издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Числом не вышел

Выдвижение на выборы в парламент Приангарья завершено. Первый же этап кампании закончился фиаско для реготделения Российского общенародного союза (РОС). Неудачу малая партия потерпела сразу по двум позициям. Она не смогла собрать нужного количества кандидатов для своего общеобластного списка, в итоге получила отказ в избиркоме. А облсуд не поддержал жалобу, инициированную РОСом и рядом непарламентских партий, пытавшихся доказать неправомерность закона о выборах депутатов. В РОСе причиной своих бед называют и этот закон, и «давление криминальных авторитетов».

В конце минувшей недели Избирательная комиссия Иркутской области подводила итоги первого этапа кампании по выборам депутатов Заксобрания. Напомним, что 19 июля завершился срок уведомления партий и кандидатов-самовыдвиженцев о своём намерении участвовать в кампании. Следующий этап – подача документов для регистрации – завершается уже на этой неделе, 24 июля в 18.00. «Ориентировочно 4 августа мы будем знать исчерпывающий перечень тех, кто участвует в выборах», – объяснил председатель облизбиркома Виктор Игнатенко.

Среди тех, кому участвовать в нынешней кампании не посчастливится, оказалось ИРО Российского общенародного союза. Областной список непарламентского РОСа, состоящий почему-то всего из 13 кандидатов (вместо 67, предусмотренных региональным законодательством о выборах в ЗС), избирком не заверил. «Они настаивают, что в списках должно быть 10–12 человек. Однако у нас есть и такие, кто считает: регистрировать кандидатов нужно по телефону… Есть у некоторых партий такое желание – вообще ничего не делать и при этом зарегистрироваться», – не удержался от иронии глава избиркома. И призвал остальных во избежание неудач всё-таки придерживаться норм, предусмотренных законодательством.

Умнее поступили партии, в Иркутской области не «прописанные»: спорить с законом не стали Демократическая партия России, Коммунистическая партия социальной справедливости и «Гражданская позиция». Поэтому, по данным на 19 июля, они оказались единственными, кто успел зарегистрировать на выборы в Заксобрание списки своих кандидатов, проживающих, кстати, за пределами региона. 

Ещё у восьми организаций, в той или иной степени иркутскому избирателю знакомых, списки пока лишь заверены – «Единой России», «Коммунистов России», «Справедливой России», ЛДПР, «Патриотов России», «Гражданской платформы», Российской экологической партии «Зелёные» и КПРФ. Часть из этих «списочников» получит официальный статус кандидатов уже на следующей неделе.

В каком порядке будут распределены места партий в бюллетене для голосования, предстоит определить во время жеребьёвки, она состоится не позднее 8 августа. 

Заметим, что на старте кампании избирком о своём желании участвовать в выборах уведомили 24 партии, но, по прогнозу облизбиркома, примерно половина из них получит эту возможность. Сколько от этой половины реально будет бороться за мандаты – уже другой вопрос. Как объяснил Виктор Игнатенко, некоторые из партий-заявителей не имеют региональных отделений в Иркутской области и действуют из Москвы: «Видимо, есть какие-то временные обстоятельства, мешающие им зарегистрировать списки, – нужно сюда прилететь, собрать документы».

По одномандатным избирательным округам на вечер 19 июля официально документы о выдвижении представили 182 кандидата, зарегистрироваться успели пока 13 человек. Хотя потенциальных желающих стать депутатами на старте избирательного процесса было, как и в случае с партийными организациями, больше – 177 человек. Кто-то, видно, не донёс документы, предположил глава избиркома. Наиболее активно идёт выдвижение по округам в Иркутске, Братске, Ангарске. Минимальное количество участников выборов по одномандатному округу, чтобы кампания была признана состоявшейся, – два человека. В Приангарье этот минимум превышен по всем без исключения округам.

Занятые выдвижением, жаловаться друг на друга участники процесса не спешили. В избирком поступило всего два обращения. Первое (ещё в начале июня) связано с выставлением стендов и плакатов ИРО «Единой России», проводившего праймериз. 

В комиссии объясняют, что такая работа единороссами велась ещё до того, как был выдвинут список, а значит, закон они не нарушили. Другая жалоба  по размещению печатных агитационных материалов в СМИ пока находится на рассмотрении.

Между тем РОС на этой неделе также решил не упускать возможности выступить перед публикой. Председатель Иркутского реготделения партии Александр Турик в компании Леонида Карнаухова, возглавляющего ИРО Российской партии пенсионеров за справедливость собрал журналистов, чтобы поговорить о несовершенстве законов, о неудачной попытке их изменить и о криминальном давлении, которое испытывают оба защитника Конституции. 

На пресс-конференции рядом с Туриком и Карнауховым разместились пустые таблички – «Патриоты России», «Коммунисты России» и Объединённая аграрно-промышленная партия на мероприятие решили не приходить. По-видимому, содружество малых партий, ещё несколько месяцев назад бойко взявшихся отстаивать конституционные права граждан и даже добивавшихся через суд отмены регионального закона о выборах депутатов ЗС, «нарушающего Конституцию», оказалось непрочным. Но от объяснений, куда же подевались его товарищи, Турик уклонился и потребовал для начала немедленной информации, какие СМИ и какие журналисты присутствуют в зале.

– Что в этом сложного?! Трудно сказать?! У нас тут заседание ЦРУ, что ли?! Нельзя сказать, кто ты, что ты? Мы в свободной стране или где-то в ГУЛАГе? – неспокойно реагировал он на молчание публики.

Выручить друга, которого отказывалась услышать неблагодарная аудитория, взялся Леонид Карнаухов. Он разъяснил, что их совместное выступление можно расценивать не иначе как «официальное для ФСБ и прокуратуры»: «Потому что нам идут угрозы жизни и здоровью. От криминальных структур. Других партий здесь с нами нет, потому что на всех давление. В том числе и на меня». Как выяснилось дальше, из-за сильного давления некоторые представители малых партий, выбранные на партийных конференциях в качестве кандидатов, отказались участвовать и в выборах. Так, у «Патриотов России» Карнаухов насчитал тридцать таких кандидатов – по Братску и Тулуну. «А человек ведь идёт на светлое, законное дело – избираться», – сетовал он. Сильное давление на малые партии прежде всего исходит от «авторитета по Тулуну», но что это за авторитет и чем ему так сильно не угодили патриоты с пенсионерами, сообщить Карнаухов уже и сам не решился. Зато предложил журналистам контактные телефоны того, кто продолжит рассказывать дальше.

Тем временем успел прийти в себя Александр Турик. Он был готов поделиться печальным фактом – в Иркутской области битва непарламентских партий за Конституцию провалилась. 11 июля состоялось заседание по иску, поданному ими в облсуд, но суд сторону истца не поддержал. Руки опускать, однако, партийцы не собираются: впереди Конституционный суд. «Здесь на 100% уверены, что уже выиграем», – сообщил Турик, но добавил: дело будет не быстрым – решения суда ждать придётся минимум полгода.

С законом о выборах депутатов Заксобрания Иркутской области у председателя реготделения РОСа оказались свои счёты. Не только криминальный авторитет, но и нормативно-правовой документ помешал РОСу сформировать общеобластной список кандидатов, объяснил Турик. Дело в том, что по отдельным нормам закона, связанным с особенностями формирования общеобластного списка, партии должны создать 22 региональные группы. В каждой из них – по три человека. Для малочисленных партий, таких как РОС, задача невыполнимая. Ещё до начала кампании эти опасения высказывали в Приангарье несколько политических организаций, в том числе и РОС. Последний, со слов Турика, даже «действовал через Москву, из администрации президента», но всё равно не смог изменить ситуацию: в злосчастный закон были лишь внесены изменения (поправки, предложенные облизбиркомом весной 2013-го. – Прим. авт.).

Карнаухов ударился в более по-этичные и тонкие сравнения, описывая практику применения нормативно-правового документа. Требовать по региональным группам таких кандидатов-дублёров – это всё равно что предложить мужчине, решившему соединить свои отношения с женщиной брачными узами, привести как минимум ещё трёх претенденток на это вакантное место, чтобы получить разрешение на брак, уверен он.

Неожиданно выяснилось, что не по нраву малым партиям и другие законодательные нормы, уже федеральные. Речь идёт о необходимости представить кандидатам в избирком информацию о своём имуществе и доходах, собственности за границей. «Живёт в каком-нибудь Ербогачёне кандидат от партии. Пастух какого-нибудь оленеводческого совхоза. И с него требуют заполнить примерно двадцать всевозможных документов – и счета, и собственность, две справки о его зарубежной собственности, – начал переживать за виртуального кандидата из Ербогачёна председатель ИРО РОСа, но очень быстро переключился на личности: – Если избирателю интересна информация о моей собственности, он мне этот вопрос задаст. А я отвечу. Как я считаю нужным». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры