издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Продать» Байкал

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Существует простая формула: туристическая привлекательность любого объекта на планете прямо пропорциональна количеству людей, приезжающих на него посмотреть. Последние два года поток российских туристов, въезжающих на территорию Иркутской области, практически не меняется, а количество иностранных – падает. Региональные власти тем временем планируют, что к 2016 году число желающих отдохнуть на Байкале должно увеличиться в два раза. Чем можно было бы привлечь такое количество туристов и что получают все те, кто едет на Байкал сегодня, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.

Реальный туризм

По данным агентства по туризму Иркутской области, в прошлом году на территорию региона въехали 657,5 тыс. туристов, в том числе около 45 тыс. – иностранцев. При этом, как уточняет Министерство спорта и туризма России, по сравнению с 2008 годом количество туристов из-за рубежа сократилось примерно на 30%, тогда как общие показатели посещаемости региона остались на уровне позапрошлого года. В этом году, считают в областном правительстве, туристическая активность в регионе останется на уровне предыдущих лет. За первые шесть месяцев 2010 года Приангарье успело посетить уже около 321 тыс. человек.

Между тем проблем, мешающих привлекать сюда большее количество отдыхающих, по мнению руководителя регионального агентства по туризму Ирины Рютиной, по-прежнему достаточно. К числу главных она относит общий низкий уровень развития туристической инфраструктуры региона – от качества дорог до уровня сервиса в отелях и на турбазах. Отрицательно сказывается на привлекательности региона и стоимость авиабилетов до Иркутска из Москвы, Петербурга и других городов. Причём в летний период она повышается ещё больше. Между тем именно на летние месяцы приходится наибольший прирост числа желающих отдохнуть на Байкале.

– По нашим оценкам, около 70% туристов приезжают сюда в летние месяцы, – рассказывает Ирина Рютина. – Пик активности приходится на июль–август. В зимние месяцы, а также весной и осенью число желающих отдохнуть на Байкале по-прежнему незначительное.

Среди наиболее посещаемых мест на Байкале она выделяет Листвянку, Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) и заливы Малого моря. «Листвянка на протяжении нескольких лет является лидером по посещаемости, – говорит Ирина Рютина. – КБЖД также не нуждается в рекламе, ежегодно число желающих проехать по дороге туристов растёт». А вот на Малом море в этом году, напротив, их количество по сравнению с прошлым годом снизилось. Как объясняют представители иркутского турбизнеса, из-за растущего несоответствия цены и качества предлагаемых услуг. Лидерство Листвянки они также оценивают неоднозначно.

– Фактически в самой Листвянке туристам делать нечего, – говорит начальник отдела въездного туризма компании «Гранд Байкал» Екатерина Серышева. – Её большая посещаемость связана прежде всего с тем, что Листвянка является важным транзитным пунктом, откуда для многих начинается путешествие в другие точки Байкала. Причём альтернативы у всех приезжающих сюда пока нет. Но если в Бурятии, которая сейчас активно занимается развитием соответствующей инфраструктуры, появится подобный транспортный узел, Иркутская область может потерять значительную долю своего турпотока.

Среди регионов СФО Иркутская область сегодня находится на третьем месте по посещаемости туристами, уступая лишь Республике Алтай и Алтайскому краю. Причём оба региона лидируют с большим отрывом: в прошлом году там было зарегистрировано 1,3 и 1,2 млн. туристов соответственно. На четвёртом месте – Республика Бурятия. За 2009 год, по данным Министерства спорта и туризма России, туда приехали более 347 тыс. человек, что на 19,5% больше, чем в 2008 году, когда Бурятию посетили 291 тыс. человек. Количество иностранных туристов по сравнению с 2008 годом также возросло, на 4,3%: если в позапрошлом году на территории субъекта отдохнули 16,5 тыс. иностранцев, то в 2009-м – 17,2 тыс. человек.

На севере диком

Большинство желающих побывать на Байкале едут сюда затем, чтобы увидеть дикое и холодное озеро. А вместе с ним – красоты его природы и другие достопримечательности. Именно такое представление о Байкале, по словам представителей иркутского турбизнеса, является сегодня наиболее распространённым. Однако единого мнения о том, существует ли в мире бренд (комплекс информации о продукте или услуге, формирующий её образ. – «Конкурент») Байкала, в туристической среде по-прежнему нет. К примеру, генеральный директор компании «Спутник Байкал» Константин Мамаджанов считает, что единый сформированный образ у озера есть.

– Когда люди говорят о Байкале, имеют в виду прежде всего Сибирь, – считает он. – Ведь что такое Байкал? Это озеро в сердце Сибири, самое чистое, самое голубое. Хотя, скорее всего, все те, кто в итоге приедут сюда, будут несколько разочарованы в этих своих представлениях, когда посмотрят на кучи мусора на побережье и хаос, который царит в местном гостиничном сервисе.

Отрицательно сказывается на туристической активности в регионе и низкое качество сервиса, считает Константин Мамаджанов.

– Вообще надо иметь определённое мужество, чтобы решиться на поездку сюда, – говорит он. – Любого человека, который хоть раз отдыхал в Европе, вид наших турбаз на Малом море приводит в шок. Тем более что проживание там нередко стоит столько же или даже дороже, чем в среднем отеле за рубежом. А из-за отсутствия регионального авиаперевозчика сюда очень дорого ехать. Поэтому неудивительно, что наши партнёры в Москве и Европе говорят, что продавать туры сюда довольно сложно.

То, что отдых на Байкале стоит дорого, иркутские туроператоры и сами прекрасно знают. «Почти каждый раз, когда жители из других регионов приобретают сюда тур, нам приходится отвечать на вопрос «А почему так дорого?», – рассказывает Екатерина Серышева, которая также считает, что бренд Байкала существует. В основе его – первозданность байкальской природы.

Впрочем, пока, похоже, по-настоящему «дикими» являются цены на отдых на диком Байкале. «К примеру, стоимость проживания на базе отдыха начинается от 1,5 тысячи рублей в сутки, пятидневный круиз на теплоходе по Байкалу – 30–40 тысяч рублей на человека. И это – без учёта перелёта», – перечисляет она.

Учитывать стоимость перелёта при этом немаловажно. В первую очередь потому, что примерно половина российских туристов, приезжающих на Байкал, – это москвичи, а также жители близлежащих городов. В общем турпотоке, по данным компании «Гранд Байкал», на долю москвичей приходится около 40%, жители других регионов страны составляют 30% и ещё 30% – это иностранцы. Их числа последних чаще всего сюда едут жители Германии, Китая, Кореи, США, Швеции и совсем незначительное количество – из Японии.

– Но сказать, что кто-то уезжает отсюда разочарованным, я не могу, – говорит Екатерина Серышева. – Скорее, наоборот. Здесь всё зависит от качества работы туроператора. Хотя к чему-то людей всё-таки приходится готовить. В основном это, конечно, высокие цены и несоответствие качества услуг их стоимости. Простой пример: когда клиент покупает круиз, то думает, что будет плавать на современном теплоходе или яхте, а в реальности получает обычный частный корабль, переделанный для прогулок по Байкалу.

Необразное развитие

Но есть и обратная точка зрения в вопросе о том, существует ли у Байкала единый сформированный образ. «Если говорить о бренде в современном понимании, как о глобальной объединяющей идее территории, её стержне, то на Байкале её сегодня нет, – считает пресс-секретарь компании «Байкальские приключения» Александр Верхозин. – Есть только устоявшиеся стереотипы у разных групп людей: туристов из европейской части России, иностранцев и местных жителей».

Связано это, по его мнению, прежде всего с тем, что до сих пор серьёзным брендингом Байкала никто не занимался. «И я не вижу предпосылок для его создания в ближайшие годы», – говорит Александр Верхозин.

– Дело в том, что разработка и продвижение бренда – это дорогая история, – объясняет он. – Когда мы анализировали этот вопрос, получилось, что формирование бренда стоит не менее 200 тысяч долларов, а продвижение – около 1 миллиона долларов ежегодно. Для примера: Россия на брендирование и продвижение своих территорий каждый год тратит около 6 миллионов долларов. Это столько же, сколько направляет на эти цели маленькая Словакия. А Франция ежегодно вкладывает в продвижение своих территорий более 60 миллионов долларов. Пока мне не приходилось слышать, чтобы Иркутская область планировала тратить такие суммы самостоятельно или в кооперации с соседями.

Для сравнения: в этом году агентству по туризму Иркутской области выделено 7 миллионов рублей на продвижение региональных турпродуктов на российских и международных выставках. «Каждый год эта сумма уменьшается, в прошлом году сумма была 10 миллионов рублей», – пояснила Ирина Рютина. Впрочем, помимо денег у нас сейчас нет и соответствующих специалистов, которые могли бы заниматься формированием соответствующего имиджа Байкала и его раскруткой.

Однако, несмотря на отсутствие пока предпосылок для формирования единого образа Байкала, сделать это необходимо, уверен Александр Верхозин. И в качестве примера приводит возможность продвижения наиболее распространённого образа озера как «самого экологически чистого места на планете». 

Создание такого бренда, по его словам, обеспечит в первую очередь эффективную трату средств, которые сегодня аккумулируются 

в региональной туристической отрасли.

– Потому что тогда все участники отрасли будут работать на достижение единой цели, – объясняет он. – И власти, и турфирмы, и простые рыбаки на Малом море, которым тогда станет невыгодно ловить рыбу сетями и выбрасывать в воду пластиковые бутылки, а местным жителям – оставлять мусор на побережье. Причём именно бренд создаёт ту среду, в которой каждый, занимаясь своим делом, работает на общий результат.

Отчасти это снимает и остроту вопроса о цене туров на Байкал для жителей центральной части России или иностранцев. «Мы работаем с этой аудиторией и знаем, что люди сегодня готовы платить за комфорт, – рассказывает собеседник «Конкурента». – Причём, как правило, они действительно хотят видеть чистый, дикий, нетронутый Байкал, но при этом жить в стоящем на берегу современном отеле со всеми удобствами. К слову, москвичи или иностранцы, как правило, едут сюда гораздо охотнее, чем жители Красноярска или Улан-Удэ. Всё потому, что большинство туристов путешествуют по миру по простому принципу: увидеть что-нибудь один раз, поставить галочку – и всё. Так что для них Байкал – это такая мечта. И чем она дальше, тем желаннее».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры