издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гибель без выстрелов

Гибель
без выстрелов

Виктор ВЫГОНЕЦ,
председатель
Иркутского областного совета
ВОСВОДа

Ежегодно на воде людей гибнет
больше, чем за всю войну в
Афганистане

Средства
массовой информации почти
ежедневно сообщают нам о гибели
людей в различных частях нашей
планеты при различных катастрофах,
но совсем редко можно услышать о
потерях на воде, где гибель
исчисляется тысячами человек Если
брать статистику в целом по России,
она просто удручает. Судите сами. В
1992 г. мы потеряли 13300 человек, в 1993
16047, в 1994 — 17988, в 1995 году — 20378 человек
и т.д. Ежегодные потери больше, чем
во всей Афганской войне. Среди
основных причин гибели людей на
воде можно назвать недостаточное
внимание органов исполнительной
власти к проблемам охраны жизни
людей, низкую организацию и
недостаточное финансирование
мероприятий по обеспечению
безопасности отдыха населения,
особенно детей, нарушения
правопорядка на воде и санитарного
состояния водоемов, пляжей, мест
массового отдыха в прибрежной
полосе, несоблюдение мер
предосторожности, а также
пользование маломерными судами,
неумение части населения плавать.

Свою
скорбную лепту в трагическую
статистику вносит и наша Иркутская
область. Ежегодно мы теряем больше
трехсот человек, так, например, в 2000
году погибло 313 человек, из них 43 —
дети. В этом году за 8 месяцев
погибло на воде 253 человека, из них 29
детей. "Лидирует" в этом
Ангарск, только за летний период 2001
года он потерял 26 человек. Большая
часть несчастных случаев
происходит на технологическом
канале, где даже нет наглядной
агитации, предупреждающей людей об
опасности. Так, например, 11 июня
житель Ангарска вместе с 10-летней
дочерью переходил по трубе канала,
оба упали в воду и утонули. Дочь
нашли через два дня, а вот отца
только через месяц.

Как дети, так
и взрослые тонут в основном по
причине неумения плавать и
несоблюдения правил поведения на
воде. В Ангарске 15-летний Павел
вместе с группой ребят пошел
купаться на озеро. Ребята, которые
умели плавать, поплыли к другому
берегу. А Павел, не умея плавать,
бродил по воде у берега и вдруг
попал в яму, оказать помощь было
некому, в результате — утонул.

Много людей
гибнут при пользовании лодками,
которые нередко перегружаются, и на
которых отсутствуют спасательные
средства.

Так,
например, в том же Ангарске 30 июня
семь молодых людей в нетрезвом
состоянии ночью сели в лодку и
поплыли по Ангаре. Лодка
перевернулась, в результате двое
утонули — парень и девушка.
Подобный случай произошел 22 июля, в
результате утонула 17-летняя
девушка. Водитель же моторной лодки
не имел прав на управление
маломерными судами. И если вы
решили прокатиться в лодке,
помните, что ни в коем случае ее не
надо перегружать, раскачивать, в
обязательном порядке в лодке
должны быть спасательные средства,
круги, жилеты. Ну а поскольку в наше
время даже при большом желании
почти невозможно купить что-то из
спасательных средств, необходимо
иметь на борту судна несколько
надутых автомобильных камер.
Возможно, кому-то покажется
смешным, но простейшее средство
может спасти человеческие жизни.

В Байкале, в
Ангаре, да и в ее притоках даже в
теплые летние дни вода холодная,
что тоже может стать причиной
несчастья. Нередки случаи, когда
разогретый человек бросается в
воду, чтобы охладиться, но из-за
резкого перепада температур ноги
сводит судорогой, а то и сердце не
выдерживает, человек погибает. Так,
например, в Новонукутске мужчина 1954
г. рождения, попав в холодную воду,
погиб из-за острой сердечной
недостаточности, или в г.
Нижнеудинске в праздник Троицы
работник локомотивного депо решил
искупаться в р. Уде. От холодной
воды свело ноги, в результате он
утонул. В п. Жигалово в мае водитель
Агродорспецстроя Ярославцев
утонул от переохлаждения
организма. От острой сердечной
недостаточности погиб в водоеме
села Горная Чуя слесарь—сантехник
Беляев.

Если
посмотреть, где же больше всего
люди тонут, то мы увидим, что
наибольший процент приходится на
озеро Байкал и водохранилища.
Например, в 2000 году в самом озере
утонуло 14 человек, в Братском
водохранилище — 47 человек, в
Усть-Илимском — 23…

Если
посмотреть статистику по городам и
районам, то мы увидим следующую
картину: Ангарск — 22 человека,
Братск — 14, Черемхово — 14, Тулун — 16,
Нижнеудинский район — 11, Усолье — 12,
Усть-Илимский район — 14 человек.

К большому
сожалению, многие юноши и девушки,
заканчивающие школу, не умеют
плавать. Велик этот процент и среди
призываемых на службу в ряды
Российской Армии. Плавание имеет
великое значение и как вид
общедоступного спорта, особенно в
летнее время, благодаря большому
количеству естественных водоемов,
пригодных для проведения занятий
по массовому обучению плаванию. И,
казалось бы, необходимо
максимально использовать для этого
теплые деньки. Но, к большому
сожалению, не везде и не все это
понимают. Там, где есть
ответственные люди,
заинтересованные в обучении
молодого поколения азбуке
плавания, там есть и результаты.
Взять, к примеру, оздоровительный
лагерь "Солнечный" Иркутского
мясокомбината. Здесь этому делу
уделяется большое внимание, и в
этом заслуга председателя профкома
Людмилы Жарких и начальника лагеря
Ирины Алексеенко. Даже в летний
дождливый сезон 2001 г. здесь
отдохнуло 350 детей, 180 научились
плавать. Но, к большому сожалению,
не везде такое внимание
проявляется к молодому поколению.
Во многих оздоровительных лагерях
не было инструкторов по плаванию. А
сейчас, когда много разговоров идет
о школьной реформе, стоило бы
подумать о том, чтобы в документе об
окончании общеобразовательной
школы стояла оценка по умению
плавать.

С
наступлением осенних заморозков,
зимы, на реках, озерах, прудах
образуется ледяной покров.
Наступает пора катания на лыжах и
коньках и пора подледного лова.

Однако если
не соблюдать осторожность и
существующие правила поведения на
льду, не обойтись без несчастных
случаев. Во-первых, нельзя кататься
и собираться группами на тонком,
еще не окрепшем льду, переходить
реку в запрещенных местах,
подходить близко к прорубям и
проталинам. Если случилась беда,
зовите на помощь.

В Иркутской
области многие транспортные
организации в зимнее время
пользуются ледовыми переправами, и
каждый водитель должен знать
правила пользования ими. Во-первых,
организовать, обустроить и
содержать ее должна дорожная
служба. Во-вторых, время открытия и
закрытия, пропускную ее
грузоподъемность устанавливает
специальная комиссия, назначенная
городской или районной
администрацией. В состав комиссии
обязательно должны входить
представители дорожной службы и
ГИБДД. Границы переправ должны быть
ограждены заметными вехами с обеих
сторон на расстоянии 5 метров от оси
переправы, с указанием
грузоподъемности.

Там, где
допускаются случаи проезда по льду
в неразрешенных местах, и случаются
трагедии с человеческими жертвами.
Последний пример. В феврале этого
года, когда, казалось бы, лед на
водохранилище в Усть-Удинском
районе должен быть довольно
прочным, бульдозерист решил
проехать через залив в
неположенном месте. Во время
движения бульдозер провалился,
механизатор погиб.

ВОСВОД
предупреждает: граждане, будьте
внимательны на воде и у воды в любое
время года, помните, вода ошибок не
прощает!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры