издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральные приоритеты

Депутаты Законодательного Собрания настаивают на скорейшей разработке документов транспортного планирования

Парламентарии настаивают на разработке комплексных подходов к развитию транспортной системы региона. Местные бюджеты должны получать средства на ремонт и обновление транспортного парка, перевозчикам необходимо возмещать недополученные доходы. В приоритете – проектирование и строительство транспортно-пересадочных узлов, а также переход на регулируемые тарифы. Вопрос «Об обеспечении транспортного сообщения в муниципальных образованиях Иркутской области» депутаты областного парламента обсудили на муниципальном часе в рамках сессии Законодательного Собрания, которая прошла 17 мая.

«Мы стоим на начальном этапе»

Опросы населения, проведённые мэрией Иркутска в 2020 и 2021 годах, свидетельствуют: самыми важными проблемами для жителей областного центра являются дороги и общественный транспорт. В других поселениях Иркутской области те же вопросы. Именно поэтому руководством Законодательного Собрания было принято решение вынести 17 мая на муниципальный час на сессии ЗС вопрос транспортного обеспечения.

– Самый актуальный вопрос – состояние подвижного парка, автобусов, троллейбусов, трамваев, – рассказал вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников. – У автобусов и троллейбусов износ парка 67%, у трамваев – 77%. В 2022 году мы пошли на большие траты и через лизинг приобрели 40 автобусов, это порядка 800 миллионов рублей на 5 лет. Это существенная нагрузка на бюджет города, но без этого мы бы, скорее всего, не выиграли аукционы на муниципальные маршруты, которые сами организовывали. Для обновления подвижного состава с заменой трамвайных путей, опор и прочего требуется порядка 15 миллиардов рублей. Для исправления ситуации необходимо принятие программ по развитию автомобильного и электрического транспорта.

Председатель Гордумы Усть-Илимска Арсений Чихирьков озвучил предложение о переводе отдельных межмуниципальных маршрутов с нерегулируемого тарифа на регулируемый. Это позволит полноценно работать нескольким перевозчикам на одной территории. Заместитель мэра Иркутского района Юрий Виттер отметил: проблема заключается в том, что в районе в принципе нет перевозчиков. Например, в некоторые отдалённые поселения нет подвоза. Район надеется на региональный минтранс, который обещал помочь точечно. «Вопрос не в точечной помощи, а в том, что в агломерации в принципе нет сводной системы планирования маршрутной сети», – заметил спикер ЗС Александр Ведерников.

По мнению аудитора Контрольно-счётной палаты Иркутской области Юлии Махтиной, сложная ситуация с пассажирскими перевозками обусловлена, в частности, тем, что из 368 межмуниципальных маршрутов региона по регулируемым тарифам на основании контрактов работают лишь 14. «Это негативно влияет и на качество, и на доступность транспортного обслуживания. Высокая плата за проезд, отсутствие безналичной оплаты, расписания – всё это наша реальность, – сказала аудитор. – Проблему можно решить за счёт введения межмуниципальных перевозок по регулируемому тарифу». Многие мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры в регионе не обеспечены финансами, а в региональной стратегии не зафиксированы положения федеральной транспортной политики – развитие брутто-контрактов, закупка электробусов, отметила Махтина. Вместе с тем эти положения уже реализуются в Москве, Белгороде, Твери, Санкт-Петербурге, Новосибирске. В сибирском городе уже не только освоили систему регулируемых тарифов, но и переходят на брутто-контракты. «В Иркутской области мы стоим на начальном этапе развития реформы транспортного обслуживания, хотя она началась в 2015 году», – подчеркнула аудитор.

Перевозка без комфорта

Депутат Андрей Маслов обратил внимание на большие пробки в утренние и вечерние часы в Иркутске на улице Лермонтова, Академическом мосту, Синюшиной горе. «Что с этим можно сделать, в какие сроки, сколько стоит проведение таких мероприятий?» – спросил депутат. Он отметил, что частные перевозчики допускают самые разные нарушения – от сбора платы водителем до объезда по бордюрам и высадки пассажиров на проезжую часть. Дмитрий Ружников заявил, что власти практически не могут повлиять на перевозчиков с нерегулируемыми тарифами, нужен переход на регулируемые перевозки либо на брутто-контракт. Что касается пробок, то этот вопрос не решается быстро, поскольку даже одна транспортная развязка на Лермонтова будет стоить не менее 2,5 миллиарда рублей. Областные власти уповают на интеллектуальную систему, которая сегодня вводится и позволит развести потоки в областном центре без капитальных перестроек.

Депутат Александр Качин поинтересовался, планируется ли строительство магистрали непрерывного движения от улицы Партизанской до улицы Депутатской. Его интересовал и вопрос по Новой Лисихе, где жители вынуждены идти около 1,5 км пешком до ближайших транспортных путей. Дмитрий Ружников заявил, что пока в планах мэрии на первом месте – Лермонтовская развязка, потом Байкальское кольцо, а третьим этапом – выход на улицу Партизанскую. Вопрос по Новой Лисихе упирается в нерентабельность маршрута. Депутат Галина Кудрявцева обратила внимание на межмуниципальные перевозки в Саянск, автобусы на этом направлении находятся в неудовлетворительном состоянии. Депутат считает, что необходимо предусмотреть поддержку перевозчиков, которые осуществляют рейсы на дальние, нерентабельные направления.

Вице-спикер ЗС Ольга Носенко напомнила, что износ транспорта на садоводческих маршрутах составляет более 70%, остро стоит вопрос переполненности маршрутных такси, направляющихся в Марковский муниципалитет. По мнению вице-спикера, на этом направлении уже давно назрела замена небольших тесных маршрутных такси более комфортными транспортными средствами. Депутат Наталья Дикусарова сообщила, что к ней поступают обращения от жителей региона, которым были выданы электронные билеты, но они не могут воспользоваться льготой, потому что у регулируемых перевозчиков нет валидаторов. «Если люди получили электронные билеты, они должны иметь возможность реализовать своё право, – убеждена депутат. – То, что у перевозчика нет валидатора, этого права их не лишает». Нерегулируемые перевозчики, как отметила Дикусарова, вообще не возят льготников, ссылаясь на сложности в оформлении платежей от этих групп граждан. Депутат совместно с прокуратурой обращались в суд, но суд отказал, заявив, что нерегулируемые перевозчики не обязаны возить пассажиров льготных категорий. Это только их право, от которого они могут отказаться. «Нам нужно уже объединить усилия с министерством транспорта региона и вопрос решить», – сказала Наталья Дикусарова. Министр транспорта Максим Лобанов заявил, что проблема может быть решена только за счёт закупки валидаторов в рамках социального партнёрства. Депутат Светлана Шевченко напомнила о том, что перевозчики сетуют на отсутствие возможности принимать льготных пассажиров, при этом берут плату наличными. По мнению Шевченко, уже давно нужно перевести их на электронную оплату, которая была бы прозрачной.

«Перекошенное развитие»

«Почему у нас транспортная реформа длится 10 лет, а потом мы приходим к тому, что у нас удовлетворяются только интересы перевозчиков? – заметил спикер ЗС Александр Ведерников. – Я не против самих перевозчиков, но у нас получается какое-то однобокое, перекошенное развитие». Юлия Махтина напомнила, что сегодня в регионе ведётся перевозка более чем по 100 маршрутам по соглашениям, заключённым по ранее действующему законодательству, что является нарушением федеральных законов. Работы по определению оптимальной транспортной модели за первые 5 лет реформы и далее – в продлённые 7 лет – не заказывались правительством региона, отметила аудитор.

Министр транспорта Максим Лобанов заявил, что в регионе есть комплексная программа транспортного развития. Поэтому было бы неправильно говорить, что в этом направлении ничего не делается. «Документ прошёл все согласования, утверждён на уровне Министерства транспорта России, – отметил министр. – И мы ведём работу по строго регламентированным маршрутам». Он отметил, что перевод на регулируемые тарифы обойдётся региону в сумму около 2 миллирдов рублей ежегодно. Министр подчеркнул, что работа по переходу на регулируемые тарифы началась в 2020 году, в 2023 году из бюджета уже выделено на эти цели 20 миллионов рублей. «Мы только в начале пути», – заявил Максим Лобанов. В 2023 году заключены 8 контрактов на регулируемые тарифы, поэтому теперь таких маршрутов не 14, а уже 17. Министр пояснил, что уже началась разработка документов транспортного планирования, вопрос организации транспортной схемы для агломерации тоже в работе.

Депутат Артём Лобков указал на ситуацию в Усть-Илимске, где перевозчик не соблюдает интервалы движения на маршрутах, которые утверждены региональным минтрансом. «Прошу провести ещё одну проверку, ко мне поступают обращения граждан, растёт напряжение по данному маршруту», – сказал парламентарий. По словам министра, контроль планируется осуществлять за счёт региональной информационной навигационной системы, которая будет запущена в этом году. «Вы понимаете, сколько времени прошло с 2015 года, чтобы те правильные вещи, о которых вы рассказываете, заработали? Почему депутаты и возмущаются. Документы транспортного планирования мы последние в стране делаем или предпоследние?» – спросил спикер Александр Ведерников.

Парламентарий Дмитрий Тютрин попросил рассказать, какие существуют планы по внедрению интеллектуальных систем на дорогах региона и какое финансирование на это выделено. Максим Лобанов признался, что по цифровизации регион пока находится на «нулевом уровне», однако другие субъекты также в массе не вырываются вперёд. В целом по стране финансировать это направление начали только с 2020 года. Депутат Тимур Сагдеев обратил внимание на проблемы Братского района, где во многие поселения можно добраться летом только по воде, а зимой – по ледовым переправам. В межсезонье люди не могут выбраться из посёлков даже в случае болезни, а в таких населённых пунктах живут в основном люди преклонного возраста. Депутат настаивает на том, что Братский район должен быть обеспечен аэролодкой, как и другие территории с труднодоступными поселениями. Кроме того, жители Братского района нуждаются в бесперебойном автобусном сообщении, поскольку работают только 3 субсидируемых маршрута и 7 частных. По мнению Тимура Сагдеева, региональному минтрансу необходимо пересмотреть подходы по выделению транспорта в рамках нацпроекта «Чистый воздух», чтобы автобусы шли не только в Братск, но и в Братский район. Сейчас на маршруты в отдалённые посёлки района нужны три автобуса.

– У нас должен быть реализован основной принцип: отвечает за транспортное обеспечение власть. И регулирует эти отношения она же», – сказал депутат Сергей Бренюк. – А сейчас все проблемы переложены на взаимоотношения перевозчик/пассажир. Если органы власти определят потребность в перевозках, просчитают, сколько может оплатить пассажир, а сколько можно дотировать из бюджета, у нас будет совсем другая ситуация.

Депутат Светлана Шевченко предложила зафиксировать в итоговом постановлении ЗС поручение правительству показать суммы затрат на транспортное обслуживание, провести детальный учёт по перевозкам. Постановление ЗС с депутатскими предложениями, прозвучавшими на сессии, с замечаниями муниципалитетов и перевозчиков будет доработано и окончательно принято на следующей сессии.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры