издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Доживём до декабря

Чем обернутся результаты очередного мониторинга вузов для тех, кто не прошёл проверку, пока никто не знает

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

В работе двух иркутских вузов и ещё двух филиалов обнаружены признаки неэффективности. Таковы результаты первого этапа очередного мониторинга Минобрнауки. Что характерно, стопроцентную неэффективность продемонстрировали негосударственные образовательные учреждения, у государственных проблем не возникло. Судьба проблемных вузов и филиалов обсуждалась на зональном совещании Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в прошлую среду. Таким образом начался второй этап мониторинга.

Снова осень, снова проверки

Итоги прошлогоднего мониторинга критике, и подчас ядовитой, в вузовской среде не подверг только ленивый. Критерии ругали нещадно: уровень ЕГЭ показатель не уровня вузов, но популярности специальности; оценивать научную деятельность по затраченным на неё средствам – абсурд; не всякому вузу нужны иностранные студенты; требовать сопоставимых доходов от коммерческих и бюджетных, естественно-научных и гуманитарных, столичных и провинциальных вузов в корне неверно; количество квадратных метров весьма условно влияет на качество образования.

В преддверии подготовки к новому мониторингу в министерстве систему критериев обещали переработать, однако, несмотря на предшествовавшие заявления, отличий оказалось не слишком много. Если говорить о вузах, то к прошлогодним пяти критериям добавился всего один, хотя и довольно логичный – трудоустройство (процент выпускников, обратившихся в службы занятости, может лишь слегка превысить 2%). Филиалы линейкой трудоустройства не мерят, иностранных студентов не требуют (в вузе их должно быть не менее 1%), но у отделений два собственных критерия – приведённый контингент студентов (не менее 220 человек) и доля кандидатов и докторов наук (не менее 60%).

В остальном всё так же: образовательную деятельность снова оценивают по среднему баллу ЕГЭ (порог эффективности – 60 баллов для вузов и 50 для филиалов). Научная измеряется в количестве денег, выделенных на одного научно-педагогического работника: пороговый показатель – 50 и 1,7 тыс. рублей соответственно. На каждого студента должно приходиться 11 и 5 кв. м площади, на каждого преподавателя – 1,1 млн. (700 тыс.) рублей доходов. Свои тонкости есть в оценке специфических, в частности творческих, учреждений. Важно, что учреждение могло быть признано эффективным при выполнении трёх критериев.

Расслабиться или напрячься

До середины сентября в учебных заведениях шла подготовка материалов к мониторингу, в ноябре Минобрнауки опубликовало списки. Оказалось, что 18,4% вузов и 20,4% филиалов имеют признаки неэффективности. Причём показатели негосударственных вузов значительно хуже – 35% против 7,5% в госучреждениях.

В Иркутской области статистически ситуация обстоит несколько иначе, чем в среднем по России: неэффективными признаны два вуза из 12 (эффективными – восемь, ещё два – ВСГАО и ИГЛУ – находятся в стадии реорганизации) и два филиала из 20 (филиал БГУ в Усть-Илимске, ИрГТУ в Усолье-Сибирском, ИГУ в Ангарске, а также ИрГУПС в Братске сейчас в процессе реорганизации). Соответственно, неэффективность вузов составляет 16,6%, филиалов – 10%, государственных учреждений – 0%, негосударственных – 100%. 

В опасной зоне оказались ВСИЭП и Байкальский гуманитарный институт. Последний смог добиться лишь нужного балла ЕГЭ (87,25), по остальным пяти показателям недобор. ВСИЭП может порадовать только инфраструктурой и показателями финансовой деятельности. Какая участь ожидает оба вуза, пока неизвестно. В БГУ от комментариев отказались, сославшись на то, что «руководитель улетел по этому вопросу в Москву». 

Что касается филиалов, то у министерства возникли вопросы к отделениям Академии труда и социальных отношений и Современной гуманитарной академии. У первого проблемы с пятью критериями из шести (исключение – научная деятельность), филиал СГА может похвастать лишь достаточной долей кандидатов и докторов наук и, опять же, научной деятельностью. При этом в обоих филиалах недостаточно студентов, не всё в порядке с финансами (в филиале СГА показатель в пять раз ниже необходимого), ноль в графе «учебная деятельность и инфраструктура», хотя сайт филиала АТиСО убеждает, что отделение вуза «имеет хорошую материальную базу, учебные аудитории, библиотеку, читальный зал, столовую, общежитие гостиничного типа».

Туманные перспективы 

Комментировать результаты филиалов в Иркутске не спешат, ссылаясь на то, что такие полномочия есть только у Москвы. При этом дозвониться до СГА проблематично: вместо привычных контактов на сайте заведения лишь телефон общероссийского call-центра, отвечать по которому никто не торопится. В пресс-службе Академии труда и социальных отношений на контакт идут охотно, однако отмечают: ситуация будет обсуждаться внутри вуза, планируется даже поездка в Иркутск, однако никаких решений ни самой академией, ни властями пока не принято. 

Интересно, что в Современной гуманитарной академии, имеющей 68 филиалов по всей России, неэффективными признаны 42. В АТиСО из 15 проверку не прошли пять: помимо иркутского, бурятский, кубанский, казанский и волгоградский филиалы.

В итогах мониторинга имеется ещё один небезынтересный момент: два вуза – Иркутский институт международного туризма и Гуманитарно-технический институт – попросту не представили данные. Федеральный министр Дмитрий Ливанов пугает такие учреждения Рособрнадзором и Генпрокуратурой. В Гуманитарно-техническом институте, который базируется в Тайшете, страха по этому поводу не испытывают. Как пояснили в учреждении, в 2014 году вуз закрывается и самостоятельно уходит с рынка образовательных услуг в связи с нерентабельностью. Как трактовать отключённые телефоны в ИИМТ, пока непонятно.

Есть вопросы ещё к одному вузу – САПЭУ. В представленных им данных обнаружены расхождения. Проректор САПЭУ по связям с общественностью Владислав Шиндяев подтвердил, что данные вуз представил, однако из-за технических ошибок использовать их для мониторинга было невозможно. «Всё-таки мы делали это в первый раз, возникли расхождения по некоторым показателям, – сообщил Шиндяев. – Свои пояснения по этому поводу мы представили, но что будет дальше, не знаем».

Неведение всех учреждений образования, у которых возникли проблемы, должно закончиться в декабре. Как обещают в Минобрнауки, выход из чёрного списка есть. Пока же по всей стране продолжаются совещания, встречи и круглые столы, посвящённые судьбе высшего образования.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры