издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мечты братьев Петуховых

  • Автор: Надежда БРУЙ

39 лет отработал Виктор Александрович Петухов на Черемховской ТЭЦ-12, куда пришёл простым электрослесарем. Дослужился до инженер-ской должности. Всё мечтал выйти на пенсию, стать свободным от всех, купить домик в деревне с видом на речку и жить в гармонии с природой.

Отец Александра и Алексея Петуховых Виктор Александрович умер несколько лет назад. Этот печальный факт стал для братьев настоящим ударом. Отец был для них не только старшим и главным в семье. Он был другом и наставником и по жизни и в работе.

Домик Петуховы купили в живописнейшем месте Черемховского района – в Гымыли. Начали расстраивать его, чтобы места всем хватило. Но неожиданно Виктору Александровичу стало плохо: схватился за сердце. Увезли на «Скорой». Он всё успокаивал жену Валентину и просил не беспокоиться: «Полежу дня три на больничной койке и поеду на дачу». Но сердце, на которое он никогда не жаловался, подвело. Оказывается, и такое бывает. 

Сейчас старшей и главной в семье стала мама Валя. Валентина Алексан-дровна – человек разумный, спокойный, рассудительный. Но не проходит и дня, чтобы она и сыновья не вспомнили своего бесконечно дорогого Виктора Александровича. Не забыли почётного энергетика Петухова и на родном предприятии. «Александр и Алексей достойны своего отца. Упорные, настойчивые, своего добиваются», – сказали о Петуховых на ТЭЦ-12.

Внешне Александр и Алексей похожи друг на друга, хотя характеры, по собственному признанию, у них разные. Младший – вспыльчивый, но по-быстрому отходчивый, Александр – спокойный. Разница в возрасте четыре года. 

Александр пришёл на отцово предприятие в лихие 90-е, когда зарплату совсем не платили. И трусы меняли на часы или выдавали натуральными товарами. На ТЭЦ-12 тоже было трудно: деньги задерживали, но в конце концов выдавали, как говорили, «живыми деньгами», и вселенской катастрофы, как на других черемховских предприятиях, здесь не было. 

Александр пришёл на ТЭЦ-12 в лихие девяностые

Парня приняли учеником слесаря КИПа, и дальше он пошёл по служебной лестнице в масштабах одного предприятия. Сейчас Александр техник участка, отвечающего за работу контрольно-измерительных приборов. На нашу встречу он пришёл возбуждённым и с порога объявил, что сегодня на ТЭЦ событие, хотя посчитали его просто рабочим моментом. Именно сегодня, 23 ноября 2010 года, был пробный пуск новой турбины с компьютерным управлением. Это поможет значительно увеличить мощность предприятия (на 6 мегаватт). Машинисты, которым предстоит работать на новой турбине, подготовлены. Они будут управлять ею компьютерной мышкой! Вся работа отражается на мониторе небольшого компьютера. Работать на турбине одно удовольствие, хотя, конечно, ответственность довольно высокая, но тебе… ни пыли, ни грязи. 

– А у нас что ни день, то вода, дождь, снег, колодцы и холод, – чуть с завистью говорит Алексей. Он более 10 лет на ТЭЦ-12. Последние годы работает мастером тепловых сетей. В его ведении большая половина тепловых городских сетей – это 38 километров. Несколько лет назад «Иркутскэнерго» взяло в аренду у города тепловые сети. Состояние их, конечно, было аховое. Как зима, так караул: то прорыв, то авария. Многие тепловые колодцы дымились, отапливая улицы, а в жилых домах было катастрофически холодно. Через некоторое время положение изменилось в лучшую сторону. В кабинете участка тепловых сетей на ТЭЦ-12 большая карта всех коммуникаций города. 

– Это черемховские тепловые сети в полном объёме, – указывал Алексей на неё. – Красным отмечены участки, где заменены трубы. Заменили ещё не все, а пока только проблемные участки сетей. И добились главного: в домах у горожан тепло, колодцы больше не дымятся. Правда, крышки с них на металл так и воруют, и пока мы ничего с этим не можем поделать. 

– А аварии бывают? 

– Бывают.

– Каждый день?

– Нет, бывает, неделю или даже целых две держимся без аварий, – ответил Алексей. – Но наши тепловые сети как живой организм – что-то всё равно случается. Но стараемся предотвратить серьёзные аварии. Летом весь наш участок в ремонтах. А зимой эксплуатируем.

– У нас наоборот, – вставляет слово Александр. – Наиболее горячее время – это зима. Наш участок отвечает за ритмичную работу измерительных приборов. 

– Их много на предприятиях?

Он снисходительно улыбнулся: «Пожалуй, более тысячи…». 

– Много приходится работать с документацией. Я ещё ламповые приборы захватил, – добавил он. – Сейчас приборы новые, современной модификации. Компьютеры показывают, где и что сломалось у прибора. Ну а мы их «лечим». С одной стороны, стало легче, но и ответственности больше. Котлы у нас на автоматическом компьютерном управлении. Насосная управляется через радиоканал. Это же здорово!

Братья Петуховы, несмотря на разницу в возрасте, похожи друг на друга. У них даже инициалы одинаковые – «А.В.». 

– Своего сына я назвал в честь отца Виктором. У него инициалы, как были у бати – «В.А.», – заметил Алексей.

И живут братья со своими семьями неподалёку друг от друга и от мамы, которая принимает активное участие в жизни своих сыновей и внуков. 

Переглянувшись, Александр и Алексей всё-таки решили посвятить меня в свой «проект». И рассказали, что ещё отец посоветовал им купить жилплощадь в бывшем общежитии на одной площадке, чтобы жить им ещё ближе. И вот теперь они отстраивают свои квартиры. 

– Эта стройка стала уже нашим хобби, – сказал Алексей. – И наши супруги принимают в ней активное участие: советуют, решают, что и как лучше. 

– Скоро новоселье? 

– Да нет. В нынешнем году не управимся, – констатирует Александр. 

– Осталось самое сложное и дорогостоящее – отделка! – заметил младший. 

– Строили мы с братом гараж, сейчас всё забросили, временно, конечно. Упорно продолжаем решать свой квартирный вопрос. 

– А как же ваш домик в деревне?

– Домик тоже продолжаем расстраивать. Уже два этажа готовы! Всё лето мама с внучатами живёт на свежем воздухе, и мы выезжаем на природу довольно часто, – продолжает Алексей.

– Планируем ещё и третий этаж построить! – смеётся Александр. – Дом в деревне мы любим. И ездим в него даже зимой. Встаём на лыжи, ребятня в сугробах кувыркается, катается на санках. Замечательные прогулки получаются. 

– Что ещё человеку для жизни надо?

– В принципе вроде и ничего. Матушка всё горюет, что внучки у неё нет, трое внуков ей мало! – добавляет Алексей. – Мама у нас с немецкими корнями, родные живут в Германии. Несколько лет назад мы с ней к деду ездили. Тогда я словно в сказке побывал, – продолжал Алексей. – Простые люди живут там на несколько порядков лучше, чем наши русские. У меня после той поездки даже думка была, а не уехать ли всей семьёй в другую страну. Но прошло какое-то время, и я забыл сказку, вернулся в реальность. Думаю, у нас всё равно лучше. Здесь всё своё, родное, язык родной, природа вон какая, опять же домик в деревне! А шашлык у речки! Там ни речки, ни русской природы, а шашлыки разве что на балконе можно жарить.

– А я всё ещё хочу съездить в Германию. Дед и бабушка уже умерли, но дядя остался. Интересно на жизнь в другой стране посмотреть, – добавил Александр.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры