издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правила каменных джунглей

В Иркутске стартовал курс лекций о борьбе с нарушениями прав потребителей в сфере ЖКХ

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Корреспондент «Сибирского энергетика» побывал на одной из первых лекций цикла «Учись писать претензию!». Впервые в Иркутске консультационный центр решил провести ряд занятий, на которых специалисты доступно и подробно рассказывают всем желающим потребителям, как защитить свои права. Часть лекций посвящена жилищно-коммунальному хозяйству, масштабы нарушений в котором не берутся оценить даже специалисты. Одно занятие длится примерно два часа, и за это время слушатель успевает узнать, какие уловки управляющие компании чаще всего используют, чтобы обсчитать потребителя, и как с ними эффективно бороться.

Главная ценность лекций заключается в живом общении с юристом консультационного центра, созданного при Центре гигиены и эпидемиологии в Иркутской области, и с представителями Роспотребнадзора. На уроке, который посетил корреспондент «СЭ», преподавателями выступили юрисконсульт центра Надежда Грозина и специалист по защите прав потребителей Елена Красноштанова. Присутствующие по ходу лекции могли задавать вопросы, просить разъяснять непонятные моменты и повторять пройденное. Кроме того, каждый слушатель получил комплект образцов претензий. Обладателю таких бумаг не придётся месяцами изу-чать федеральное законодательство и ломать голову, как же правильно составить требование к управляющей компании. Каждый из образцов соответствует конкретному нарушению и позволяет быстро составить юридически грамотную претензию. 

Потребителям рассказали о самых явных нарушениях, которые связаны с перебоями в предоставлении услуг. Чтобы понять, стало ли отключение воды или электричества нарушением, необходимо знать допустимую продолжительность перерыва подачи услуги. Для холодной воды она составляет восемь часов суммарно в течение месяца, четыре часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — сутки. Те же самые нормы установлены и для круглосуточного горячего водоснабжения, также для него допускается отключение один раз в год для профилактических работ. При круглосуточном водоотведении перерыв не может длиться более восьми часов суммарно в течение месяца и четырёх часов единовременно. Важно помнить, что не допускается отклонение состава и свойств воды от санитарных норм, а также нарушение давления в системе водоснабжения. 

Бесперебойное  электроснабжение не должно прерываться дольше чем на два часа при наличии резервного источника питания и на сутки, если его нет. Перерыв газоснабжения на пять и более часов в течение месяца тоже считается нарушением. Перебои в ходе отопительного периода также строго регламентированы. Продолжительность перерыва в подаче тепла не может составлять более 24 часов за месяц и более 16 часов единовременно. Если эти нормы нарушены, то управляющая компания обязана провести перерасчёт оплаты коммунальных услуг. 

Консультанты остановились на установке индивидуальных приборов учёта горячего и холодного водоснабжения, о которой должен позаботиться собственник жилья. На первом этапе нужно вызвать мастера, который выяснит, сколько приборов нужно купить в зависимости от количества стояков в квартире. На втором этапе оговаривается стоимость установки счётчиков. Если потребитель собирается купить их самостоятельно, то ему необходимо сохранить все документы, в частности паспорт, в котором отмечены сроки метрологической поверки прибора. Специалисты отмечают, что покупать стоит только новые счётчики, так как при истекающем сроке поверки следующую процедуру, которая проводится раз в пять лет и стоит около трёх тысяч рублей, придётся проводить уже в ближайшее время.  

Ещё одной популярной темой оказался правильный порядок действий в случае затопления квартиры соседями сверху. В первую очередь после обнаружения залива нужно отключить электричество, чтобы избежать короткого замыкания, а затем попытаться найти причину залива. Ликвидировать её нужно самостоятельно, попросив соседей выключить воду, или силами сотрудников эксплуатирующей организации. Затем нужно сфотографировать повреждения. В присутствии виновника залива представитель УК должен составить акт, подтверждающий факт причинения ущерба имуществу, один экземпляр обязательно должен остаться на руках у пострадавшего. В крайнем случае нужно запомнить его номер, чтобы потом истребовать документ. Собственник должен проконтролировать правильность описания повреждений и на месте мирно решить вопрос о возмещении ущерба с виновником залива. 

В противном случае нужно обратиться в оценочную организацию, имеющую лицензию, и договориться об осмотре повреждений на конкретную дату и время. При этом необходимо телеграммой с уведомлением за три дня пригласить виновника залива. Имея на руках отчёт от оценщиков, можно обращаться в суд либо вновь потребовать возмещения от виновника. При оплате услуг юриста нужно сохранять квитанции оплаты, чтобы включить эти расходы в исковое требование. Ремонт комнаты не стоит начинать до вынесения решения суда на случай повторного осмотра и встречной оценки. 

В марте консультационный центр проведет ещё несколько лекций, кроме того, действует «горячая линия» по телефонам в Иркутске 26-62-91, 54-13-37. В любой день туда можно обратиться по всем вопросам, связанным с нарушением прав потребителей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры