую Моторолу и отнесли в Ангару, чтобы привести свою забаву в чувство. Прохладительная процедура не помогает, и дитя разврата нагишом засыпает прямо на берегу реки.

— Акулов рассказывал нам байки всякие, как отсидел на зоне, анекдоты травил, а мы угорали с него! Прикольный он такой типус… был, — комментирует условник события памятного дня.

У компании тем временем кончается выпивка. Именинник достаёт последние 120 рублей, оставшихся от тысячи, подаренной ему отчимом; остальные вытаскивают мелочь из своих карманов. Они отправляют за спиртным Акулова и скорого на ноги Иванова.

— Этот Акулов, которого мы, ну, тоже убили, сказал, что он знает, где в посёлке можно купить химмасла. И что на полтинник всем нам хватит уделаться!

Иванов имеет в виду этилированный гашиш, который является сильнодействующим наркотическим веществом.

Пока гонцы едут в посёлок, оставшиеся развлекают себя тем, что кидают нож в деревянный щит, который специально привязали проволокой к дереву. На глаза им попадается и живая мишень. Бродячая собака, привлечённая запахом пищи, имеет неосторожность приблизиться к разгоряченным подросткам. Именинник кидает в неё нож и ранит бедное животное. Собака с воем кидается прочь, а юные садисты с дикими воплями пытаются догнать и добить её. И это им удаётся. Пролитая кровь затмевает разум, вызывает жажду новых острых ощущений.

На первом же допросе следователя прокуратуры школьники довольно точно рассказали обо всех обстоятельствах резни на берегу водохранилища. После предъявления обвинения задержанным суд вынес определение: до окончания расследования троих подростков поместить в следственный изолятор, а с Иванова взять подписку о невыезде. Поднабравшись немного тюремного опыта, уже в ходе судебного процесса обвиняемые резко меняют свои первоначальные показания.

— На меня милиция оказывала физическое и психологическое давление, — явно с подачи адвоката заявляет суду Игорь Зверев по прозвищу Волчок. Время от времени он колупает свеженаколотую татуировку на левой кисти. По делу Зверев идёт «паровозом» — основным обвиняемым. Уже со школьной скамьи подросток сознательно стремится в блатной мир. Таким тюрьма — дом родной. Срок наказания они считают пятилетками, а если и выходят из зоны — то как бы в отпуск, на месяц-другой, и снова назад, на базу, в тюрьму.

Именно Волчок в тот день первым затеял ссору с Акуловым: ему показалось, что новый знакомец принёс слабые косячки с травкой и купил дешёвой водки.

— Он полтинник скрысил, пацаны! — заявляет Зверев.

Объективности ради, надо сказать, что оперативники действительно обнаружили в носке убитого купюру достоинством в 50 рублей. Зверев и Акулов сцепились не на шутку. Молодость, естественно, победила. Лежачий Акулов просит, чтобы его больше не били. Здесь бы и остановиться подросткам, но очнувшаяся, наконец, Моторола подбивает именинника:

— Прикинь, этот бичара, пока вы купались, ко мне втихаря подкатился! А может у него СПИД или сифилис?

Школьники тормошат вконец окосевшую Кукушкину. В повестке единственный вопрос: видела ли она, как Акулов производил сексуальные действия с Моториной? Этого она не видела. Зато точно помнит, что и сама имела неосторожность заниматься незащищённым сексом с источниками «чумы 21 века». Конфликт вспыхивает с новой силой. Подростки снова избивают Акулова, выпытывая: не болен ли тот СПИДом? Акулов не оказывает сопротивления, но упорно отрицает наличие у него инфекции, передающейся половым путём. Это почему-то злит тинейджеров. В руках одного из них — виновника торжества — блеснуло лезвие.

— Лапа, дай мне! Я его, козла, сейчас на перо посажу! — с такими словами Зверев выхватывает орудие убийства и наносит Акулову удары.

Потерпевший начинает громко звать на помощь компанию отдыхающих, расположившуюся примерно метрах в пятидесяти от них. Однако на его отчаянные призывы никто не откликается, и раненый затихает под ударами. На свою голову, в конфликт вмешивается Кукушкина. Она отчаянно пытается призвать всех к спокойствию, потом просит Моторину отойти в сторону и уговаривает её вызвать по сотовому телефону «скорую» Акулову. Та отвечает отказом: нет, мол, денег на счету. А потом потихоньку сообщает Звереву о намерении своей героиновой подруги:

— Пацаны, сдаст она нас всех!

К тому времени Акулов уже не подаёт признаков жизни. Желая узнать, жив ли он ещё, Зверев прижигает запястье потерпевшего окурком. Как потом покажет экспертиза, одно из ножевых ранений задело кровеносную артерию. Акулов скончался от большой кровопотери. Его можно было бы спасти, окажи ему хоть кто-нибудь элементарную помощь, перетянув выше раны жгутом.

Увидев лужу крови, Кукушкина стала громко звать на помощь.

— Она бежала и кричала, что мы хотим и её убить, — комментирует Иванов.

Именинник и Зверев быстро догоняют девушку. Лапердин ставит жертве подножку, её раздевают, чтобы не убежала, и по очереди наносят четыре удара ножом в живот. Одно из ножевых ранений оказалось смертельным. Убийцы сталкивают тело в реку.

Потом прячут в кустах мёртвого Акулова и, едва держась на ногах, бредут через плотину, где их и задерживают оперативники.

Только Моторина остаётся спать в кустах на берегу водохранилища: её доконала очередная сверхдоза героина. Спустя два часа едва живую наркоманку находят оперативники и вызывают скорую помощь.

— Опоздай мы хотя бы минут на пять, девушка бы умерла, — даёт свидетельские показания врач «скорой». — У неё от передозировки остановилось дыхание. Я первым делом поставил ей укол дыхательного аналептика. Затем мы с фельдшером применили аппарат для принудительного вентилирования лёгких.

При назначении наказания был учтён несовершеннолетний возраст подсудимых и тот факт, что никто из них не привлекался ранее к уголовной ответственности. Игорь Зверев приговорён к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Кондрат Лапердин получил 7 лет, Марине Моториной дали 3 года и назначили принудительное лечение от наркомании. Александр Иванов отделался условным сроком в 3,5 года.

Имена и фамилии изменены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры