издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Серые» схемы «красного» губернатора

  • Автор: Ирина Привалова

Одним из важных, если не ключевых, пунктов программы экс-губернатора Левченко была борьба с коррупцией. И это именно тот пункт, который не то чтобы провален, а выполнен с точностью до наоборот. То есть коррупция при Левченко расцвела махровым цветом и дала невиданные в регионе ядовитые плоды.

Лесные братья

Когда Левченко пришёл к власти, быстренько протащил в депутаты Законодательного Собрания своего сына Андрея. Примечательно, что кресло ему досталось «по партийным спискам» – в наследство от ушедшего в Госдуму Михаила Щапова. То есть жители области его не избирали, а получили в комплекте с папой-губернатором. Вскоре выяснилось, что быть депутатом – это не просто красиво, но ещё и очень полезно.

К этому моменту Левченко-сын уже не раз попадал в коррупционные скандалы. Более того, в отношении него были возбуждены два уголовных дела в 2015–2017 годах. Речь шла о деятельности семейного предприятия Левченко «Стальконструкция». Борцы за счастье народа не платили зарплату народу и налоги государству.

Разрубить налогово-зарплатный узел Левченко-сын умудрился одним ударом – заплатил долги, когда папа стал губернатором. Где Андрей Сергеевич взял деньги – известно. Иркутские СМИ писали о том, что в филиале дружественного коммунистам всей страны КБ «Солидарность» были открыты два расчётных счёта. С них в адрес ФНС было перечислено 19,9 млн рублей 25 декабря 2017 года и 6,2 млн рублей 15-16 января 2018 года. И всё, дело закрылось.

Но самая громкая история связана со «Звездой» – карманной фирмой семьи Левченко. Компания получила полумиллиардный госконтракт на капитальный ремонт лифтов в Ангарске. Сроки исполнения работы были сорваны, жители многоэтажек оказались в роли заложников и даже вышли на митинг протеста. Ко всеобщему удивлению, губернатор в ответ на это принялся публично защищать подрядчика. И только потом выяснилось, что фирма зарегистрирована на господина Ядришникова, руководителя юридической службы ЗАО «Стальконструкция» (предприятия семьи Левченко). И… «Звезда» продолжила выигрывать госконтракты.

Чем это кончилось, мы помним. Сын экс-губернатора Андрей Левченко оказался за решёткой в СИЗО, где до сих пор ждёт суда. Именно его называли теневым руководителем «Звезды».

Отдельная история – это лес. В течение года природоохранная прокуратура распутывала сложную схему хищений в лесной сфере. В итоге вся страна узнала о незаконных санитарных рубках в «Туколони» и Падуне, о приоритетных инвестпроектах, по которым «своим» фирмам лес отдавали за копейки, а они эшелонами вывозили его в Китай. В итоге министр лесного комплекса Сергей Шеверда тоже был арестован. Тут показательно поведение Левченко. Он оправдывал министра до последнего. Даже утверждал, что дело сфабриковала некая «лесная мафия».

Ещё в 2018 году прокуратура требовала отправить министра в отставку. Уголовное дело тут совсем ни при чём. Просто чиновник не указал в декларации о доходах пять банковских счетов и доход от активов в сумме 23 млн рублей. Но если 23 млн – это всего-навсего проценты от вклада, то какова сумма самого вклада и как честный чиновник может заработать такие деньги на госслужбе? И почему экс-губернатор так настойчиво защищал экс-министра, игнорируя требования прокуратуры? Кажется, вопрос риторический. Когда все в доле, сдать его было просто опасно: слишком многое может рассказать.

Итогом неэффективной работы минлеса в последний год губернаторства Левченко стали небывалые пожары. В 2015 году в области сгорели 500 га леса, и нам казалось, что это дно. Но в 2019-м «со дна постучали» – огонь съел 1,5 млн га тайги. Что получило население региона? Выжженную землю, вырубленые леса, рост количества лёгочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Причина всего этого – банальная коррупция и бесконечная жадность.

«Не летает»

Несостоявшаяся реконструкция аэропорта тоже закончилась скандалом. Хотя у региона были все шансы совершить этот прорыв и взлететь. Но как сказал однажды Левченко: «Ну не летает». Он говорил тогда о ТОРах, но, как выяснилось, контекст был шире.

Как установила Федеральная антимонопольная служба, Левченко пытался отдать проект по строительству нового международного терминала структурам олигарха Романа Троценко без конкурса. А такая сомнительная «дружба» с олигархами до добра не доводит.

В расследовании ФАС прямо говорилось, что реализация соглашения могла привести к выводу аэропорта из собственности региона. При этом условия сделки так и не стали достоянием общественности, хотя аэропорт – наше общее достояние, он принадлежит области. Условия сделки остались тайной узкого круга лиц. Они-то наверняка планировали выиграть. Но в итоге мы все проиграли, причём немало.

Теперь как минимум отложено всякое развитие существующего аэропорта, регион исключён из федеральной программы и лишён федерального софинансирования в размере 23 млрд рублей. Как установила ФАС, переговоры с инвесторами вёл… сын губернатора. Непонятно, какой орган власти он при этом представлял. Необходимыми полномочиями наделены лишь определённые члены правительства, а Левченко-младший является депутатом Законодательного Собрания. Но, может быть, в «Сером доме» в период правления Левченко была введена новая должность – «сын губернатора». В «Звезде» он тоже формально не числился, однако следователям это не помешало.

Контракт на реконструкцию мемориала жертв политрепрессий тоже достался дружественной семейству Левченко фирме «СтальКон». В итоге в установленный срок не было ни денег, ни работ. На подрядчика завели уголовное дело. Зато на самом мемориале в опустевшей строительной сторожке почему-то валялись документы ЗАО «Стальконструкция». Только после ухода Левченко ситуацию исправили и мемориал отреставрировали.

Уголовное дело было заведено на нескольких сотрудников Дорожной службы Иркутской области, через которую шли огромные бюджетные деньги. Сама ДСИО выигрывала госконтракты и передавала их в субподряд, снимая только сливки и уклоняясь от уплаты налогов. Об этом говорили результаты проверки КСП. О качестве ремонта дорог даже говорить не приходится. Но губернатор и не думал менять руководство ДСИО.

Путешествия за бюджетный счёт

Всё это коррупционные скандалы, о которых многократно писали СМИ. Но вот интересно, как реагировал на них глава региона? Судя по всему, он руководствовался пословицей: «Собака лает – караван идёт».

Может быть, ему и неприятно было слушать бесконечную критику и отражать нападки контролирующих органов. Но отвлечься от грустных мыслей экс-губернатору помогали… путешествия. Конечно, за бюджетный счёт. В те «золотые» годы он объехал полмира, не потратив ни копейки своих кровных рублей.

В октябре-ноябре 2018 года, когда в Иркутской области замерзал город Вихоревка, губернатор на 9 дней отправился на солнечную Кубу – Остров свободы. Наверное, ему очень хотелось показать коллегам, чего достигли кубинские коммунисты, поэтому в состав делегации вошли 15 человек. Отдохнули, то есть поработали, славно – на  5,7 млн рублей. Заодно и дружественную экономику поддержали. Хотя губернаторский люкс там стоил всего 40 тысяч рублей за сутки.

В мае губернатор 6 дней провёл в прекрасном курортном городке Эвиане во Франции. Его сопровождала скромная делегация в составе 6 человек. Номер люкс, в котором жил глава региона, стоил 100 тысяч рублей в сутки.

Наверняка он с большим удовольствием вспоминает ежегодные рождественские поездки в Вену с целым симфоническим оркестром, и дорогие люксы за 100 тысяч рублей, и светлые ВИП-залы аэропортов. Да что там Вена, были же Куба, и Франция, и Пекин, а также итальянские и испанские курорты под видом «презентации экономического потенциала Приангарья». Одни только названия звучат как музыка.

Полгода губернатор находился в командировках, на которые потратил минимум 65 млн рублей из бюджета, о чём писала «ВСП». Вместе с шефом ездила немаленькая свита, а её тоже нужно было кормить и развлекать.

Впрочем, возвращаться домой главе региона, наверное, тоже было приятно. У него же появился шикарный дом в престижном поселке по Байкальскому тракту, а у его сына – неплохой домик в Ангарске. Однако для губернатора наличие собственного дома не стало поводом отказываться от просторной квартиры в центре города, которую снимали за счёт бюджета. «Ближний круг» тоже не жаловался на жизнь. Например, «серый кардинал» правительства – замгубернатора Дмитрий Чернышов – приобрёл имение в Италии. По соседству «построился» бывший директор Корпорации развития Иркутской области Владимир Перетолчин. Ни губернатор, ни Чернышов не стали декларировать свои дома.

Зато экс-губернатор подал два иска в суд против «ВСП». Символично, что поводом для исков стали два текста – и оба рассказывали о коррупции Левченко. В одном были показаны «серые» схемы, через которые экс-губернатор выводил деньги в дружественные фирмы, во втором приводились бюджетные траты на его совсем не бюджетные путешествия. Оба иска Левченко проиграл. Так что в некотором смысле коррупция «красного» губернатора – задокументированный и подтверждённый судом факт. А следствием этого стала его отставка.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры