издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Контур очерчен

Депутаты Законодательного Собрания приняли бюджет 2022 года в первом чтении

202,6 млрд рублей составили доходы областного бюджета на 2021 год. Расходы – 211,3 млрд рублей. 17 ноября на сессии Законодательного Собрания проект областной казны прошёл первое чтение. Депутатский корпус уже сформировал блок поправок ко второму чтению. Они касаются заработной платы бюджетников, вопросов финансирования сельского хозяйства, экологии, выделения средств на здравоохранение в условиях пандемии, капитального строительства и ремонтов школ, детских садов. Все предложения депутатов ушли в правительство и будут детально рассмотрены во втором чтении областного бюджета.

Областной закон о бюджете на 2022 год и плановом периоде 2023 и 2024 годов был представлен на сессии ЗС в первом чтении, и потому основные параметры казны носят ещё ориентировочный характер. Объём доходов областного бюджета на 2022 год составит 202,6 млрд руб., расходов – 211,3 млрд, дефицит – 5,3%. Эти цифры будут корректироваться по мере поступлений из федерального центра и внесения поправок ко второму чтению. В правительстве региона настроены достаточно оптимистично.

– Экономика восстанавливается быстрее, чем мы прогнозировали, – заявила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. – В основу проекта бюджета положен базовый вариант социально-экономического развития области. По прогнозу социально-экономического развития РФ на 2022–2024 годы Иркутская область отнесена к территориям наиболее высокого экономического развития. На 2022 и 2023 годы увеличен объём собственных доходов по сравнению с плановым. Около 78 миллиардов рублей будет направлено на реализацию 11 национальных проектов на территории области. В регионе будут действовать 39 нацпроектов, встроенных в 21 госпрограмму. Более двух третей областного бюджета, или 140 миллиардов рублей, мы направим на социальную сферу. Свыше 18 миллиардов рублей составит общий объём государственных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности.

В следующем году, как сообщила Бояринова, будет увеличена дотация на выравнивание для муниципальных районов и городских округов. Иные поселения получат средства через муниципальные районы в виде субвенций по 3,5 млрд рублей ежегодно. Муниципалитеты, у которых долг составляет более 85% собственных доходов, теперь имеют возможность списания областных кредитов. Общий объём межбюджетных трансфертов, которые будут направлены в муниципалитеты в 2022 году, составит почти 77 млрд рублей.

Однако областные парламентарии задали ряд вопросов, которые свидетельствуют, что ко второму чтению проект закона о бюджете получит целый пакет поправок и его нужно будет существенно доработать.

«При обсуждении бюджета я присутствовала практически на всех заседаниях профильных комитетов, – сказала вице-спикер ЗС Лариса Егорова. – И потому хотела бы заострить внимание на серьёзном вопросе, который, на мой взгляд, не нашёл должного отражения в документе первого чтения. Я до сегодняшнего дня не получила ответа ни на один вопрос, поставленный на заседании комитета по здравоохранению, по финансированию сферы здравоохранения в период пандемии. Бюджет принимать надо, мы не можем сегодня ставить в положение неопределённости муниципалитеты. Но нам нужно 26 аппаратов МСКТ, а мы запланировали только 1. В 11 районах области нет передвижных ФАПов, в 2021 году мы закладывали деньги на 22 пункта, в 2022 году – только на 2. В разы идёт сокращение средств на обеспечение больных коронавирусом медикаментами. А иные, сопутствующие проблемы? Мы целый год говорили про индексацию детских путёвок, а сейчас она составляет всего 3,8%. Не будет у нас летом детских лагерей, если мы не пересмотрим этот вопрос». Лариса Егорова заявила, что таких вопросов к бюджету очень много. «Но главное, что меня волнует, – это здравоохранение, – сказала вице-спикер. – Я считаю, что сегодня недопустимо не предусмотреть средства на приобретение всех необходимых вещей для лечения больных ковидом». Депутат Сергей Бренюк напомнил, что в 2020 году значительные средства на борьбу с ковидом выделялись из резервного фонда, в 2021 году объём сократился, и проблема «была переложена на плечи учреждений здравоохранения». «И эту тенденцию я прослеживаю и в бюджете на 2022 год», – сказал депутат. Парламентарий считает, что надо обратиться в правительство региона, в Минздрав РФ и предусмотреть на борьбу с пандемией больший объём средств, причём целевого характера. Депутат Георгий Любенков поддержал Ларису Егорову в её озабоченности темой оздоровления детей. «За методичками, за цифрами – там люди, дети со своими радостями и горестями, – сказал депутат. – Они ждут нашей помощи, а мы её, в общем-то, на мой взгляд, не спешим им оказать».

Депутат Роман Габов заострил внимание на вопросе, который волнует не только депутатов, но и многих сельхозтоваропроизводителей, – о финансировании государственной программы развития сельского хозяйства. «Эта программа в 2020 году претерпела наибольшие изменения, она уменьшилась, – сказал парламентарий. – Более чем на 20% мы порезали программу поддержки сельхозтоваропроизводителей и жителей сельских территорий. Мы не вышли на уровень хотя бы 2019 года. За эти годы инфляция съела достаточно большой объём затрат. Производители несут большие издержки из-за того, что произошло удорожание техники, ГСМ. На 20% и даже до 50% по некоторым категориям. Да, в проекте бюджета есть солидная сумма на поддержку сельского хозяйства – 5,12 миллиарда рублей. Но непосредственно на АПК выделяется 2,8 миллиарда рублей. И динамика снижения доли расходов на поддержку АПК тоже нас пугает, потому что, по данным Контрольно-счётной палаты, в 2019 году на поддержку села мы тратили 3,6% от доходной части бюджета, в 2022 году это всего 2,3%. А непосредственно на АПК – менее полутора процентов расходной части областного бюджета». Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Елена Макушенко обратилась к профильному комитету ЗС по природопользованию с просьбой обратить внимание, что в проекте бюджета и прогнозе на трёхлетний период практически в 2 раза – с 2 млрд рублей до 1 млрд рублей – сокращены расходы на охрану природы. Она отметила, что сокращены и средства на развитие лесного хозяйства, а при этом увеличение идёт по вопросам предотвращения чрезвычайных ситуаций. Однако, если уделять большее внимание превентивным мерам, затраты на ЧС сократятся. Депутат Галина Кудрявцева считает, что во втором чтении обязательно должен быть рассмотрен вопрос индексации зарплат работников образования, выделения средств на ремонт детсадов, которые в 2020 году не получили финансирование на проведение ремонтов. Парламентарий Артём Лобков напомнил, что в 2022 году Усть-Илимск празднует 50-летие со дня основания. И хотелось бы увидеть существенную поддержку устьилимцев из областного бюджета.

Оценивая финансовую политику работы с муниципалитетами, спикер ЗС Александр Ведерников призвал обратить внимание на структуру кредитов поселений. «Мало списания бюджетных кредитов муниципалитетам, – считает он. – В общей структуре муниципального долга очень мало бюджетных кредитов, весьма незначительная часть. Больше всего имеется коммерческих кредитов, потому нужны и программы замещения именно коммерческих кредитов бюджетными. Но здесь нужно и стимулировать настрой на увеличение собственных доходов».

– На социальную поддержку у нас заложено около 40 миллиардов рублей. Поддержку получают почти 800 тысяч человек, или каждый третий житель Иркутской области, – отметила вице-спикер ЗС Ольга Носенко. – Однако стоит заметить, что бюджетом мы не решаем проблемы бедности или убыли населения. И так повторяется каждый год, меры социальной поддержки выглядят как компенсация за очень жёсткую бюджетную политику последних лет – повышение НДС, пенсионного возраста. Важно, чтобы проблема бедности решалась не только за счёт мер социальной поддержки, но и за счёт деловой активности, создания новых рабочих мест. Мы все слышали послание президента РФ, который сказал, что к 2030 году мы должны сократить бедность вдвое. Нужно понимать, какие новые рабочие места появятся в Иркутской области за счёт новых инвестиционных проектов.

– Бюджет – это всегда точка горячих споров, и он проходит достаточно бурное обсуждение, – сказал вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров. – Вместе с тем хотелось бы, чтобы мы в этом году начали какие-то серьёзные вливания в капитальное строительство, возведение объектов социальной сферы. Это всё не только и не столько требования депутатов, это выражение интересов наших жителей, они говорят нам это во время поездок и встреч. Необходимо выделять отдельные инвестиции на капитальные ремонты в сферах здравоохранения, образования, культуры. Ранее депутатам это удавалось вносить в бюджет. Сейчас мы видим, что на входе в бюджет мы не имеем ни рубля по этим направлениям. У нас есть положительный опыт прошлого года, когда удалось выделить деньги на капитальные ремонты школ, и Федерация нас поддержала. Нам нужно поискать такие варианты ко второму чтению, чтобы и в будущем Москва поддерживала нас в этом движении.

Глава Контрольно-счётной палаты Ирина Морохоева отметила, что рост валового регионального продукта на следующий год имеет положительную динамику. Инвестиции в основной капитал, рост промышленного производства, оборот розничной торговли – то есть основные показатели, которые легли в основу социально-экономического прогноза, – имеют поступательное положительное развитие. По ВРП регион занимает второе место среди субъектов РФ, по инвестициям в основной капитал Иркутская область входит в десятку лучших регионов страны. Индекс инфляции ниже, чем в среднем по России. При этой положительной динамике Морохоева отметила снижение расходов на муниципальные бюджеты – с 98 млрд рублей в этом году до 76,8 млрд рублей в 2022 году. Вместе с тем глава КСП считает, что пока рано сравнивать фактический бюджет заканчивающегося года с плановым бюджетом будущего. По её словам, многие вопросы депутатов будут сняты ко второму чтению проекта областной казны.

– Я хочу проинформировать всех: депутатский корпус направил предложения ко второму чтению в правительство Иркутской области, – сказала глава бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова. – Всё, что было сегодня озвучено коллегами, что касалось вопросов социальной сферы, экономического развития, отражено в этих предложениях. В рамках второго чтения мы будем работать с правительством над темой заработной платы работников бюджетной сферы. Ожидается федеральная финансовая помощь по этому направлению, и заработная плата у бюджетников за декабрь будет именно в декабре. Во втором чтении суммы, направляемые муниципалитетам, увеличатся, будут распределены дополнительные средства. Депутатский корпус подготовил свои поправки, и мы ждём поправки, принятые коллегами-депутатами федерального уровня». Дикусарова пояснила, что будут доработаны проекты капремонта учреждений культуры, спорта, дошкольного образования. Ожидается федеральная поддержка на капитальное переобустройство школ. Парламентский корпус направил в правительство свои предложения по сфере здравоохранения, детскому отдыху, поддержке НКО. Все эти вопросы будут обсуждены на следующей сессии.

По итогам обсуждения сессия приняла бюджет в первом чтении. 30 ноября Законодательное Собрание рассмотрит проект областного бюджета во втором чтении.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры