издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Благовещение. Третье встреча весны

Благовещение.
Третье встреча весны

В этот день,
как и в другие "двунадесятые" и
великие праздники, по всей Руси, от
села к селу, по всем городам
разносился торжественный
колокольный звон — благовест. А в
церквах уже проходили всенощные
службы, пели хоры величание
Богородице: "Архангельский глас
вопием Ти, Чистая: радуйся,
Благодатная, Господь с Тобою".

После этих
слов радостное жизнетворное
благоговение охватывает верующих.
Люди в этот день радуются солнцу,
наступающей весне, оживлению жизни.

Благовещение
— переломный день в житейских
порядках крестьянина. К этому дню
он заканчивал зимние дела.
Появлялись новые заботы, заодно
менялся и образ бытия. На хуторах
хозяева сжигали зимние соломенные
постели и перебирались спать в
"клеть" — холодную часть избы.

У молодежи к
этому дню кончались посиделки. В
последние вечера девушки гурьбой
выходили на улицу и песнями
"выкликали весну".

Предки наши
почитали Благовещение как самый
большой у Бога праздник. В этот
день, как и на другие важнейшие
праздники (Пасха, Ивана Купала,
Рождество, Петров день), солнце
играет при своем восходе. Считали
не только тяжким грехом на
Благовещение браться за какое-либо
дело, но и верили, что даже
неразумная тварь чествует этот
великий праздник. Говорили, что
если птица проспит благовещенскую
утреню и завьет в этот день гнездо,
то в наказание за это у нее
отнимаются на некоторое время
крылья. После этого она уже не может
летать, а только ходит по земле.
Девки в этот день даже косы не
заплетали, а хозяйки не топили печь
и ничего не варили.

Считалось,
что в этот день Бог благословляет
землю, открывает ее для сеяния
сельскохозяйственных культур.
Отсюда получил свое начало обычай
накануне этого праздника или на
самый праздник освящать просфоры
или семена. Те и другие потом
хранились хозяевами до первых
весенних посевов как знак видимого
благословения Божия. Освящение
семян делалось для хорошего роста и
плодородия своих нив.

Еще одно
поверье свято чтилось на Руси.
Радуясь празднику Благовещения,
наши предки в этот день отпускали
птиц на волю, умилительно сознавая
при этом, что птахи будут
благодарны своим освободителям. В
Москве этот обычай существовал
вплоть до октябрьского переворота
1917 г., когда наступило всеобщее
обнищание.

Народные
приметы: "На Благовещение дождь —
родится рожь", "Мокрое
Благовещение — грибное лето",
"Гроза на Благовещение — к
теплому лету, к урожаю орехов…"

От
Благовещения велся отсчет не
только потому, что это приметный
день в году, но и прежде всего
благодаря "силе Божией". Не зря
же в крестьянских дворах ставили в
кадку с зерном икону Богородицы и
заклинали: "Мати Божия, Гавриил
архангел, благовестите нас урожаем,
благовестите овсом да рожью,
ячменем, пшеницей и всякого жита
сторицей".

Покровительство
Бога Матери распространяется на
все работы, которые после
Благовещения начинались в каждом
крестьянском дворе, на полях и
огородах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры