издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не виртуальное будущее иркутских банкоматов

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

В Эстонии мышь забралась в банкомат и сделала себе гнездо из денег. В Москве профессиональный борец сумо попытался унести банкомат из магазина. Тема сбоев в работе банкоматов стабильно находится в центре внимания посетителей финансовых форумов. Это далеко не полный перечень происшествий, которые случаются с этими устройствами ежедневно. «Конкурент» решил выяснить, как относятся к банкоматам иркутяне и какое место занимает этот «ящик с деньгами» в жизни современного человека.

Кто больше

Сегодня в Приангарье работает 1430 банкоматов, сообщили «Конкуренту» в отделе платёжных систем и расчётов Главного управления Центрального банка РФ (ГУ ЦБ РФ) по Иркутской области. «Из них 1221 – с функцией оплаты услуг и 342 – с функцией приёма наличных», – уточнили в отделе. Точными сведениями о том, насколько ежегодно в регионе увеличивается число банкоматов, а также сколько из них расположено в областном центре и других крупных городах, ГУ ЦБ РФ не располагает. По данным компании «ДубльГИС», сейчас в Иркутске, Ангарске и Шелехове насчитывается примерно 680 устройств 92 кредитных организаций (для сравнения: в мае 2008 года в трёх городах области было 450 устройств, которыми владели 70 банков). 

Самым большой парк банкоматов в Иркутске, по информации кредитных организаций, сегодня у Байкальского банка Сбербанка РФ и ВТБ24, у которых около 160 и 100 устройств соответственно. Развитой сетью банкоматов в области (от 30 до 50 устройств) также владеют Альфа-Банк, Балтийский банк и МДМ-банк. Лидируют они и по количеству операций по оплате товаров и услуг в общем объёме банковских операций. На первом месте по этому показателю в регионе находится Байкальский банк (на его долю приходится 75,3% операций), затем идут ВТБ24 (7,7%) и Альфа-Банк (2,9%). При этом, как подчеркнули в отделе платёжных систем и расчётов ГУ ЦБ РФ по Иркутской области, по объёму операций впереди в основном те кредитные организации, которые владеют наиболее развитой сетью банкоматов. Следовательно, меньше всего устройств у небольших местных банков, а также филиалов банков из других регионов страны.

До востребования

Статистика банков показывает, что с момента появления в городе первых банкоматов популярность их среди населения только растёт. Так, по словам начальника отдела по управлению удалёнными каналами об-служивания Байкальского банка Михаила Рязанцева, ежегодно количество транзакций по удалённым каналам обслуживания увеличивается на 15%. «При этом сегодня уже 90% всех операций по снятию наличных проходит через банкоматы, а не через офисы обслуживания», – подчеркнул он.

В среднем сегодня одно устройство выполняет около 3,5 тыс. операций в месяц. Самой популярной функцией, ради которой люди идут к банкомату, остаётся снятие наличных, а также оплата услуг. «По внесению наличных ситуация стабильная: на неё приходится около 2% от всего количества операций», – уточнил представитель Байкальского банка.

При этом единого мнения о назначении банкоматов в профессиональной среде сегодня нет. Одни стремятся максимально нарастить их функционал, превратив в универсальное устройство. Другие считают, что перегружать банкоматы не профильными для них функциями не стоит, потому что большинству клиентов они по-прежнему нужны, чтобы снять деньги.

Однако, несмотря на это расхождение, почти все крупные банки сегодня планируют наращивать парк банкоматов с современным функционалом (стоимость одного такого устройства составляет сегодня 25–28 тыс. долларов). Так, ВТБ24 до конца года планирует установить в Иркутске ещё шесть устройств. На 40–50% намерен увеличить до конца года количество банкоматов и терминалов Байкальский банк на всей территории своего присутствия. Сколько из них будет установлено в Иркутске, не уточняется.

Банкоматы против хулиганов… и холода

Что касается случаев кражи, порчи или попытки вскрыть банкомат, то до сих пор в регионе никаких громких происшествий не было. Как сообщили  в пресс-службе ГУВД по Иркутской области, отдельной статистики по случаям нападения на банкоматы не ведётся, так как бывают они крайне редко. «Связано это с тем, что все банкоматы защищены, они охраняются, есть система видеонаблюдения, что естественно сдерживает от попыток нападения на них», – отметили в пресс-службе ГУВД.

Сотрудники банков со своей стороны крайне сдержанно комментируют этот вопрос. «К сожалению, такие факты есть, – рассказал «Конкуренту» Михаил Рязанцев. – Но это единичные случаи – два-три в год. Украсть? У нас ничего не крали. Мы говорим лишь о фактах вандализма».

В ВТБ24 также сообщили, что происшествия с банкоматами случаются, но редко. Большинство из них сотрудники банка классифицируют как «мелкое хулиганство», потому что повреждения, которые наносились банкоматам, были незначительными. «Все виновные найдены и привлечены к ответственности», — подчеркнула Евгения Сычёва.

Не вызывают беспокойства у иркутских банков и атаки хакеров. По сравнению с ними гораздо больше проблем создают сильные морозы. Как рассказал Михаил Рязанцев, за эту зиму на всей зоне присутствия Байкальского банка у него «замёрзло» 20 банкоматов. «Правда, все они были достаточно быстро отогреты», – подчеркнул он.

Динамо-машина

Сбои в работе банкоматов – одна из самых популярных тем среди их пользователей. Чаще всего иркутяне жалуются, что устройства не выдают обратно карту или деньги, а также на высокие комиссии при снятии наличных в «чужих» банках и небольшое количество банкоматов, в том числе работающих в круглосуточном режиме.

– Проблем с банкоматами ещё достаточно, независимо от банка. Конечно, стало гораздо лучше, чем пять лет назад, но по-прежнему есть над чем работать, – считает пользователь карт трёх банков Наталья.

Дефицит банкоматов, как правило, наблюдается у филиалов кредитных организаций, на которые приходится небольшая доля регионального банковского сектора. Так, в Иркутске сегодня есть несколько организаций, которые владеют одним или двумя устройствами, ещё больше тех, кто располагает сетью из 10–15 банкоматов. «При этом все они доступны только в рабочее время, так как находятся в зданиях, – говорит держатель карты одного из таких банков Павел. – Если бы мой работодатель не перечислял туда зарплату, давно бы от неё отказался».

Есть нарекания и на крупные банки с развитой сетью банкоматов. Одних клиентов, к примеру, не устраивает то, что к некоторым из устройств нет доступа в ночное время, других – длительный срок возврата карты или ошибочно списанной суммы денег.

– Недавно один из банкоматов «съел» мою карту, – рассказывает Елена. – И пока я писала заявления, ждала инкассацию, прошла почти неделя. Всё это время доступа к счёту на карточке у меня не было. Поэтому хотелось бы или компенсации за неудобства, или дополнительной системы доступа к деньгам на «проглоченной» карте.

Впрочем, немало сегодня и активных пользователей банкоматов, которые говорят, что не сталкивались со сбоями в их работе. Сами банки также заявляют о низком уровне отказов в работе банкоматов. К примеру, сотрудники Байкальского банка сообщили, что коэффициент готовности по их сети устройств в среднем по городу составляет сейчас 95%.

Что будет, когда их не будет

Интересно, что темпы роста числа банкоматов в России сегодня являются одними из самых высоких в мире. По данным британской аналитической компании Retail Banking Research, в 2008 году в нашей стране насчитывалась 51 тыс. банкоматов, к 2010 году их число возросло до 80 тыс. штук. При этом в мире в этом году количество банкоматов превысило 2 млн. устройств. Между тем в некоторых европейских странах в прошлом году впервые, вопреки российской тенденции, напротив, произошло снижение их числа.

В профессиональной среде это  объясняют тем, что банкоматы и различные платёжные терминалы – лишь этап в развитии современных финансовых инструментов. «Это устройства, которые необходимы для того, чтобы пользоваться наличными деньгами. Пока ещё они нужны», – считает Михаил Рязанцев. Следующий этап развития, по его словам, это когда большинство операций по оплате товаров и услуг будет осуществляться через Интернет.

Правда, эти перспективы не совсем увязываются со статистикой о проникновении Интернета в регионах страны. По данным последнего исследования интернет-компании «Яндекс», весной этого года СФО занимал пятое место среди федеральных округов по уровню проникновения Интернета: им пользовалось 28% населения старше 18 лет. В среднем по России в крупных городах Интернетом пользуется около 51% населения, в сельской местности – не более 20%.

Кроме того, сегодня по-прежнему высок процент людей, которые пользуются банковской картой, но только с тем, чтобы раз иди два в месяц от-стоять в очереди и снять с неё все наличные разом. Так что перспективы широкого внедрения интернет-банкинга в России пока выглядят неоднозначно.

– Я не склонен смотреть на мир через «розовые очки» и считаю, что такое будущее ещё очень далеко, – ответил «Конкуренту» начальник управления развития каналов самооб-служивания Альфа-Банка Владимир Урбанский. – Пока доля наличных платежей по-прежнему очень велика, и динамика её уменьшения далека от желаемой. Поэтому в ближайшее время банкоматы будут оставаться важным каналом обслуживания и самообслуживания клиентов.

Впрочем, перспективы у интернет-банкинга в нашей стране всё же есть. «Мы недавно подсчитали, через какие каналы клиенты больше всего взаимодействуют с банком, – рассказал Владимир Урбанский. – Оказалось, что в отделение банка они обращаются только в 10% случаев, примерно 45% обращений приходится на банкоматы, остальные 

45% – на интернет-банк и телефонный центр. Причём доля интернет-банка постоянно растёт. А в абсолютных цифрах количество контактов увеличивается практически во всех каналах».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры