издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надежда Калюжнова: «Туристы приезжают на Байкал, чтобы почувствовать себя героями, испытать волнующие и даже мистические переживания»

  • Автор: Вероника Званцева, Фото: Сергей Волков

В ближайшие годы в России и в мире будет востребованным всё, что связано с сохранением долгой и здоровой жизни, в том числе новое направление – превентивная медицина. У Иркутской области есть все необходимые ресурсы для того, чтобы встроиться в этот процесс и найти свою уникальную специализацию. В этом убеждена профессор, доктор экономических наук, член совета клуба «Байкальские стратегии» Надежда Калюжнова. О том, каково это – быть первопроходцем, почему название нашей страны на английском лучше писать по-другому, что такое научный коучинг, Надежда Калюжнова рассказала нашей газете.

«Докторскую защищала почти пять часов сразу по двум специальностям»

– Надежда Яковлевна, как вы приняли решение стать учёным?

– Я училась в старинном Томском государственном университете с давними научными традициями. Выбрала специальность «Политическая экономия» – новую, непонятную, её в тот год только открыли, именно это меня и привлекло. Ректор Александр Петрович Бычков читал у нас лекции по политической экономии, было много математики, экономики, психологии. С третьего курса начала заниматься научной работой. По поводу диплома, который был посвящён влиянию распределительных отношений на эффективность общественного производства, руководитель сказала, что это почти готовая кандидатская диссертация, надо добавить практику. Я сочла это шуткой, но запомнила.

На распределении выбрала Иркутск из-за красивого слова «Байкал». Меня тепло встретили в ИГУ на кафедре политической экономии и через два года предложили продолжить учёбу. Я поступила в аспирантуру в МГУ имени М.В. Ломоносова, защитилась и вернулась на свою кафедру. Руководила экономическим направлением в ИМЭИ ИГУ, но административная работа меня не драйвила, и я ушла в докторантуру, тем более нашла интересную новую тему по конкурентоспособности регионов.

Когда первый раз выступала на конференции в Сочи, тему не поддержали, говорили, что регионы вообще не могут конкурировать, конкурируют только фирмы. Тогда ещё не было развитого Интернета, материалы приходилось искать «физически»: ездила в Новосибирск, вела переписку с Гарвардским и Кильским университетами, в Польше знакомая профессор нашла мне целую книгу по этой проблеме. Я поняла, что тема актуальна и изучается в мире. Уверенность поддержал первый международный грант, потом были другие российские гранты. Работы по теме уже шли также и в ИЭ УРО РАН.

Но первым быть трудно – докторскую диссертацию я защищала в Томском университете почти 5 часов сразу по двум специальностям: по экономической теории и региональной экономике, так решил учёный совет, благо в нём были обе специальности, и по каждой пришлось доказывать новизну. Потом появилось уже много работ и способов подсчёта конкурентоспособности, так всегда бывает: сначала что-то отвергается, потом становится модным. В то же время считаю, что сейчас нужна не только конкуренция, время требует объединения усилий регионов для решения масштабных задач, кооперации.

Надежда Калюжнова – автор трёх книг и многих статей по конкурентоспособности, социальному капиталу регионов, региональному форсайту.

– Я разработала и рассчитала сводный индекс конкурентоспособности для всех российских регионов за 1995, 1998, 2000 годы. В тот период позиция Иркутской области по конкурентоспособности ухудшилась – с 16-й до 22-й в 2000 году. В настоящее время нет единой официальной методики расчёта индекса и органа, который бы его длительно рассчитывал. По данным расчётов Ресурсного центра стратегического планирования, Иркутская область занимала в 2019–2021 годах стабильное 16-е место и входила в число полюсов роста.

«Байкал для иностранцев привлекательнее Сочи»

Надежда Калюжнова также занималась исследованием туристской конкурентоспособности в связи с образом территории. «В течении нескольких лет мы вместе с психологом Константином Лидиным и экспертом по туризму Владимиром Шарафутдиновым из Сочи вели исследование, в результате которого в 2014 году появилась монография «Образ России как фактор туристской конкурентоспособности», – рассказала она.

– В образе страны и региона много значимых вещей, влияющих на экономическую эффективность туризма. Даже то, как пишется название, важно. К примеру, написание слова «Россия» на английском Russia («Раша») чрезвычайно неудачно. Потому что слова с похожим фонетическим звучанием означают «брать натиском», «опрометчивый», «грубый», «покрытый камышом» и вызывают эмоцию опасности или образ неухоженности. Можно и лучше было бы писать Rossia, rosy означает «цветущий», «ясный», «светлый». В изменении написания нет ничего необычного. Например, в 2022 году Турция изменила своё английское написание с Turkey (так по-английски пишется «индюк») на Turkiye. Название Испании сегодня пишут красиво Espana, а не Spain.

Но главное для туристской конкурентоспособности – это дифференциация, уникальность. Сегодня турист, который имеет возможности и деньги, хочет получить не просто отдых и положительные эмоции, он хочет эмоционального потрясения, необычного опыта, разбивающего рутину повседневности.

Образ Байкала оказался для иностранцев даже привлекательнее Сочи. Уникальность наших мест – это не мягкий и тёплый образ, а суровый и мощный: пребывание здесь сродни героизму. Сюда приезжают не расслабиться на тёплом море, а почувствовать себя героем, испытать мистические чувства. В то же время образ требует корректировки, потому что это край с тяжёлой историей и наследием мафиозной культуры и субъективные оценки рисков в деловых отношениях довольно высокие. Поэтому в продвигаемом турпродукте надо показать и возможность получить незабываемый опыт впечатлений, и необходимые гарантии безопасности и выполнения всех обязательств.

– Многие связывают развитие Иркутской области именно с туризмом. Насколько эти надежды оправданные? Хватит ли нам инфраструктурных возможностей?

– Туризм никогда не был сферой специализации нашего региона. И сейчас его доля в валовой добавленной стоимости составляет 2%. Для сравнения: доля от операций с недвижимостью в 3 раза больше – 6,5%, доля образования – 3,6%. К туризму пока относятся как ко второстепенной сфере, несмотря на риторику о его важности,

Туристов столько, сколько инфраструктурных возможностей: нельзя поселить гостей больше, чем есть мест для размещения. На сегодняшний день гостиницы Иркутска часто пустуют и, по данным статистки, не заполнены. Туристы чаще используют возможности частного сектора. Это значит, что комфортность гостиниц не покрывает дополнительные затраты по сравнению с частными квартирами. Отельеры даже предложили ввести ограничения частному сектору в этом вопросе. Но это путь не с той стороны.

Пока нет чёткого и определённого туристского продукта Иркутска и даже определённого имиджа нашего города. За последние несколько лет у него появилось новое, интересное позиционирование – столица майнинга, это современный аспект, уникальный и интересный не только для россиян, к тому же связанный с блокчейном, цифровыми валютами. Но в эту тему внесено много негативного информационного мусора, который не украшает Иркутск, а, наоборот, подчёркивает слабые стороны его инфраструктуры.

– Сейчас всё чаще говорят про антропогенную нагрузку от туристов, в частности на остров Ольхон. Насколько эта проблема реальна и может быть актуальной для других туристических территорий нашего региона?

– Вопросы сложные и не решённые до конца в мире. Есть в целом туристская нагрузка – не только антропогенная, не только на природные территории, но и на культурные центры. Возник даже термин «сверхтуризм». Мы только мечтаем о росте числа туристов, но ещё не испытывали, как это – жить, когда туристов становится больше, чем жителей, как это происходит в самых туристских странах: во Франции, где население 68,7 миллиона, а туристов 90,2 миллиона, в Испании, где 46,9 и 83,8 миллиона, в Италии, где 59,2 и 64,6 миллиона соответственно (в 2022 году).

Проблема антропогенной нагрузки на природные территории мне кажется даже более определённой, чем вопрос сверхтуризма. Здесь нужно знать несколько параметров, которые должны быть учтены в программе туризма. В частности, сколько человек могут посетить Байкал без его условного «вытаптывания», в Институте географии СО РАН есть такие работы. Далее учёт потока туристов на Байкал – для этого нужны дороги и туристские центры, мимо которых проезжают гости и в которых нужно фиксировать их проезд на Байкал. Важно продумать, как регулировать поток, если он станет приближаться к критическому, что произойдёт, скорее всего, не в самое ближайшее время. И, безусловно, использовать опыт развития экологического туризма других мест.

Что касается Ольхона, там проще регулировать поток естественным путём, поскольку добираться надо паромом. Например, численность туристов, которые могут посетить Ольхон в день, число въехавших туристов, сроки пребывания, сколько и через какое время освободится мест для въезда – всё это может демонстрироваться в Интернете и на местности. Это простая задача информационно – искусственный интеллект и блокчейн сегодня решают задачки гораздо круче. Но она сложная организационно, требует учёта потока и мест размещения туристов.

Гораздо труднее вопросы строительства необходимой инфраструктуры. Это не только места размещения, но в первую очередь благоустройство – водоотведение, водоснабжение, места сбора отходов и система их вывоза. И, конечно, надо разобраться в правовой чехарде, когда основные посёлки на Байкале объявлены территорией нацпарков, что не только не позволяет там заниматься туризмом, но и ограничивает права местных жителей.

«Мы были по-настоящему пионерами»

В 2006-2007 годах Надежда Калюжнова была одним из ведущих участников проекта форсайта Иркутской области. Проект инициировал профессор Владимир Третьяк, который был вице-губернатором при Александре Тишанине и привёз с собой из Москвы новые идеи – кластеры, форсайт, государственно-частное партнёрство.

– После одной из конференций Владимир Третьяк предложил мне включиться и научно возглавить проведение форсайта Иркутской области. Мы занялись этим вместе с Департаментом экономики правительства и прежде всего с руководителем отдела стратегического планирования Сергеем Виолиным. Создали научно-методическое объединение «Форсайт», выстроили совместно с москвичами методологию, изучали технологию, формировали команды. èèè

Форсайт был сугубо инновацией, даже литература была только на английском языке, он был первым в стране, мы были по-настоящему пионерами. Технологией форсайта и успехами региона в этом очень интересовались в стране и за рубежом.

Пришлось столкнуться с большим сопротивлением. Отмечу, что инновации всегда сначала отторгают, а потом, через какой-то «освящённый» шаг, они становятся массовыми. Форсайты через десять лет были запущены Агентством стратегических инициатив конвейером в виде «быстрых» форсайтов в большом числе регионов.

Целью форсайта было выработать основные черты видения Иркутской области в 2030 году, выявить возможности вывести область на уровень мировых стандартов жизни, определить важнейшие сферы развития. Были проведены конференции, в том числе числе международная, секция на БЭФ, обучение муниципалитетов, собран пул экспертов – около 300 человек, проведены опросы. Выделены отраслевые приоритеты и запросы на технологии, которые отражены в итоговом докладе «Пилотный проект регионального форсайта Иркутской области», в том числе туризм, здравоохранение, информационные технологии.

Основная часть – отраслевые форсайты – была назначена на 2008 год. В это время сменился глава региона, и работы были свёрнуты по всем направлениям – форсайту, кластерам, ГЧП и агломерации. К сожалению, слабость существующей системы управления в отсутствии преемственности, когда вместе с руководством региона меняются приоритеты.

Следующий проект форсайта был проведён только в 2017 году по инициативе предпринимателей, большую роль сыграл клуб «Байкальские стратегии». Он прошёл в форме выездного форсайт-кемпа по методике «быстрого форсайта», предложенной АСИ, и направлен на выработку конкретных проектов. Он тоже дал свои результаты, в первую очередь по развитию предпринимательского сообщества.

Считаю, что форсайт должен проводиться регулярно раз в 5–7 лет с целью изучения актуальных для региона научно-технологических достижений, сборки и корректировки видения образа будущего региона, укрепления регионального сообщества.

– На какие сферы наш регион должен делать упор в своём развитии?

– Сегодня это вопрос так называемой умной специализации. Если раньше это было делом решений единого административного центра страны, сегодня надо выбирать специализацию так, как делают это фирмы, чтобы товар под названием «Иркутский регион» стал уникальным, востребованным и производил оригинальную продуктовую линейку. Всему миру известны французская косметика, итальянская обувь, русская водка, даже вологодское масло – это всё бренды регионов. С иркутской историей сложнее. Даже Байкал сегодня потенциальные туристы чаще ассоциируют с Бурятией.

С точки зрения перспективных проблем, которые будет решать человечество в обозримом будущем, это вопросы продления здоровой жизни. Во всём мире происходит старение населения, Россия не исключение. Всё, что связано с сохранением долгой, но прежде всего здоровой жизни, будет всё больше востребованным. Это ряд исследований биотехнологического комплекса, куда входят фармацевтика, здоровое питание, туризм, медицина, причём не только лечебная, но также новая – превентивная, ЗОЖ в совокупности с цифровизацией и распределёнными реестрами, без чего нельзя это всё увязать воедино. Мне кажется, у региона есть задел и основания создать у себя эту перспективную специализацию, которая на сегодняшний день уникальна. У нас есть природные ресурсы не только ископаемых, но и для здоровья.

У Надежды Калюжновой счастливая семья, в которой три взрослых сына. Сама она успела поработать не только в научной сфере, но и в предпринимательской. Имеет экономическое и психологическое образование. Считает своей главной задачей в настоящее время передачу опыта через учебники и коучинг. Сейчас заканчивает учебники по форсайту, бизнес-коммуникациям и бизнес-консалтингу. Разработала новое направление – научный коучинг, базирующийся на твёрдой научной основе с акцентом на развитие системного мышления и психологической устойчивости. Такой подход позволяет определиться с целями, преодолеть страхи и потерю мотивации, достичь целей в любой сфере.

– Наше образование – фрагментарное, где одни предметы не связаны с другими. Оно не формирует привычку к системности. Очень трудно увидеть стереотипы мышления самому и тем более трансформировать его, а без этого невозможно изменить действия. Стремлюсь также вовлечь в науку способных людей и помочь получить результаты, потому что эта сфера не очень привлекательна для молодёжи – она трудная, не даёт мгновенной отдачи. К научному коучингу отношу также проверку проектов с научной точки зрения, экспертизу направлений или идей. Экспертирую возникающие вопросы в Общественной палате Иркутской области. Очень люблю участвовать в работе клуба «Байкальские стратегии», где собрались интересные, творческие люди, есть свои взгляды на развитие региона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры