издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Улыбка доброго человека

  • Автор: Олег БЫКОВ, «Восточно-Сибирская правда»

Известный лозунг «Искусство принадлежит народу» наше время преобразовало: «Искусство принадлежит народу, у которого есть деньги». Или вот такое: «Будто бы это впервые сказал Николай Павлович Смирнов-Сокольский: «Мы боимся не министра культуры. Мы боимся культуры министра». Фраза оказалась живучей на многие времена».

Это всего лишь две небольшие выдержки из новой книжки Леонида Беспрозванного, выпущенной в Ангарске и любезно подаренной мне автором, – «Залепухи и залепушечки». Уже само название этого небольшого, карманного формата, издания говорит о его содержании: в нём собраны меткие, порой смешные, порой ироничные мысли, фразы, наблюдения – словом, всё то, что подвигло одного режиссёра поставить представление на стадионе в жанре «Залепухи». Что и говорить, явление это распространённое. Оно, по мысли автора, разошлось по всем отсекам нашей жизни, захватив и былые, и нынешние времена. Зачастую залепуха – это смешно. Но иногда и не смешно, а всё равно залепуха.

В книге собраны залепухи самого разного рода. Из услышанного, увиденного, свалившегося на голову, пережитого, из писем, статей, дневников, записных книжек – по капле отовсюду.

Признаться, экземпляр «Залепух», подаренный мне автором, я, что называется, «проглотил» в один присест. Это действительно увлекательнейшее чтиво, от которого, по выражению известного писателя, «забываешь идти обедать». Вкусно, изысканно, остроумно.

«Диалог при встрече на улице:

– Ты куда едешь?

– Забыл, как называется… А-а-а! На работу».

Что ни «залепуха», то обязательно свежо и нетривиально: «Один из наших сатириков-старожилов Яков Костюковский вспомнил случай сталинских времён. В голодные послевоенные годы в московском магазине в очереди за хлебом один гражданин расшумелся: «Говорят, урожай у нас превосходный, зерна много, а где это всё? Сталин – преступник!» Милиционер сгрёб оратора в охапку и поволок в кутузку. Женщина, увидев это из окна своей квартиры, говорит знакомому милиционеру: «Куда ты его поволок? Он же сумасшедший!» И тут милиционер сказал гениальную фразу: «Сумасшедший-то сума-

сшедший, а говорит всё правильно!».

«Иркутский писатель Т. был известен не только своими романами – книгами, но и бесконечными романами в жизни. Кто-то сказал про него: «Очень ухажористый». 

Неожиданно встречаю иркутянина в Ангарске и спрашиваю, имея в виду литературное творчество:

– Что, новый роман начинаете?

– Нет, старый заканчиваю».

«Вопрос ЕГЭ по литературе (учитель словесности рассказал):

– Любил ли Онегин Татьяну?

Варианты ответа:

1. Да.
2. Нет.
3. Не всегда».

В книге то и дело встречаешь знакомых людей – художников, музыкантов, артистов – и, конечно же, в рамках избранного жанра. «Большой шутник народный артист России Виталий Венгер, будучи гостем фестиваля «Театральная осень на Байкале», устроился рядом с торговцами на турбазе «Утулик» – положил кучку грибов, шляпу и принял скорбный вид. В шляпу незамедлительно полетели монеты».

«Заглянув в гримёрную к актрисе Раневской, администратор застал её абсолютно голую и оторопел. Чуть помедлив, Раневская спросила:

– Вас не шокирует, что я курю?»

Наша «Восточка» тоже стала одним из героев «Залепух». Все мы помним, сколько споров и волнений вызвала идея перевести Иркутскую область на красноярское время: дескать, ближе к Москве будем! Областное Законодательное Собрание, как мы помним, одобрило эту идею и дало ей ход.

«А не половинчатое ли это решение? – резонно вопрошает автор. – Ведь можно было махом перейти на омское время и стать к столице ещё ближе. За это можно сразу два ордена получить». 

«Восточно-Сибирская правда», – читаем далее, – иронизирует: едва ли не главным аргументом в пользу перехода на красноярское время при обсуждении вопроса на сессии Законодательного Собрания стала реплика депутата от Ангарска Ю. Фалейчика: «У меня родители живут в Красноярске, и я буду счастлив жить с ними по одному времени»…

Нам повезло, резюмирует автор, что родители господина Фалейчика живут не в Австралии (а ведь могли бы!). Тогда бы нам пришлось переделывать зиму в лето, а лето – в зиму. Представляете, какая была бы суматоха».

Правильно подмечено ещё Достоевским, что хороший человек и смеётся-то хорошо. Юмор есть остроумие глубокого чувства. Сказанное в полной мере можно отнести к творчеству Леонида Владимировича Беспрозванного, человека поистине легендарного, имя которого хорошо известно за пределами Ангарска, Иркутска, в первую очередь поклонникам театрального искусства. Создатель ангарского любительского театра «Чудак», он в течение четырёх десятилетий являлся его бессменным режиссёром и художественным руководителем. Сам же Леонид Владимирович родом из Иркутска. Учился в родном городе, в госуниверситете, и в Москве, в знаменитой «Щуке». Впрочем, в «Залепухах» нашлось место и для этого, казалось бы, куда более серьёзного периода его биографии.

«Так сложилось, – повествует рассказчик, что мне, кажется, никогда не доводилось предъявлять свой университетский диплом (я окончил филологическое отделение историко-филологического факультета Иркутского университета), жизнь пошла по другой линии. Но вот через 55 лет по окончании университета мой диплом понадобился. Режиссёр Александр Говорин готовит в ангарском театре «Чудак» пьесу А. Вампилова «Прощание в июне». Один из предметов реквизита, действующих в этом спектакле, – университетский диплом, и они даже в Интернете не смогли найти, как выглядит диплом старого образца. Обратились ко мне, чтобы по моему оригиналу изготовить реквизит для спектакля. Оказалось, что нынешние дипломы мало чем отличаются от дипломов былых лет. Но, чтобы это обнаружить, мой диплом понадобился. Стало быть, университет я окончил всё-таки не зря!»

Известно, что проверенным средством улучшить настроение является юмор. Посмеёшься – и жить веселее! Юмор у Беспрозванного, конечно же, есть, на этом и строятся «Залепухи», но смех автора мягкий, подчас глубоко запрятанный, и это придаёт книге неповторимый колорит, обаяние. В связи с этим не могу не вспомнить великолепную книгу Леонида Владимировича, которая, без преувеличения, долгое время была моей настольной. «Сто кроликов» – уже само название содержит в себе и добрую улыбку, и интригу. Эта книга, имеющая подзаголовок «Записки режиссёра любительского театра», создавалась Леонидом Беспрозванным не одно десятилетие. Яркие картины жизни и наблюдения, отрывочные воспоминания и записанные на память мысли выстроены в единое целое, лучше любого связного рассказа представляют необыкновенный, любимый зрителями «Чудак» с его праздниками и буднями. А почему же «Сто кроликов»? Название – удивительное: озорное, весёлое, ироничное. Автор поясняет: «Сто кроликов не заменят одной лошади» (французская пословица). Ну что ж, пусть будет «Сто кроликов». Но слова не просто несут смысловую нагрузку, они ещё вызывают ассоциации. Кролики – нечто живое, пушистое, тёплое, к чему хочется прикоснуться, погладить. Лучше не придумаешь!

«Свобода прекрасна и желанна, – читаем в очередной его книге. – Но где всё можно, там жить нельзя. У меня эта строка записалась от размышлений о театре. Но, должно быть, это касается и общества». «Сенека советует Люцилию в «Нравственных письмах» слушать тех, кто вышел порассуждать перед публикой, если только они вышли к толпе затем, чтобы сделать её лучше и стать лучше самим, а не тщеславия ради. Просто программа для театра!»

Сказанное в полной мере относится и к литературному творчеству самого Леонида Беспрозванного: читаешь его книги и утверждаешься в мысли, что творчество на ниве культуры требует предметного служения, духовной преданности и жертвенности, т.е. сердца и любви. Оно требует выбора истинной и свободной совести, т.е. опять-таки любви и созерцания. И эту творческую любовь и это творческое созерцание нельзя ничем заменить или подменить: ни суровой дисциплиной, ни идеей долга, ни авторитетными велениями. Ибо любовь, по убеждению Беспрозванного, имеет в виду свободно избранный и любимый предмет. «Про многие записи в моих книгах, – говорит Леонид Владимирович, – можно сказать: открытие давно известных истин. Это так! Но утешимся мыслью мудреца: «Разгадка не имеет никакого смысла, если вы не нашли её сами».

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, пришла скорбная весть: не стало Леонида Владимировича Беспрозванного, почётного гражданина Ангарска, заслуженного работника культуры РФ, лауреата премии губернатора «Интеллигент провинции», прекрасного человека – доброго, светлого, бесконечно талантливого.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры