издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не курортные условия

Депутаты Законодательного Собрания обсудили проблемы лечебной реабилитации

Чуть более 1,7 тысячи жителей Иркутской области прошли реабилитацию в санаториях и на курортах после перенесённого ковида. Это всего 1,53% от всех нуждающихся. Такие цифры были озвучены 10 августа на Общественном совете при Законодательном Собрании региона. Заседание было посвящено развитию санаторно-курортной отрасли региона. По мнению спикера ЗС Александра Ведерникова, вопрос необходимо вывести за пределы ведения одного министерства здравоохранения, нужно подключить другие министерства и курировать работу отрасли на уровне заместителя губернатора. Региону необходима продуманная программа развития санаторно-курортной отрасли, считают члены Общественного совета.

10 августа состоялось заседание Общественного совета при ЗС, на котором обсуждались состояние санаторно-курортной отрасли и перспективы её развития. В работе приняли участие председатель Общественного совета при Заксобрании, президент Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири (Иркутская область)» Алексей Соболь, спикер ЗС Александр Ведерников, вице-спикер Кузьма Алдаров, депутаты областного парламента, представители правительства, руководители санаториев и курортов. Алексей Соболь отметил, что лишь малая часть возможностей отрасли задействована, а состояние многих учреждений не соответствует современным стандартам, они требуют больших вложений в реконструкцию. Нужны квалифицированные кадры, которые должны пройти переподготовку. По его мнению, нужен комплексный подход, который потребует усилий как власти, так и бизнес-сообщества.

– Мы с коллегами-депутатами проехали по области, посетили ряд санаториев, – сообщил Александр Ведерников. – Очень хочется, чтобы наше сегодняшнее мероприятие инициировало старт и «санаторно-курортная сфера» превратилась в санаторно-курортную отрасль. И эта отрасль регулировалась бы не сегодняшней межведомственной неразберихой, а был бы уполномоченный орган исполнительной власти, который бы регулировал её именно как объект отраслевого системного развития. Когда в нашей стране развиваются фармацевтические компании и приходит в упадок санаторно-курортная сфера, это значит, что мы медленно идём не в ту сторону. Есть практика и опыт других субъектов, есть другое отношение региональной власти к санаторно-курортной отрасли. Нам надо провести работу над ошибками, посмотреть лучшую практику других территорий. И выйти с рекомендациями к правительству, Законодательному Собранию, чтобы дорегулировать областную нормативную базу. Сегодня, по оценкам Минздрава РФ, около 70% пациентов, перенёсших коронавирусную инфекцию, будут нуждаться в реабилитации. И именно через призму этой задачи мы посмотрели на состояние нашей санаторно-курортной сферы.

Сейчас в регионе 25 санаторно-курортных учреждений. Это в основном частные курорты смешанной формы собственности и федеральной собственности. «Минздрав курирует четыре санатория, минсоцразвития – три», – пояснил заместитель министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов. На территории Иркутской области располагаются семь курортов, три из которых федерального значения, два – регионального, два – не уточнённого статуса. На базе санаториев «Ангара», «Юбилейный» и курорта «Русь», подведомственных минздраву, лечатся те, у кого есть проблемы с сердцем, перенёсшие инфаркт, инсульт люди и пациенты, переболевшие ковидом. Как сообщил Алексей Шелехов, стратегия развития санаторно-курортной отрасли была создана ещё в 2019 году, но силами одного министерства её реализовать не получится, потому чиновники попросили создать рабочую группу совместно с другими министерствами и общественными структурами.

«Ключевая фраза: пока санаторно-курортную сферу будет курировать минздрав, мы будем топтаться на месте, как топчемся все эти годы», – считает Александр Ведерников. Спикер отметил, что работники санаториев на своём энтузиазме, энергии, сохраняют предприятия вопреки малому вниманию государства. «Но, к сожалению, есть и печальные примеры, когда ситуацию можно описать напрямую словом «разруха», – сказал спикер. Он отметил, что ситуация, когда 200 млн рублей выделяется из областного бюджета на строительство одной из фармкомпаний, а в это время нет денег, чтобы поддержать детей, нуждающихся в лечении в санаториях и на курортах, – это нонсенс.

Александр Ведерников считает, что нужно расширить перечень мер социальной поддержки, чтобы расходы на санаторий можно было компенсировать за счёт государства. «Это ведь тоже деньги, которые придут в санаторно-курортную сферу», – заметил спикер. Он не исключает, что поддержка отрасли может быть и за счёт прямых бюджетных средств на развитие инфраструктуры, и за счёт государственно-частного партнёрства. «Если мы сформулируем на 10 лет вперёд правила игры, понятные для этой отрасли, тогда и частный инвестор будет более охотно вкладывать свои средства в совершенствование материально-технической базы, а значит, и в повышение качества услуг», – считает спикер.

Вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров поинтересовался, каков потенциал региональных санаторно-курортных учреждений. «Если брать все подведомственные минздраву учреждения, то них в год могут лечиться от 30 до 35 тысяч человек», – сообщил Алексей Шелехов. Генеральный директор АО «Клинический курорт «Ангара» Ольга Князюк сообщила, что сейчас санатории области укомплектованы на 75%, 54% – врачебного персонала, 65% – среднего. В 2019 году работали 230 врачей, в 2020-м – 154. Часть санаториев выжили в прошлом году только за счёт размещения в них обсерваторов и ковидных госпиталей.

«Год был ужасным, мы потеряли свой основной кадровый потенциал», – сказала Князюк. В 2020 году в санаториях было около 2,7 тысячи коек, тогда как в 2018 году – 4,5 тысячи. В 2020 году падение по взрослым пациентам составило 63%, по детям – 88,6%. На 24% меньше, чем в 2019 году, стало пациентов с болезнями сердца, с неврологическими проблемами – на 30%. Чуть более 1,7 тысячи пациентов получили реабилитационную помощь после перенесённого ковида. Это всего 1,53% от нуждающихся. С ноября 2020-го по август 2021 года реабилитацию прошли около 1,4 тысячи человек. При этом в 97,3% случаев реабилитация была признана эффективной. По мнению Князюк, размышляя над будущим отрасли, можно обратиться к опыту Татарстана, Башкортостана, Московской, Ленинградской областей, Нижнего Новгорода, Краснодарского, Красноярского, Алтайского краёв и других регионов. Директор Усть-Илимского курорта «Русь» Сергей Хоменко отметил, что существующая с 2019 года стратегия развития санаторно-курортной деятельности «декларативна», и до сих пор под эти тезисы не разработана конкретная программа. «Нам необходимо внедрение территориальной программы санаторно-курортной реабилитации для социально значимых заболеваний», – подтвердила Ольга Князюк.

Руководители санаторно-курортных учреждений указывали на необходимость увеличения стоимости детских путёвок, которые сейчас позволяют тратить только около тысячи рублей в день, хотя расходы намного больше. Нужно не менее 1,8–1,9 тысячи рублей. «Мне кажется, что стоимость оздоровительной путёвки у нас одна из самых низких в стране, – сказал Александр Ведерников. – В последние годы она не индексировалась несколько раз, то есть фактически она сегодня находится ниже реальных затрат. Чтобы выжить, санатории стали «сжимать» реабилитационный период. В Татарстане 24 дня, а у нас скоро 15 будет. Всё это экономия за счёт детского оздоровления».

Александр Ведерников предложил рассмотреть лучшие практики Фонда социального страхования, когда используется софинасирование – средства государства дополняются средствами родителей, в результате ребёнок получает услугу более высокого качества. Депутат Артём Лобков сообщил, что по настоянию депутатов ЗС стоимость путёвок была некоторое время назад проиндексирована до уровня инфляции. «Сейчас наступило время пересмотреть путёвки и в целом пересчитать их стоимость», – считает депутат. Он предложил внести в рекомендации по итогам обсуждения пункт о том, что в бюджете Иркутской области на 2022 год должны появиться средства на увеличение стоимости путёвок.

Как оказалось, местные санатории и курорты, за исключением трёх, не предоставляют места в рамках программы туристического кешбэка. Спикер Александр Ведерников заметил, что почему-то на региональном уровне не была даже скопирована программа кешбэка федерального Фонда соцстрахования. «Мы не догадались сделать так, чтобы к 12 тысячам, которые сегодня дотирует бюджет, была возможность доплатить самим родителям, – сказал спикер. – На федеральном уровне она есть, а у нас нет. Механизм кешбэка надо сделать, и это будет без привлечения дополнительных бюджетных средств».

По мнению Александра Ведерникова, над проблемой развития санаторно-курортной отрасли нужно работать комплексно. «Это не может быть один минздрав, мы хотим видеть вице-премьера нашего правительства, который отвечает за развитие санаторно-курортной деятельности. Я хочу, чтобы руководители санаториев узнавали этого человека в лицо», – сказал спикер. Например, в Алтайском крае создано Агентство по туризму и курортной деятельности. И программой санаторно-курортного развития занимается отдельный орган власти. Артём Лобков сообщил, что на заседаниях его комитета не раз поднимался вопрос санаторно-курортного лечения, и в феврале 2021 года после очередного обсуждения депутаты рекомендовали передать вопрос разработки стратегии санаторно-курортной деятельности минэкономразвитию. «Работа санаториев – это та часть турпродукта, которую мы можем использовать, это в большей степени создание рабочих мест, чем чистое оздоровление», – заметил депутат. «Нам сегодня нужны нестандартные решения, – добавил Александр Ведерников. – Мы хотим призвать к тому, чтобы совершенно по-новому посмотреть на развитие санаторно-курортной отрасли. Сейчас рождается стратегия, давайте писать в неё разделы, закреплять органы власти, подкреплять ресурсами. Главным итогом нашей работы должна стать простая вещь – доступные людям санатории и курорты».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры