издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В погоне за ВСТО

  • Автор: Константин КОРНЕЕВ, научный сотрудник института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева РАН

Российское руководство не раз заявляло, что позиционирует нашу страну на международной арене как энергетическую сверхдержаву. На практике это выглядит следующим образом: необходимо максимально диверсифицировать рынки сбыта энергоресурсов. Европа – основной потребитель российских нефти и газа – уже не первый год ищет способы разнообразить географию поставок углеводородов, страны-лидеры ЕС – Германия, Франция, Италия – стремятся избежать чрезмерной энергетической зависимости от России.

Логично, что российское правительство не остаётся в долгу и ищет новые рынки сбыта. Под боком активно развивающийся Китай, зависимые от экспорта энергоресурсов Корея и Япония, поэтому реализация нефтегазового проекта «Сахалин-2» и следующий, более весомый шаг – строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» – смотрятся абсолютно логичными. Энергетическая стратегия России на Востоке реализуется, нефть идёт китайским потребителям. А что же газ? Тут всё гораздо сложнее. 

В ходе визита в КНР в 2006 году президент России Владимир Путин заявил, что планируется строительство газопровода «Алтай» от месторождений Восточной и Западной Сибири в Китай пропускной способностью до 80 млрд. м3 природного газа в год. После этого в СМИ поступала противоречивая информация – то ли проект вообще заморожен, то ли войдёт в окончательный вариант «Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года», то ли ему требуется дополнительная доработка. 

Не вносили ясности и официальные лица Газпрома. На Госсобрании, состоявшемся в апреле 2013 года после визита председателя КНР Си Цзиньпина, представитель Газпрома заявил, что проект газопровода «Алтай» заморожен, поскольку не удаётся достичь принципиальной договорённости по конт-рактам на будущий газ с китайской корпорацией CNPC. В качестве альтернативы было предложено проложить газопровод до Приморья, построить там терминал по сжижению СПГ и везти газ в Китай морским путём. Однако в последующие месяцы представители Газпрома не раз сообщали, что в ходе визита Си Цзиньпина в Москву вопрос строительства газопровода «Алтай», равно как и альтернативных вариантов, не обсуждался. 

В чём же камень преткновения? Примерная протяжённость газопровода «Алтай» – 6700 километров, трасса пролегает по территориям шести субъектов РФ: Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области, Томской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Примерные инвестиции в строительство могут достигать 13 млрд. долларов. Есть и экологический аспект – маршрут газопровода идёт через плато Укок в Республике Алтай, которое внесено в список природного наследия Юнеско. Передвинуть маршрут росчерком пера, как в случае с ВСТО, не получится, любые перемещения сильно удорожают проект. 

Не стоит забывать, что в конкурентах на поставку газа в Китай у России значатся Австралия и Индонезия, которым нет необходимости строить протяжённые газопроводы – газ доставляется в Поднебесную СПГ-танкерами. К тому же в 2011 году заработал трубопровод из Туркмении в Китай, поставки газа по которому составили 30 млрд. м3 за 2012 год. Этот фактор плюс высокая стоимость проекта и потенциальные экологические проблемы делают строительство газопровода «Алтай» весьма проблематичным как с технологической, так и с экономической точки зрения. 

Казалось бы, ситуация очевидна и в строительстве нет необходимости. Но появилось третье заинтересованное лицо – Монголия. Президент страны Цахиагийн Элбэгдорж в июле 2012 года попросил российскую сторону рассмотреть вариант прокладки газопровода в Китай через территорию Монголии с возможностью ответвления на Улан-Батор. В этом случае удалось бы избежать экологических проблем с плато Укок и вообще укоротить маршрут на тысячу километров. 

Это предложение президента Монголии было подтверждено совместными исследованиями сотрудников научных центров из Иркутска, Новосибирска, Республики Бурятия и Монгольского университета науки и технологий. Учёные акцентировали внимание на удобстве рельефа для прохождения газопровода, что существенно удешевляло его по сравнению с «Алтаем» и делало цену на газ на выходе конкурентоспособной. Немаловажным фактором являлось и стимулирование программы газификации восточных регионов России, локомотивом которой и выступило бы строительство газопровода в направлении Монголии. 

Трудно не согласиться с учёными – предложенный ими вариант имеет право на существование. Но не стоит сбрасывать со счетов большую политику – в современном мире она решает многое. Вопрос российского газа для Китая не является жизненно важным, поэтому Поднебесной не нужна лишняя головная боль с транзитом газа через территорию Монголии: никто не забыл российско-украинские газовые конфликты, а повторение подобного сценария более чем вероятно. Выгоднее наращивать поставки из Австралии, Индонезии и Туркмении или даже покупать СПГ у России в Приморье, если проект газового «клона» ВСТО будет когда-нибудь реализован.

Но если позиция КНР понятна, то что же Россия? На первый взгляд, транзит через территорию Монголии ей тоже невыгоден – лучше поставлять газ крупному потребителю напрямую, чем сталкиваться с транзитными рисками. К тому же рынка для российского газа в Монголии нет и в обозримом будущем он не появится. Но Россия может обсуждать вопрос со строительством трубы через Монголию совсем с другими целями. В последние годы усилия российской власти направлены на приостановку процесса дезинтеграции на постсоветском пространстве, идущего с конца 1980-х годов. Создан Таможенный союз Казахстана, Белоруссии и России, заключены соглашения о двустороннем сотрудничестве с Арменией, Киргизией, Азербайджаном. 

В этом ключе возвращение Монголии в фарватер российской внешней политики выглядит логичным шагом – в последние несколько лет проамериканская ориентация монгольской власти стала весьма очевидной. Строительство газопровода через территорию Монголии однозначно подстегнуло бы взаимоотношения между двумя странами.

Весь вопрос заключается в том, сможет ли Россия убедить КНР в необходимости такого шага и готова ли она «играть мускулами» и жертвовать экономическими интересами ради усиления политического присутствия в регионе. Риски велики – неизвестно, чем потенциально обернётся этот шаг в будущем и не получит ли Россия в лице Монголии вместо доброго партнёра подозрительного соседа, убеждённого в том, что ему не причитается всего заслуженного по праву. В том, что монголы в любой ситуации будут искать выгоду, сомневаться не приходится. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры