издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Железный дефицит

Горняки готовы покупать труднодоступные активы

Три месторождения железной руды в Усть-Илимском районе — Капаевское, Поливское и Нерюндинское, не нашедшие хозяина в 2004 году, планируется выставить на продажу повторно. На этот раз их шансы быть проданными гораздо выше — РЖД заявила о строительстве железной дороги от Белого Яра до Усть-Илимска, что позволит решить проблему транспортной доступности запасов железной руды. Активами уже заинтересовался Коршуновский ГОК, входящий в ОАО «Мечел». К 2027 году один из крупнейших российских производителей сырья для металлургической промышленности может столкнуться с нехваткой железной руды. По прогнозам аналитиков, место рождения могут быть интересны «Евраз холдингу» и Магнитогорскому металлургическому комбинату.

О том, что к 2027 году Коршуновский ГОК, входящий в ОАО «Мечел», может столкнуться с нехваткой сырья, на пресс-конференции в понедельник рассказал управляющий директор комбината Юрий Ефименко. Сейчас предприятие разрабатывает три месторождения. Запасы Коршуновского составляют 56,8 млн. тонн, Рудногорского — 101,3 млн. тонн, Татьянинского — 3,7 млн. тонн. Через два-три года ресурсы последнего будут исчерпаны, подчеркнул управляющий директор Коршуновского ГОКа. Между тем в 2008 году ГОК планирует несколько увеличить объёмы производства 2007 года, когда было выпущено 5 млн. тонн концентрата.

Проблемой нехватки сырья Коршуновский ГОК озаботился ещё несколько лет назад, планируя решить её при помощи Краснояровского месторождения железной руды, расположенного в Братске. Здесь ежегодно предполагалось добывать 52 млн. тонн руды. Но уже на первом этапе горнякам пришлось столкнуться с трудностями: осенью 2005 года участники общественных слушаний по материалам предварительной оценки воздействия на окружающую среду проекта по освоению месторождения отправили его на доработку. За два года в освоение месторождения было инвестировано более 32 млн. рублей. В прошлом году «Иркутскэнерго» подвергло сомнениям проведённые ранее испытания по воздействию разработки месторождения на Братскую ГЭС, проведённые Институтом земной коры. Теперь испытания будут проводиться вновь.

На Коршуновском ГОКе полагают, что запасов Краснояровского месторождения комбинату должно хватить на 20 лет. Объект интересен компании, несмотря на то что расположен далеко от основного производства комбината, а значит, придётся перевозить руду на большое расстояние. В целом Коршуновский ГОК планирует вложить в освоение месторождения в Братске порядка 6 млрд. рублей. В нынешнем году будет инвестировано примерно 6 млн. рублей.

Впрочем, трудности с сырьём к 2027 году для горняков неизбежны, даже если начнётся добыча на Краснояровском месторождении и будет сделана «прирезка» на Коршуновском. В мире существует дефицит железной руды. «О его величине говорит хотя бы тот факт, что в 2008 году ожидается повышение цен на железную руду на 50-70%, — рассказал аналитик ИК «ФИНАМ» Денис Горев. — В основном по причине резкого спроса на неё со стороны китайских металлургов». «В условиях дефицита задача компаний — найти дополнительные ресурсы, — рассказала пресс-секретарь Коршуновского ГОКа Оксана Пономаренко. — Но проблема в том, что уже разрабатываемые месторождения имеют хозяина, остальные сложны для освоения».

Сейчас Коршуновский ГОК присматривается к месторождениям Усть-Илимской свиты — Поливскому, Нерюндинскому и Капаевскому — с суммарными прогнозными ресурсами в 1,392 млрд. тонн. По словам Юрия Ефименко, два месторождения подходят для открытой добычи руды, на одном придётся использовать технологию подземной добычи. «Здесь уже другая технология — предварительное обогащение руды на месте, чтобы везти на Коршуновский ГОК более богатую руду», — подчеркнул руководитель предприятия.

Впрочем, будущему владельцу лицензии на месторождения придётся столкнуться и с другими трудностями. «Все три месторождения находятся примерно на одной линии. Максимальное расстояние прокладки железной дороги для соединения их с Усть-Илимском составляет 160 км», — рассказал «Конкуренту» заместитель начальника Иркутскнедра Николай Суслов. Судя по всему, именно этот факт стал причиной того, что аукцион по продаже месторождений в 2004 году не состоялся. Заявители — «Евраз холдинг» и аффилированная с ним структура — туда не явились.

Между тем обрести хозяина три месторождения железной руды в Усть-Илимском районе могут уже в нынешнем году. «Эти объекты вошли в проект перечня на 2008 год, — отметил Николай Суслов. — Скорее всего, аукционы по ним пройдут не раньше третьего квартала». По мнению Дениса Горева, интерес к данным месторождениям могут проявлять такие компании, как «Евраз холдинг» и ОАО «Мечел». Также не исключено, что участие в аукционе примет и Магнитогорский металлургический комбинат, пытаясь решить проблему своей сырьевой необеспеченности, подчеркнул он.

В этом году может решиться и вопрос транспортной доступности Капаевского, Поливского и Нерюндинского месторождений. РЖД разрабатывает проект строительства Северосибирской железной дороги от красноярского Белого Яра до Усть-Илимского района. Как сообщили нашей газете в пресс-службе ВСЖД, к строительству планируется приступить в нынешнем году. Насколько на интерес Коршуновского ГОКа к Капаевскому, Поливскому и Нерюндинскому месторождениям повлияли заявления железнодорожников, на комбинате пока не комментируют.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры