издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь в движении

На личном автомобиле чаще ездят люди с высшим образованием

  • Автор: Ирина Овсянникова, Иркутскстат

Практически все мы – пассажиры, ведь до нужного места далеко не всегда можно добраться «на своих двоих». Как часто наши земляки пользуются общественным транспортом? Сколько времени тратят на дорогу и как долго приходится ждать автобус или трамвай? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в материалах комплексного наблюдения условий жизни населения, проведённого статистиками в 2022 году. Данная тема впервые включена в бланк обследования. Немало информации о транспорте содержит и текущая отчётность.

Из всех видов транспорта самый популярный – автомобильный. Протяжённость автодорог общего пользования в Приангарье составляет 31,4 тыс. км, это в 6 раз больше расстояния от Иркутска до Москвы. Большая часть дорог (81%) имеет твёрдое покрытие. В расчёте на 1000 квадратных километров территории приходится 33 км дорог с асфальто-бетонным или щебёночно-гравийным покрытием, вдвое меньше, чем в среднем по стране. Такое отставание обусловлено природным фактором: 83% площади региона покрыто лесом.

Зато по обеспеченности автобусами общего пользования занимаем второе место в Сибирском федеральном округе, на 100 тысяч человек – 113 автобусов (в СФО – 100, по России – 94).

А по наличию легковых автомобилей в собственности граждан – 8-е место в СФО, на 1000 человек – 270 личных машин, на 15-17% меньше среднего сибирского и российского показателя.

В последние годы заметно снизилась аварийность на автотранспорте. В сравнении с 2005 годом число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий сократилось на 40%, количество погибших — в 2,2 раза, раненых – на 39%.

Кто-нибудь задумывался, сколько километров надо проехать до места работы, учёбы или в гости к родственникам, друзьям? Во внутригородском сообщении средняя длина маршрута – 8 км, в пригородном – 21. А междугородный рейс в среднем превышает 500 километров.

Транспортный ассортимент

 Из всех респондентов в возрасте 15 лет и старше большинство (88%) пользуются транспортом. По материалам обследования прослеживается интересная закономерность: доля пользующихся транспортом выше среди лиц с более высоким уровнем образования и ниже у граждан, ограничившихся школьной программой. Из обладателей вузовских дипломов транспортом пользуются 92%, из закончивших средние специальные учебные заведения – 90%, из лиц со средним общим и основным общим образованием – соответственно 86% и 72%. Вероятно, они выполняют несложную работу неподалёку от дома либо не работают.

Из всех пользующихся транспортом более половины (54%) совершают поездки на общественном транспорте. Не нуждающиеся в услугах общественного транспорта ездят на личном автомобиле в качестве водителя или пассажира, иногда на мопеде, велосипеде (1%) или на автомобиле, предоставленном работодателем (2%).

А граждане, вынужденные оплачивать проезд, отдают предпочтение муниципальным автобусам, троллейбусам, трамваям, такой вариант выбирают 76% опрошенных из числа пользующихся общественным транспортом. Коммерческие автобусы не столь популярны (50% ответов), но многие пассажиры садятся в любое транспортное средство, считая несущественной разницу в цене проезда. И 8% опрошенных используют такси (включая частный извоз).

Транспорт и доходы

 В среднем за месяц совершается 18 поездок. Чаще транспортом пользуется молодёжь, а с возрастом необходимость в поездках возникает реже.

Услугами общественного транспорта пользуются лица с разным уровнем доходов, включая довольно состоятельных. Однако лица с наибольшими доходами в сравнении с самыми малообеспеченными заметно чаще ездят за рулём собственного автомобиля или в такси, а также используют служебный транспорт.

Чаще других в собственном автомобиле ездят лица с вузовским дипломом и вдвое реже – обладатели школьных аттестатов.

 Альтернатива и нюансы

 Для многих общественный транспорт – не единственный вариант, из всех пользующихся им 41% отметили наличие других доступных видов транспорта.

Не секрет, что в работе общественного транспорта иногда случается сбой. В таком случае 9% потенциальных пассажиров не могут добраться до нужного места. Но большинство имеют такую возможность, используя другой вид общественного транспорта или такси, какой-то иной вариант.

Ну и нельзя не отметить, что транспортное обслуживание в сельской местности отстаёт от городского уровня.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры