издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На малой родине слонов

«Конкурент» побывал в Аларском районе, где горняки нашли мамонта

Шла обычная горная выработка. Экскаватор переваливал грунт, и вдруг куски мёрзлой глины распались. Солнечный свет впервые за несколько десятков тысяч лет упал на огромную изогнутую кость. «Бивень! Мамонт, в грунте мамонт!» – в секунды разнеслось по площадке. На этой неделе разрез «Головинский» Аларского района в считанные часы стал знаменитым. Рядом с костями древнего гиганта нашли кости лошади и позвонки древнего быка или оленя. А ещё, как утверждают горняки, странные орудия, сотворённые человеком. Впрочем, у археологов на этот счёт совсем другое мнение.

Лапка землеройки

Головинский разрез мы искали больше двух часов. Оказалось, что память народа причудлива и на трассе его называли почему-то «Ольхонский». До прошлого года разрезом занималось ООО «Ольхон», после чего молодой перспективный разрез был передан в управление ООО «Компания «Востсибуголь» и стал техническим подразделением разреза «Черемховский». Хозяева с гордостью ведут нас на 22-метровый карьер, на дне которого – чернота. Это верхушка семиметрового  слоя каменного угля. Подтверждённые балансовые запасы всего месторождения  – 126 млн. тонн. Сама атмосфера на Головинском необычна. К нам подошла умная собака Рая, которая обжила уже несколько местных машин. «А на сорок восьмом экскаваторе  вообще лисы ручные, – рассказывают хозяева. – Фотографии у мужиков есть. В двенадцать часов, день, ночь – неважно, лиса на гусеницу прыг. И ждёт обеда». Неудивительно, что именно здесь нашли мамонта.

«Вы бы вчера приехали, тут самое интересное археологи уже увезли», – кричит нам замначальника участка № 3 Юрий Ситнянский с площадки под тентом. Там уже аккуратно разложены куски бивня, косточки, какие-то странные камни.  «Вот, смотрите, какой здоровый обломок. Это кость мамонта, сустав плечевой, может быть, голень. А тут как будто лапка, вроде бы даже какие-то коготки», – начальник участка № 3 Александр Архипов  протягивает  что-то действительно похожее на лапку.  «Да это челюсть скорее», – Юрий Ситнянский улыбается. Косточка летит на пол. «Ты что делаешь! Она же хрупкая, сломать можно! – Александр Архипов ловит лапку-челюсть на лету. – Лапка это, видишь: и палец вот так отведён».  

«Кипиш у нас с воскресенья», – говорят рабочие. «Экскаваторщики переваливали грунт на будущем пруду-отстойнике, – рассказывает Юрий Ситнянский. – Всё было как обычно. Но при вторичной перевалке конгломераты мёрзлой глины развалились, Александр Комаров, наш машинист экскаватора, понял: что-то не так. Начал «трусить»  глину ковшом, видит: кости мамонта! Все, конечно, растерялись. Карьер у нас молодой, ни разу ничего подобного не было. А тут на горизонте  где-то в два с половиной метра – мамонт. Работу сразу же на участке остановили». «Интересно же всем, – говорит Александр Архипов. – Слоники какие-то бегали здесь когда-то.  Стали собирать из глины фрагменты. Пощупали руками хоть, а то ведь всё по телевизору». Карьер в эту неделю был суперпопулярным. Первым делом прибыла служба безопасности «Востсибугля». «А вдруг мы тут горшки с золотом нашли, сокровища древности», – смеётся Юрий Ситнянский. Из соседнего Табарсука приходили целые делегации «на мамонта посмотреть». «Мы кости закрыли под замок, чтобы не утащили, разные же люди бывают, – говорит Архипов. –  Вся деревня гудеть сразу же начала: на карьере мамонта отрыли!  Такой восторг у людей. Один школьный учитель целый класс привёл».

«Эй, дорогу сделай туда!» – кричит Александр Архипов экскаваторщику. Мы на котловане, где отрыли мамонта. Вокруг – высокие земляные отсыпы. Экскаватор разворачивает огромный ковш и опускает на вал.  Несколько ударов – и в гребне «протоптана» дорога. Архипов кидает камушек: «Видите, где упал – там мамонта и нашли». Археологов мы на карьере не застали. Заведующий  кафедрой археологии, этнологии, истории древнего мира Иркутского госуниверситета Герман Медведев с группой увёз в Иркутск всё, что было ему интересно, накануне. Фрагмент челюсти мамонта с тем местом, где начинает расти бивень (учёные надеются сделать радиоуглеродный анализ и определить возраст гиганта), кости древней лошади и крупный позвонок. «Мы-то думали, что  он мамонтовый, а Медведев сказал, что для такого гиганта он маленький.  Они пока не знают, кто это был – то ли олень, то ли бык древний», – говорит Александр Архипов.

«Если бы всё не было вывернуто экскаватором, а как только нашли косточки, остановили бы работы, позвали специалистов, то мы бы раскопали, привязали найденное к геологическим слоям. Сейчас только очень приблизительно можем судить о возрасте находки и о её геологии, предполагаем, что это был контакт очень древних отложений и тех, когда уже жил человек», – заявил «Конкуренту» в Иркутске Герман Медведев.  

Странные круги

[/dme:i]

«Был тут человек, точно, – уверен Александр Архипов. –Я вечером в воскресенье, когда мамонта уже нашли, шёл по дну котлована. И вдруг вижу: где-то в 30 метрах от этого места, в песке, какие-то необычные камни. Я стал рыть и увидел что-то странное. Да вот смотрите!». На площадке – плоские круги-кольца, уложенные друг на друга как жернова. Внутри – «шапочка» из каменной полусферы.  «Этот сферический камень лежит, видите, в специальном углублении, – Александр Архипов явно увлечён. – А вот здесь к кольцу как бы приварен ещё один фрагмент. Что это было такое? Вроде бы какая-то ручка? А теперь переверните круг. Это что за желобок? Так мог сделать только человек». Действительно, не зная, что это такое, точно решишь: это человеческих рук дело. Мы с редакционным фотографом, по крайней мере, свято верили в это. Пока археологи не объяснили.

Человек тут ни при чём. Горнякам удалось найти так называемые «конкреции». Это минеральные образования округлой, иногда дискообразной или даже неправильной формы (вот та самая «ручка»-отросток!). Минералы как бы «нарастают», скапливаются вокруг обломков пород, раковин, зубов, костей рыб, остатков древних растений, образуя необычные формы, которые неопытный взгляд может принять за рукотворные. Поэтому вокруг конкреций много мифов. Уфологи, к примеру, пиарят их как «шары инопланетян».  

Но главное не это. Конкреционные образования больше характерны для кембрийского, юрского времён. Тогда «не пахло» не только человеком, но даже его предковыми формами, говорят археологи. А это значит, увы, что на Головинском не было стоянки человека. Палеоландшафт этого места мало был приспособлен для жизни людей. Они, скорее всего, селились выше, на сухих склонах, говорят учёные. Рядом, около деревни Кирюшина того же Аларского района, открыто древнее человеческое поселение, возраст которого  28–30 тысяч лет.

«А почему тогда в одном месте были сложены кости трёх совершенно разных животных? – удивлён Александр Архипов. –  Люди, похоже, диких животных убивали, складывали и ели». Однако и здесь не всё так просто. Может оказаться, что мамонт и другие найденные животные совсем из разных эпох. «Главная наша задача – определить, какого возраста отложения, где обнаружен бивень  мамонта, – говорит Герман Медведев. –  Личный возраст мамонта в этом контексте не читается. Похоже, что там очень древние отложения перемешаны с отложениями так называемого плейстоценового комплекса. После того как палеонтологи определят, кто был рядом с мамонтом помимо лошади – бык или олень, мы отправим кости на радиоуглеродное датирование. И если они дадут разный возраст, то станет ясно: это некая «композиция», когда более ранние слои были «стащены» по склону и перемешались с более древними. И даже если обнаружится один возраст с малой разницей в десятки или сотни лет, это, вероятнее всего, перемещённый комплекс. Если этот мамонт не древнее 40 тысяч лет,  то радиоуглеродный метод сработает – как мы говорим, даст «настоящий» возраст с возможной ошибкой в десятки-сотни лет; если же он древнее, то установить его возраст, как и возраст переотложений, будет сложно».

«Для археологической науки эта находка не представляет особой ценности, кости мамонтов находят очень часто, практически каждый месяц, – рассказывает учёный. – Но есть науки, которые археология в любом случае обслуживает и собирает для них материал, – палеоэкология, палеоклиматология к примеру. Эта находка имеет значение для тех исследователей, которые заняты восстановлением природной обстановки той далёкой действительности».

«Пульки» в бивнях

«Археологи нам сказали: в Иркутской области мамонтов как собак нерезаных», – поделился один из рабочих Головинского. Это действительно так. «Вы поезжайте по деревням Братского водохранилища – там люди регулярно мамонтов находят», – говорит специалист иркутской лаборатории археологии и палеоэкологии Института археологии и этнографии СО РАН – ИГУ Евгений Роговской. «Это была их эпоха, около 20 тысяч лет от наших дней, – отметил Герман Медведев. – Например, на Нижней Тунгуске есть места, где геологи зафиксировали стоячие скелеты мамонтов с обрывками шкуры. Почти целиком скелеты встречались в районе реки Олхи, карликовых мамонтов находили в районе устья Каи. Потом, около 13 тысяч лет назад, мамонтов не стало. Причины до сих пор неизвестны. Может быть, это было стремительное массовое вымирание, может быть, медленное. Фантазий на эту тему много».

Такие фантазии очень увлекают заместителя директора Института земной коры СО РАН Кирилла Леви. И он даже имеет собственную гипотезу, почему исчезли гиганты плейстоценового периода. «Сейчас существуют три основные концепции – воздействие человека, взорвавшееся ядро кометы и нехватка корма, – рассказывает он. – Учёные США считают, что мамонтов уничтожили люди, попросту съев. С появлением около 14–15 тыс. лет назад на Североамериканском континенте  человека мамонтовая фауна стремительно стала исчезать и практически была истреблена к 12 тысячелетию, говорят учёные США». Но эта концепция не выдерживает критики, уверен Леви. Ведь собственные (канадские и американские) радиоуглеродные хронологии для Северной Америки подтверждают доводы российских учёных –  континент заселялся извне, причём, по крайней мере, в 3–4 этапа. А следы возможной культуры там находят там  в осадочном материале сорокатысячелетней давности.

«Когда мы смотрим радиоуглеродные мамонтовые хроники, то получается удивительная картина, – говорит Кирилл Леви. – Мамонты вымерли на Североамериканском континенте  примерно в то же самое время, когда и на острове Врангеля, в Сибири  – 3,5–4 тысячи лет тому назад. Поэтому, по моему мнению, концепция охотничьего выбивания этой фауны не обоснована». Сомневается в этой версии и Герман Медведев. «Человек, скорее всего, не охотился на мамонта – это было слишком сложным, – рассуждает он. – Скорее люди  «потребляли» его в пищу павшим. Хотя  этнографические данные говорят об обратном. Возможно, охотники как-то способствовали падению мамонтов с высоких обрывов, животное ломало кости, потом его поедали. В Мальте, к примеру, найдены стопы мамонта, и до сих пор коренные народы любят кушать ноги оленей, лосей, бычков, лошадей».

Американцы выдвинули и вторую версию гибели мохнатых гигантов. Предполагают, что  13 тысяч лет назад над Северной Америкой взорвалось кометное ядро и  мамонты исчезли в одночасье. Штатовские учёные нашли в бивнях мамонтов «вбитые» металлические шарики микронных размеров – то, что осталось от взорвавшейся в воздухе кометы. Этот «дождь», по версии американцев, прошёл на территории двух тысяч миль и задел, к примеру, Таймыр и Якутию. «Они якобы нашли металлические «пульки» и у наших таймырских мамонтов. Однако по радиоуглеродным хронологиям мы видим, что  событие, возможно, и было, но глубокого природного кризиса не вызвало», – сказал Кирилл Леви.

Мамонты вымерли по банальной причине – не хватало еды, считает Леви. «Они привыкли жить в условиях тундростепи, – говорит он. – Эти заболоченные территории с сочной травой и мхом располагались у ледниковых щитов, которые покрывали север Евразии и Америки. Помните местечко Мальта в Иркутской  области, где легендарный археолог Михаил Герасимов обнаружил огромное количество костей мамонтов? Тогда, в 20-х годах, он увидел на месте, что мужички делали скамеечки, бытовые вещички из мамонтовой кости. А Герман Медведев позже – при археологических раскопках – нашёл кости лошадей, верблюдов и даже лем-мингов. Возраст находок – около 25 тысяч лет. А это пик сартанского оледенения. Интересно, что за этот интервал времени, когда ледники подпирали с севера, вместе сосуществовали те виды животных, которые обычно рядом не живут. Похоже, что природно-климатические зоны просто сжимались в эпохи оледенения. А около 13 тысяч лет назад стало теплеть и тундростепь начала отступать. На её место шли леса, где мамонтам было нечего есть».

Кирилл Леви подчёркивает: это лишь гипотеза. Герман Медведев согласен: у учёных слишком мало конкретных данных, чтобы делать серьёзные выводы. «Пока никто на вопрос «Почему исчезли мамонты?» однозначного удовлетворительного ответа не дал, – сказал он. – Есть масса логических измышлений, под которыми нет конкретных наблюдений. Имеют место лишь различные догадки». «Кстати, хотелось бы проверить гипотезу американцев на косточках головинского мамонта – нет ли в его бивнях «пулек» от разорвавшегося ядра кометы», – смеётся Кирилл Леви. А карьер уже работает в обычном режиме. В минувшую среду «сам Герман Иванович», как с почтением называют Медведева горняки, разрешил продолжать работу. «Мы всё храним тут, в контейнере, вдруг Новосибирск нами заинтересуется, – сказал Александр Архипов. – А вы приезжайте к нам купаться, когда пруд запустим. Может, мы ему даже имя Мамонтовый дадим».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры