издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа капремонта

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Капитальный ремонт многоквартирных домов в Иркутске подходит к концу. Он должен быть полностью завершён в этом году. Мэр города Виктор Кондрашов в среду лично проверил, как идут работы в рамках федеральной программы по 185-му ФЗ, и в целом увиденным в микрорайоне Ново-Ленино остался доволен. «Сибирский энергетик» вместе с градоначальником заглянул в подвал, где полюбовался новым погодоведомым оборудованием, а также убедился, что новая схема разводки электрики в подъезде более надёжна с точки зрения пожарной безопасности. А ещё мы спросили непосредственных участников программы, устраивает ли их качество ремонта.

«Благодарных не найдёте»

Представители Северного управления ЖКС, комитета по ЖКХ город-ской администрации, компании-подрядчика и журналисты ждали мэра в Ново-Ленино возле дома в переулке Восточном, 4.  Несколько дней назад его жители обратились в средства массовой информации – согласно сообщению пресс-службы мэрии, их не устраивало качество ремонта. Суть обращения состояла в следующем: после окончания подрядчиком работ произошло несколько порывов труб в квартирах, у части жильцов не было отопления. Специальная комиссия, в состав которой вошли специалисты администрации Ленинского округа, обнаружила ряд недостатков и потребовала их устранения. 

Нескольких минут, на которые мы опередили мэра, хватило, чтобы иркутская «четвёртая власть» начала мёрзнуть. Кто-то, кажется, из управляющей компании, со знанием дела предложил сразу спуститься в подвал – там тепло и сухо. И есть что показать: в доме была заменена система теплоснабжения, установлены общедомовой счётчик тепла и погодоведомое оборудование, автоматически регулирующее подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры воздуха на улице. 

Однако Виктор Кондрашов начал серьёзный разговор о капремонте с представителями подрядчика – компании «Стройтис» – и Северного управления ЖКС на улице. В него тут же вмешалась местная жительница, наблюдавшая происходящее с балкона второго этажа: 

– Вы лучше в подъезде сфотографируйте, – без лишних предисловий обратилась она к людям с камерами. 

– Текущий ремонт подъездов запланирован на следующий год, – поспешил заверить представитель УК. 

– Батареи холодные, холодрыга вон в квартире, – не сдавалась дама. Но, не услышав ответа и, видимо, почувствовав, что на улице не теплее, она исчезла с балкона.

Между тем журналисты вместе с мэром узнали, что в доме ещё отремонтировали кровлю и заменили систему электроснабжения.  Побывав в подвале и убедившись, что там действительно чисто, сухо, тепло и работает автоматика, Виктор Кондрашов направился в подъезд, где осмотрел новый распределительный щит электроснабжения. Теперь каждая квартира подключена к отдельному автомату, сделан новый контур заземления, что более безопасно, чем старая система, при замыкании в которой могли пострадать сразу несколько квартир.

На крышу мэр не пошёл. А в подвал спустился

Но мэр беспокоился, довольны ли люди проделанной в их доме работой.

– Хоть одного жителя показали бы, – попросил он специалистов УК. 

– Из тридцать третьей только что уехал хозяин, мы видели, – глядя на ближайшую дверь, развели руками специалисты, которые жителей к приезду мэра явно не подготовили. «Благодарных всё равно не найдёте, разве что старшая по дому, но она у нас молодая, работающая», – вырвалась у кого-то на волю горькая правда.  

Все против всех

В Иркутске в этом году капитальный ремонт по федеральной программе проводят в 166 домах. Общая сумма, выделенная на эти дома, составила почти 642 млн. рублей, из них 520 млн. – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, около 90 млн.  – деньги бюджета города, 32 млн. – собственников квартир.

По данным мэрии, в программе участвуют 28 управляющих компаний, восемь жилищно-строительных кооперативов, два жилищных кооператива и семь ТСЖ. Работы по 98 домам уже приняты специальной комиссией. В комитет ЖКХ сданы документы на 40 домов, они проходят согласование в структурных подразделениях комитета. Подписаны документы на шесть зданий, по которым подрядчики получили деньги в полном объёме. 

Не секрет, что ремонты не везде выполняются в срок и с надлежащим качеством. «Мы в очередной раз столкнулись с тем, что предприятия, действующие на территории Иркутска в сфере ЖКХ, не готовы к большому объёму работ, – отметил Виктор Кондрашов, – им не хватает мощностей». Тем не менее к концу года все работы будут закончены, заявил мэр.

Председатель комитета по ЖКХ Олег Шандрук на вопрос «СЭ», какие претензии встречаются чаще всего и кто больше виноват, ответил: «В доме, где 60–70 собственников, всем не угодишь. Жалуются, что где-то сделали неаккуратно, не доделали, что-то не заменили. Собственники жалуются на управляющие компании, подрядчиков и друг на друга». Он заверил, что комитет не оставляет без внимания ни одно обращение.

Тем не менее лишь пять домов из 166 мэр назвал проблемными. Причины этому разные: затягиваются сроки, не выполняются необходимые работы. Зачастую препятствуют ремонтам сами жильцы, которые не пускают рабочих в квартиры. Но и подрядчики не всегда эффективно организуют и добросовестно выполняют свою работу.  

Жителям дома по ул. Баумана, 178, по их рассказам, пришлось буквально неделю караулить электриков, которые должны были установить новые счётчики электроэнергии, приобретённые ими (жителями) за свой счёт. Подрядчик попросту не предупреждал, когда специалисты могут выполнить эту работу. Проще всего «поймать» их было пенсионерам и молодым мамам. Кроме того, после ремонта домовых коммуникаций утром и вечером вместо горячей воды из крана бежит холодная. Недоумение у жильцов вызвала и замена батарей и стояков в подъезде, которые меняли всего год назад. В управляющей компании, всё том же Северном управлении ЖКС, «СЭ» пояснили, что тогда это был текущий ремонт, а теперь – капитальный. То есть подъездная система отопления теперь станет более надёжной и прослужит дольше. Между тем жители готовы привлечь правоохранительные органы, чтобы они помогли разобраться в ситуации. Так уже поступили собственники жилья с улицы Тельмана, 17, обратившиеся в прокуратуру. В суде будет взыскивать ущерб ещё одна участница программы, имущество которой пострадало, поскольку в процессе ремонта крыши была нарушена герметичность кровли. Многие собеседники «СЭ», столкнувшиеся с ремонтом в своём доме, отметили, что работы ведутся как будто «для галочки». Очевидно, что многих сложностей можно было бы избежать, если бы управляющие компании и подрядчики больше внимания уделяли информированию собственников о том, что происходит в их доме. 

«Контролируйте, но не мешайте»

На крышу мэр не пошёл. А в подвал спустился

О том, как необходимо и как сложно найти взаимопонимание с соседями, подрядчиком, управляющей компанией, чтобы капремонт состоялся и не оставил ощущение, что произошло два пожара, не понаслышке знает Наталья Коржова, председатель домового комитета с бульвара Рябикова, 10. Её дом, 44 года стоявший без капремонта, прошёл его почти по максимуму – только стены остались старые, рассказала женщина. Меняли стояки горячей, холодной воды, канализации, электрику, теплоснабжение, утепляли торцевые стены фасада, ремонтировали крышу, делали отмостку.

Дом мог попасть в программу капремонта ещё в прошлом году. Тогда жители на общедомовом собрании договорились, что будут претендовать на 6 млн. рублей и готовы собрать необходимые 5% этой суммы, а потом почему-то в протоколе стала фигурировать цифра на 4 млн. меньше, вспоминает Наталья Васильевна. Собственники от такого варианта отказались и подали документы на следующий год. Это само по себе оказалось испытанием – какие-то бумаги «съедала» бюрократическая машина, в каких-то справках были допущены ошибки и так далее. Тем не менее дом, сначала попавший под контроль Генеральной прокуратуры РФ, был включён в программу и получил 13,5 млн. рублей. 

– Думали, что главное – добиться финансирования, – вспоминает Наталья Коржова. – Но можно получить много денег и не получить капремонта. В итоге останется какой-то фарс, боль, горечь. Людям нужно понимать, что всё зависит от собственников – необходимо контролировать каждый шаг. 

Во-первых, выбор подрядчика. На конкурс по дому подали заявку шесть организаций. Председатель домового комитета, по её словам обошла, 20 домов, где работали эти компании, разговаривала с жильцами. И  первые добрые слова услышала про ООО «Политехник». Тем не менее комиссия из семи человек, где был только один представитель от жильцов, предпочла голосовать за других подрядчиков, однако Наталье Коржовой удалось переломить ситуацию в свою пользу. «Мы просто вам не откроем двери», – предупредила она комиссию, которой ничего не оставалось, как пойти навстречу собственникам.  

Выбор оказался верным – бригада «Политехника» работала добросовестно. Директор компании сказал Наталье Васильевне: «Контролируйте всё что хотите, только не мешайте». Глава домового комитета убедила соседей независимо от ситуации не вступать в прения с рабочими, а в письменном виде передавать претензии ей. Она передавала их мастеру и директору. Все обоснованные недочёты подрядчик оперативно устранял. В конце каждого дня три человека из домового комитета проверяли выполненные работы. По завершении каждого большого этапа – ремонтов крыши, коммуникаций, фасада – комиссия вместе с подрядчиком составляла список замечаний, а затем контролировала их устранение. В таком режиме постоянного диалога прошли все три месяца ремонта. 

Сложным этапом, по словам Натальи Коржовой, стала замена коммуникаций в квартирах – нужно было так организовать жильцов, чтобы рабочие имели доступ в пять, а то и в десять квартирах одновременно. «Было тяжело, однако в процессе люди осознали, что можно доверять друг другу, – говорит собеседница «СЭ». – Были дни, когда я ходила просто обвешанная ключами от квартир». Работу удалось построить так, что ни разу жители не оставались без воды дольше чем на 12 часов. 

В итоге подрядчику даже удалось сэкономить. Денег хватило на то, чтобы поставить медные стояки и алюминиевые, а не чугунные батареи, изменить схему подключения полотенцесушителей (к горячей воде, а не к отоплению), привести в порядок 65 балконов, где от старости разрушались решётки, заменить в подъездах окна. 

Когда мы встречались с Натальей Васильевной на этой неделе, большой ремонт в её доме был на стадии завершения – подрядчик исправлял последние замечания. К концу ремонта свою ответственность за дом и его судьбу постепенно начали осознавать и собственники.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры