издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Клубы, которые называют себя партиями»

Спойлеры и франшизы вышли на региональное политическое поле

В Иркутской области Минюстом зарегистрировано уже 30 реготделений политических партий. Причём не меньше трети из них носят весьма номинальный характер. Где-то лидер с испугом говорит: «Это не я, я не руководитель!», где-то «солидный политик» оказывается юным студентом. В Иркутске уже действуют КаПРФ – казачья партия и партия «Рождённые в СССР». Вскоре легитимным станет «Союз труда». Более того, хотя в регионе пока нет официального представительства партии «Метагалактическая гражданская конфедерация России», сторонники «метагалактики» уже активно множатся. Откуда такое желание плодить и культивировать партии, кто из них спойлеры, кто франшиза, а кто секта, узнавал «Конкурент».

«Лидером по числу зарегистрированных политических партий в субъектах федерации в Сибирском федеральном округе является Иркутская область, где официально существуют 45 региональных отделений политических партий», – было заявлено 1 марта в официальном пресс-релизе Новосибирского управления Минюста РФ. Однако наше уточнение в Минюсте РФ по Иркутской области дало несколько другую цифру: сейчас в регионе насчитывается 30 реготделений. И даже эта цифра немалая. 

По данным управления Минюста РФ, на 6 марта 2013 года в стране было 186 «действующих» организационных комитетов политических партий (слово «действующие» взято в кавычки самим Минюстом). Список забавный и по-своему поучительный. К примеру, есть в перечне некая ВПП «Хипстер пати», есть и «Шахтёры России», и «Совладельцы России», и партия «Беспартийная Россия», и «Государство нищих богачей». Только с начала 2013 года зарегистрировано ещё 16 новых партий. В Иркутской области к партстроительству тоже подходят не без юмора. В списке некоммерческих организаций Прибайкалья, зарегистрированных Минюстом в конце февраля и поставленных на учёт УФМС по Иркутской области, появилось региональное отделение «Казачьей партии Российской Федерации». Ещё ранее, в начале февраля, в наш регион официально зашла партия «Рождённые в СССР». Вместе с казачеством и уроженцами СССР легитимизировалась «Партия налогоплательщиков». 

Жаль, что Иркутская область так и не открыла региональное отделение «Либертарианской партии России», как сделали соседи – Красноярский край и Новосибирская область. Наш запрос в эту партию о возможном представительстве в Прибайкалье пресс-служба либертарианцев предпочла оставить без ответа. Как и партия «Россия без мракобесия». Зато региону повезло с «Метагалактической гражданской конфедерацией России», основанной неким Виталием Сердюком. Официального представительства партии пока в нашем регионе нет. Но это для сторонников Виталия Сердюка не беда. Они давно обосновались тут – члены «метагалактической цивилизации» ведут семинары и в Иркутске, и в Братске, и ещё в нескольких городах. Не сектанты, нет. Берите выше – будущие партийцы. 

Обком КПРФ, которую наряду с «ЕР» иркутские политологи называют «одной из двух выживших парламентских партий», такое обилие раздражает. Там уже составлены подробные списки на «спойлеров» – партии, которых красные считают своими «мелкими вредителями» на предстоящих выборах в ЗС. В первую очередь это «Коммунисты России» и «Патриоты России». Октябрь прошлого года изрядно напугал левых: в Карачаевске «КР» опередили КПРФ, доказав, что «усталость бренда» преследует не только «Единую Россию». Впрочем, лидер регио-нального отделения «Коммунистов России» Анатолий Шевчук предпочитает вопросы об участии в выборах в ЗС оставлять без ответа. А федеральные «Коммунисты России» и вовсе до него дозвониться не могут. Тем не менее успех этой партии не в активной агитационной кампании, а в удачном названии. И все это понимают. Кстати, свежеиспечённая Казачья партия РФ, которая уже легитимизировалась в Иркутской области, «случайно» взяла себе аббревиатуру КаПРФ. У партий с удачным брендом всегда есть шанс «отъесть» 1-2% у противников или продаться в конце предвыборки, выступив с заявлением о поддержке любого из лидеров. Как, к примеру, это сделала «Социальная защита» в Пензенской области, на излёте кампании пожелавшая электорату голосовать за КПРФ. Иркутское отделение «Соцзащиты» пока пребывает в некоей прострации – люди не могут понять, кто там лидер. Но это и неважно. «Патриоты России» регулярно 0,5–2% отстёгивают», – сокрушается Евгений Рульков. Видят коммунисты угрозу для себя от реанимированной «АПР», которая готова «прибрать сельский электорат». 

На этой неделе документы в региональный Минюст подал «Союз труда», главой реготделения стал Евгений Воробьёв, заместитель председателя Иркутской областной организации профсоюзов. «Лидеры этой организации точно будут работать в связке с «Единой Россией», – уверен Евгений Рульков. 

Сам Евгений Воробьёв такую связь отрицает: «У нас нет стремления сотрудничать с «ЕР», мы позиционируем себя автономно. А эти слухи – происки недоброжелателей». И если Воробьёв обещает определиться со списками в ближайшем будущем, то глава ИРО «Российской партии пенсионеров за справедливость» Леонид Карнаухов уже готов съесть кусок левого пирога. Он заявил: «Будем работать по выборам в ЗС как одномандатники и по списку. Около 70 человек в список уже готовы. И мы настроены серьёзно. 20 января на выборах в Тульской области наша партия взяла второе место после «Единой России», шансы у нас высоки». 

В регионе созданы и действуют по крайней мере три отделения, которые очень похожи на «дочки» партии власти. Это «Умная Россия», которую здесь возглавляет известный по «Молодой гвардии» Антон Егерев, «Молодая Россия», где лидером является участник проекта власти «Молодёжный парламент» Андрей Бендер, и «Партия свободных граждан». Для чего часть из этих дублёров появилась на уровне региона, подчас загадка для самих региональных представителей. К примеру, как пояснили «Конкуренту» в федеральной пресс-службе «Партии свободных граждан», интереса участвовать в выборах в ЗС Иркутской области партия не имеет, ставка сделана на другие регионы, а в нашей области главное сейчас – строительство ячеек. В партии заметили, что пока не видят в регионе «ярких ключевых фигур», которые могли бы возглавить списки. Антон Егерев, в отличие от «свободных» коллег, заявляет: партия пойдёт на выборы. Естественно, чтобы занять умы тех, кто любит протестовать. Пресловутые 1-2% гарантированы. 

«Чтобы партия существовала, она должна иметь в 50% субъектов РФ свои реготделения, – пояснил бурный партийный цвет политолог Алексей Петров, участвовавший 6 марта в круглом столе, посвящённом выборам в ЗС. – Один мой студент с исторического факультета возглавляет, представьте, региональное отделение партии! На занятия не ходит, а партию возглавляет. Он сначала возглавлял одну партию, а через неделю, как я прочитал в списках Минюста, – другую». «Конкурент» тоже столкнулся с такой ситуацией. Звонок на сотовый человеку, который в Минюсте зарегистрирован как глава реготделения одной из партий, «политика» сильно испугал. Он заявил, что никакой он не глава, «это ошибка». Многие реготделения имеют адреса иркутских жилых квартир. «Есть политические партии, в которых не знают, где находится региональное отделение», – заметил директор Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров. «Медведевская инициатива позволила этим партиям плодиться, и им теперь трудно разобраться, для чего они создались, – констатирует политолог Петров. – Есть одна партия, которая прямо заявила: «Нам сообщили в Кремле, что до 2015 года мы не имеем права участвовать в выборах». Когда у председателя регионального отделения этой партии в Иркутске спросили, будут ли они участвовать в выборах, он ответил: «Нам до 2015 года денег не дадут. Надо просто посидеть, подождать». Ну вот они сидят и ждут». «Вероятно, коробку из-под ксерокса», – заметила эксперт по электоральной географии, доктор географических наук Марина Арбатская. 

Многочисленные студенты соглашаются «посидеть» в руководителях из-за финансового фактора и возможности написать в резюме строчку «председатель регионального отделения», считает политолог Алексей Петров. Впрочем, не исключён вариант, когда маленькая партия «выстрелит». В городе Назарове Красноярского края за «Евразийский союз» взялся предприниматель Анатолий Быков, и партия набрала 53% на городских выборах, а «ЕР» – 9%. «Может, и в Иркутской области появится такой человек», – надеется политолог Петров. «Внести изменения в закон о политпартиях и изменить численность легко, но законом не меняется сознание людей. Перекройка партийного пространства требует не одной кампании», – заметил директор Института регионального законодательства. 

Пока же более-менее действенным методом выживания непарламентской партии на региональном уровне является франшиза. Такая, как выданная местной элите «Гражданской платформой». Настолько неприкрытая, что в федеральной пресс-службе «ГП» на запрос «Конкурента» о списках на выборах отвечают: «По вашим вопросам просьба обращаться к Владимиру Матиенко». Напомним, политический каминг-аут Матиенко случился несколько дней назад, когда он появился в публичном пространстве вовсе не как член партии, а как «сторонник». 

И тем не менее птенцы Михаила Прохорова считают, что статуса сторонника достаточно, чтобы публично представлять интересы партии в регионе. Франшиза есть франшиза. Сам Владимир Матиенко на расспросы журналистов, когда будет готов список, отвечает: «Светлое будущее не за горами». «90–95% клубов, которые называют себя партиями, исчезнут, – заметил юрист Алексей Петров. – Но если в этом процессе общество выплеснет новые идеи, появятся лидеры, вокруг которых начнут формироваться реальные партии, – это уже хорошо». Впрочем, он не исключает и иной вариант. В Китае некогда была популярна фраза «Пусть расцветает тысяча цветов». «Чем всё это закончилось, мы знаем», – заметил директор института.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры