издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кадровый диалог

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

13–15 декабря в Иркутске состоялась конференция «Профессиональная подготовка персонала в целях обеспечения надёжности и безопасности функционирования пред-приятий ТЭК». Организаторами конференции выступили ОАО «Иркутскэнерго» и ННОУ «Учебный центр «Иркутск- энерго». В течение двух дней участники знакомились как с теоретическими разработками в системе российского и зарубежного образования, так и с практическим опытом в части повышения эффективности взаимодействия между системой образования и действующим производством ТЭК. Поиском новых совместных путей развития профессионального образования участники занимались в режиме работы круглых столов.

Конференция состоялась при поддержке НП «Гидроэнергетика России» и НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики». 

Прошедшая международная конференция уже третья за последние два года, организованная в Иркутске ННОУ УЦ «Иркутскэнерго». Участниками конференции стали технические руководители российских предприятий, руководители кадровых служб таких компаний, как ОГК-3, МОЭСК, АНХК, РусГидро, а также представители образовательных учреждений средней и высшей школы профессионального образования.

По словам одного из организаторов конференции – директора учебного центра ОАО «Иркутскэнерго» Марины Игумновой, основной целью меро-приятия организаторам виделась возможность проанализировать и консолидировать опыт структур, входящих в топливно-энергетический комплекс, а также различных образовательных организаций в части эффективного взаимодействия при подготовке будущих кадров и повышения квалификации действующего персонала. «К сожалению, сегодня в разных отраслях, в том числе в энергетической, наблюдается большой разрыв между образованием, получаемым специалистами, и производством, для которого они готовятся, – констатирует Марина Владимировна. – Мы считаем, что на сегодня «Иркутскэнерго» имеет положительный опыт в создании многоуровневой системы  подготовки кадров для своей компании, но продолжаем поиски новых эффективных способов обучения и развития персонала. Думаю, что многим будет интересен наш опыт, также как нам всегда интересен опыт коллег и партнёров из разных структур. Настоящая конференция – площадка для открытого диалога в обсуждении наиболее актуальных проблем предприятий ТЭК».

Заместитель генерального директора по производству энергии, главный инженер ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Новиков свой доклад на тему «Современные требования к подготовке кадров в ОАО «Иркутскэнерго» начал со статистики трудоустройства выпускников энергетических факультетов Иркутского и Братского технических университетов. Оказалось, что после окончания ИрГТУ только чуть больше 50% молодых специалистов сделали свой выбор в пользу компании. В Братске же эта цифра не превышает 20% от общего количества выпускников. Среди причин увольнений молодых специалистов с предприятий чаще всего, по сведениям Новикова, называется невысокая заработная плата в первые годы работы, неудовлетворённость занимаемой рабочей должностью, а также уход в армию – по возвращении мало кто из молодых людей вновь идёт на филиалы.

Директор по персоналу ОАО «Иркутскэнерго» Владимир Корнев, в свою очередь, поделился опытом сотрудничества компании с различными образовательными структурами, а также программами обучения и развития персонала внутри компании. Сегодня «Иркутск-энерго» готовит специалистов на базе корпоративного учебно-исследовательского центра, созданного совместно с энергетическим факультетом ИрГТУ, повышает их квалификацию в ННОУ «Учебный центр «Иркутскэнерго», а в 2011 году планирует открытие нескольких профильных энергетических классов в школах Иркутска и Ангарска.

Компания ТНК-ВР представила участникам проект по обучению и развитию персонала, который на протяжении двух лет успешно реализуется учебным центром нефтяников при помощи и поддержке консалтинговой компании МВD-consulting, которая, по признанию директора учебного центра КУИЦ ТНК-BP ИрГТУ Павла Чердакова, давно стала их полноправным партнёром по бизнесу. Основные эффекты, которые приносит проект, – повышение квалификации специалистов, существенное снижение травматизма на производстве, снижение текучести кадров. 

В ожидании перемен 

О перспективах принятия нового Закона «Об образовании», будущей структуре и подготовке специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования говорила начальник отдела среднего профессионального образования  министерства образования Иркутской области Наталья Москаленко. По её словам, основанием для разработки проекта Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» послужил большой разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением при динамичном развитии и модернизации системы образования. Согласно новому закону, в систему образования будут введены новые уровни – дошкольное и начальное общее образование, наряду с тем, что как самостоятельный уровень будет исключено  начальное профессиональное образование. При этом среднее профессиональное будет включать в себя подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Как отметила докладчик, исключение системы начального профессионального образования вовсе не означает ликвидацию подсистемы подготовки по профессиям рабочих – оно лишь переместится в систему среднего профессионального образования. После принятия закона подготовкой квалифицированных рабочих кадров, наряду с образовательными организациями, будут заниматься учебные центры профессиональной квалификации, в том числе и «необразовательные» организации в структуре производств.

Немецкий вариант

Руководитель международных проектов TUV NORD AKADEMIE GmbH&Co.KG Хельмут Хёшель продемонстрировал участникам конференции немецкий вариант государственного подхода к системе профессионального образования. После образовательной реформы 2004 года в этой стране предпочли так называемую дуальную систему. Она представляет обучение, которое одновременно проходит как на предприятии, где ученик получает практические навыки, так и в профессиональной школе, где он знакомится с теорией. Продолжительность обучения зависит от осваиваемой профессии и колеблется от 2 до 3,5 года. Господин Хёшель назвал и факторы, которые мотивируют предприятия не только предоставлять мастеров-преподавателей, но и выплачивать стипендии учащимся на протяжении всего курса обучения. Основной из них – предприятие получает специалиста, который обучен в соответствии с потребностями фирмы. Кроме этого, снижается текучесть кадров: работники, выросшие из учеников, как правило, имеют более высокую степень идентификации с предприятием и привязаны к нему. «Все аргументы говорят в пользу дуальной системы как действенной для профессионального образования, – утверждает немецкий коллега. – Эффективность данного подхода подтверждается цифрами: 66% немецких выпускников школ выбирают именно такой способ получения профессии». Хотя и в Германии не удаётся избежать проблем с получением профессионального образования. Господин Хёшель отметил, что в последние годы наблюдается тенденция к отстранению государства от финансирования многих образовательных программ и делегированию этих обязанностей в частные руки.

Как отметила одна из участниц конференции заместитель начальника отдела по управлению персоналом Краснояркой ГЭС Татьяна Милютина, ценность таких мероприятий не только в обмене опытом между многими заинтересованными структурами, но и в возможности получения практического результата. «У каждой проблемы есть своя специфика. Некоторые из них, например текучесть кадров, не  столь остро ощущаются на Краснояркой ГЭС. Другие же – низкая мотивация в карьерном росте или подбор высококвалифицированных специалистов – для нас также очень актуальны, – говорит Татьяна Владимировна. – Поэтому меня во многом заинтересовала тема стандартизации производственного обучения. Как правило, на каждом предприятии имеется немало наработок в области передачи опыта более старших сотрудников, но не всегда удаётся выстроить это в единую систему. Здесь я имела возможность обсудить собственные идеи, а также идеи коллег о том, как сделать систему производственного обучения более унифицированной и стандартизированной. Некоторые из них, уверена, обязательно воплотятся в жизнь».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры