издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Аида" в тени пирамид

"Аида"
в тени пирамид
Египетский
способ встретить 2000-й год

Когда-то в 1890
году Хедив Исмаил, решив оживить
древнюю историю Египта,
воспользовался для этого великой
оперой "Аида" Джузеппе Верди.
На позапрошлой неделе египтяне
повторили успех, справедливо
полагая, что вечное искусство вкупе
с вечной архитектурой сможет
привлечь иностранных туристов.
Шесть вечеров в тени пирамид
шикарная постановка "Аиды"
уносила зрителей в эпоху фараонов,
хотя опера, конечно, не
историческая реконструкция, там
все о вечном — о любви и
предательстве, о войне и власти.
Президент Египта Хосни Мубарак
назвал спектакль, обошедшийся в
несколько миллионов долларов,
событием года. Постановка стала не
просто культурным событием, в ней
явно преследовались и рекламные, и
политические цели. Это была попытка
противостоять тому негативному
эффекту, который оказали два года
назад террористические акции
исламских боевиков на
туристическую индустрию Египта.
Туристы, прежде всего западные,
стали бояться ездить в страну, где в
ноябре 1997 года 58 иностранных
туристов погибли от рук исламистов
у храма Хатефсут в Луксоре.
Оказалось, что первоначально
террористы планировали провести
свою атаку несколькими неделями
ранее во время представления оперы
в храме. С тех пор уже много месяцев
Египет теряет жизненно важные
"туристические" доллары. Но
кампания борьбы с терроризмом,
проводимая египетским
государством, практически
остановила исламисткие выходки и
теперь правительству нужно убедить
иностранцев, что Египет — это
романтика, а не пулеметные очереди
по туристам.

"Ничто так
не убеждает в том, что наша страна
безопасна и стабильна лучше чем
величественное шоу вроде
"Аиды", которое год за годом
дается у самой главной
туристической
достопримечательности в мире", —
сказал Назми Амин, руководитель
туристического ведомства Египта.
Знаки возрождения иностранного
туризма в Египте уже налицо.
Впервые со времени бойни в Луксоре
число туристов вернулось на
прежний уровень, а в этом году
достигнет рекордного результата в 4
миллиона человек, решивших
поглазеть на древние пирамиды.

Номера
отелей и прогулочные суда, которые
еще год назад стояли почти пустые,
ныне полны. А в местах, типа музея
Египта, автобусам приходится
маневрировать в поисках места на
стоянке, которая на многие месяцы
опустела после памятной
террористической акции в сентябре
1997, когда здесь были убиты 10
туристов. Египетские власти давно
начали использовать с выгодой свои
древние памятники. Их национальное
достояние завораживает
воображение всех землян. Чтобы
прикоснуться к остаткам древней
цивилизации, современные,
привыкшие к комфорту
путешественники готовы закрыть
глаза на такие неприятные мелочи
как расстояние, жара и грязь.

Но любой
специалист по рекламе знает, что
иногда даже и товару, на который
хороший спрос, стоит придать новый
блекс. Правитель оттоманских
времен привлек "Аиду" для, как
ныне модно говорить, гала-концерта
на открытии Суэцкого канала в 1869
году. С тех пор Каирский оперный
театр много раз ставил оперу
Джузеппе Верди. По меткому
замечанию журналиста из
"Нью-Йорк Таймс", нынешняя
правительственная международная
рекламная компания с таким
размахом использует отрывки из
представления 1998 года, что зрители
вполне могут принять
"Триумфальный марш" за
национальный гимн Арабской
Республики Египет.

В целях
привлечения туристов,
правительство Египта уже
использовало пирамиды для разных
других "нестандартных"
мероприятий. В этом году, например,
как рекламный "щит" для показа
мод и турнира по теннису. Ну, а Новый
2000-й год сам бог велел встречать у
пирамид. Здесь на встрече
тысячелетия всю ночь будет идти
поп-опера Жана-Мишеля Жара,
французского композитора, совсем
не чуждого гигантомании. А ровно в
полночь — "гвоздь" программы.
На самую большую в мире пирамиду
Хеопса с помощью вертолета
водрузят пирамидальную "золотую
шапочку" метров 10 высотой, и
древнее строение, которому 4800 лет,
временно обретет свою первозданную
высоту. С помощью лазерных лучей,
отраженных от верхушки, всю
местность рядом с пирамидами
зальет золотое сияние, а телесети
всего мира передадут это
замечательное, хоть и весьма
"голливудское" по вкусу,
зрелище как символ начала нового
тысячелетия. Если вспомнить, что
хронологически тысячелетие
начинается все-таки в 2001 году,
видимо, через год шоу повторится.

Как и
современные греки, которые
этнически имеют мало чего общего и
их знаменитыми древними предками,
современные египтяне, хотя и,
честно говоря, как-то мало похожи на
хранителей традиций фараонов,
очень гордятся своей древней
историей, уходящей в неведомые дали
на 4000 лет до н.э. Министр культуры
Фарук Хосни с пафосом заявляет:
"МЫ единственная страна мира,
которая будет отмечать свое
седьмое, а не третье, как все,
тысячелетие". Правда, не всем
нравится рекламный размах, с
которым эксплуатируются пирамиды.
Археологи беспокоятся, утверждая,
что каковы бы ни были меры
предосторожности, а наплыв машин и
людей принесет только вред древним
памятникам. А тур-операторы
вздыхают, сетуя на то, что оперы да
шоу хороши, а вот турист нынче пошел
не тот. Мелкий пошел турист, бедный
и жадный. Купит дешевый тур, лишний
цент боится потратить, а вот как
камушек от пирамиды отломить или
верблюда подразнить — это запросто.

Есть критики
и посерьезней. Они в претензии на
то, что правительство тратит на
показуху миллионы, когда в стране
бедность. Оппозиционная газета
"Аль-вафд" не стесняется в
выражениях: "Мы находим
немыслимым то, что кто-то может
настойчиво выкидывать миллионы
долларов на дешевку вроде этой
вечно провальной "Аиды".

В нынешней
постановке, хоть и под руководством
египтянина Абделя Монейма Камеля, и
организованной Министерством
культуры, принимали участие в
основном итальянские звезды вместе
с большим хором из Вероны в 120
человек. В свою защиту
правительство говорит, что
экономило на чем могло, а смогло
организовать культурное событие
общенационального масштаба меньше
чем за 3 миллиона долларов.

В спектакле
принимала участие египетская
армия, которая предоставила 700
солдат как статистов, и команда
инженеров, построивших огромную
современную сцену. Национальные
авиалинии Египта возили артистов
туда-сюда между Европой и Египтом.
Для недельного проката было
сооружено более 5000 мест, на случай
что "зал" будет полон, хотя с
продажи билетов (большинство
стоили 35 долларов), невозможно было
покрыть расходов. И все-таки
египетские чиновники от культуры
не унывают и считают, что праздник
удался, а долгосрочная перспектива
— привлечь весь мир в Египет — куда
важнее сиюминутной выгоды.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры