издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зимняя мода

Традиционный фестиваль на Байкале ищет новый образ

  • Автор: Галина СОЛОНИНА, Антон КОМОВ, специально для «Восточно-Сибирской правды»

В начале апреля завершился шестой Международный фестиваль зимних игр на Байкале «Зимниада». Его главный итог в том, что зимний Байкал становится модным и востребованным. Постепенно увеличивается число организованных туристических групп, байкальские гостиницы и турбазы не впадают, как раньше, в многомесячную зимнюю спячку. Число туров, предлагаемых иркутскими туристическими компаниями в зимний период, растёт более чем на 15% в год. Прежде байкальские льды манили в основном туристов-экстремалов, путешествовавших на свой страх и риск. Теперь, как показал фестиваль, программами зимнего туризма на Байкале всерьёз заинтересовались представители туркомпаний из России и дальнего зарубежья, включающие озеро в список своих маршрутов.

Между тем итоги фестиваля нельзя назвать однозначными. В этом году у фестиваля фактически отсутствовал «хозяин» (областная администрация выступила в роли заказчика, каждый из туроператоров вёл свой конкретный проект в рамках фестиваля, мало интересуясь, как обстоят дела у партнёров). В период активной фазы «Зимниады» функции связующего звена выполнял не единый штаб фестиваля, как раньше, а пресс-центр. Были и компании, которые отказались от заявленных ими мероприятий, и в уже опубликованном календаре «Зимниады» образовались пробелы. Отсутствие единого оператора привело к тому, что решать проблемы мероприятий, находящихся под угрозой отмены, было некому.

В этом году в «Зимниаде» участвовали 27 тысяч человек. Самыми массовыми событиями стали гуляния на Масленицу в «Тальцах» и новом центре массового досуга «Ерши». «Тальцы» представили свою традиционную программу с этнографическим уклоном, «Ерши» продвигали креативные акции – парад снеговиков и чемпионат по игре в снежки. Гуляния в «Тальцах» в рамках «Зимниады» посетили 8 тыс. человек, в «Ершах» – 7 тыс.

В этом году существенно увеличилось число участников спортивных мероприятий, проходящих в рамках «Зимниады». Это касается БАМа – Большого альпинистского лыжного марафона, Международного ледового марафона по маршруту «Танхой – Листвянка» и Кубка губернатора по горным лыжам. По оценке наблюдателей, росту популярности способствовало повышение статуса самих мероприятий: БАМ вошёл в список главных российских марафонов Russialoppet, Международный ледовый марафон получил статус одного из 25 самых впечатляющих забегов планеты.

Ещё один интересный тренд «Зимниады»: в программе фестиваля появляется всё больше мероприятий для рыбаков, и они даже начинают конкурировать друг с другом. К примеру, на озере Хубсугул состоялись два чемпионата: одно соревнование проводил традиционный организатор – компания «Байкал Дискавери», другое – клуб семейных путешествий «Байкальское кочевье».

Чемпионат по подлёдной рыбалке на Малом море, который организовали Областное общество охотников и рыболовов (Росохотрыболовсоюз) и компания «Гранд Байкал», остаётся визитной карточкой «Зимниады». Кстати, главному соревнованию рыболовов обычно предшествуют различные корпоративные турниры – их проводят на этом же участке пролива одним-двумя днями раньше. В этом году зимняя рыбалка помогла владельцам маломорских турбаз. С середины февраля по конец марта в выходные дни их рекреационные объекты пользовались неплохим спросом.

Календарь «Зимниады» пережил не одну «редакторскую правку». Особенно не повезло оригинальному проекту фестиваля под названием «105 меридиан». В прошлом году его мероприятия отменила Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). В этом году авторы проекта не нашли спонсоров, в итоге ледовая база на 105 меридиане так и не была построена, популярный Трансбайкальский пеший переход по маршруту «Танхой-Листвянка» отменили. Не состоялась и многодневная гонка на снегоходах, лыжах и собачьих упряжках «Зов предков».

Кстати, в этом году ГИМС также активно боролась за безопасность. Под запретом оказались несколько экспедиций по Байкалу и гонки на льдинах в День смеха. В итоге авторы идеи всё равно провели сплав в истоке Ангары, но уже как частное мероприятие. Уже два сезона туркомпании, занимающиеся организацией ледовых туров, и ГИМС не могут прийти к консенсусу. Логика событий такова, что туроператорам проще вообще ничего не проводить на льду Байкала, чем нести убытки из-за внезапной отмены туров.

Серьёзную трансформацию переживают взаимоотношения туроператоров и спонсоров «Зимниады». Прежде финансовую помощь фестивалю оказывали крупные компании, которых привлекала администрация области. Теперь из когорты традиционных спонсоров, для которых фестиваль – площадка исключительно для размещения имиджевой рекламы, осталось только ОАО «Иркутскэнерго». Компанию энергетикам в этом году составили «Иркутскгазпром» и «Востсибуголь».

Другие спонсоры преследуют коммерческие цели, продвигая с помощью «Зимниады» свои товары и услуги. Это, к примеру, касается производителя алкогольной продукции, владельца сети магазинов туристического снаряжения и других. Возможно, спонсоры-прагматики станут в ближайшие годы основными донорами «Зимниады», поскольку туркомпании региона по-прежнему не имеют свободных ресурсов для поддержки некоммерческого блока фестиваля, а рассчитывать на существенное увеличение бюджетного финансирования не приходится.

Шестую «Зимниаду» с ознакомительными целями посетили представители более 20 туркомпаний из России и дальнего зарубежья – Венгрии, Сербии, Англии, Германии. Они намерены уже в будущем году отправить на зимний Байкал туристические группы. Растёт и внутренний турпоток – россияне начинают активно путешествовать по собственной стране. Таким образом, подготовка нового календаря «Зимниады», учитывающего тенденции местного и российского туррынков, должна начинаться уже сейчас. Возможно, наиболее оптимальным вариантом является создание специализированного туроператора (в эту структуру могут войти и представители компаний, накопивших немалый опыт в проведении акций «Зимниады»), который будет в межсезонье готовить новые и модернизировать традиционные программы фестиваля, привлекать крупных спонсоров, заниматься масштабной рекламной и PR-поддержкой фестиваля как главного события зимнего туристического сезона на Байкале.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры