издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Придётся договориться?

  • Автор: Максим ЛУЦЕНКО

Ещё несколько дней назад, сразу после визита президента Путина 21 и 22 марта в Китай, представители ТНК-ВР оптимистично заявляли, что у проекта разработки Ковыктинского месторождения появились новые перспективы. Но уже 29 марта Виктор Вексельберг в ходе рабочей поездки на "Саянскхимпласт" признал, что переговоры о судьбе Ковыктинского месторождения с "Газпромом" пока не принесли результатов.

В ходе российско-китайского саммита «Газпром» и CNPC договорились о сроках и объёмах поставок газа в Китай. Таким образом, государственная российская газовая компания «перехватила» инициативу у компании ТНК-ВР, которая ранее была чуть ли не главным союзником наших соседей в газовом сотрудничестве. Именно ТНК-ВР планировала начать экспортные поставки газа в Китай с Ковыктинского месторождения. «Газпром» же настаивал на том, что экспортные поставки должны контролироваться государством и соглашения международного уровня должны подписываться с участием госкомпаний на правительственном уровне стран-участниц. Этот принцип и был реализован в марте в Китае. ТНК-ВР осталась без главного союзника — основного потребителя газа, на которого был ориентирован весь Ковыктинский проект.

Что именно сказал президент в Китае? Обратимся к точным цитатам. После подписания меморандума «Газпромом» и CNPC Путин заявил: «Что касается транспортировки газа, то партнёры договорились о том, что она будет осуществляться по двум маршрутам — и из Восточной Сибири, и из Западной Сибири. Что касается Восточной, здесь, мне кажется, вопросов вообще никаких нет, это второй этап развития сотрудничества в этой области. Более лёгкий по осуществлению и более быстрый путь — это поставки из Западной Сибири».

Далее президент раскрыл некоторые подробности этих планов.

«Для этого предусматривается возможное создание новой трубопроводной транспортной системы с условным названием «Алтай» через западную границу между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. У нас есть ясное представление о том, какие объёмы могут быть поставлены в Китайскую Народную Республику и по тому, и по другому маршруту. Это примерно 30-40 миллиардов (как в одном, так и в другом случае) кубических метров газа в год. Ресурсов и из Западной Сибири, и из Восточной Сибири достаточно. При этом хочу обратить ваше внимание на то, что российская сторона, безусловно, будет исполнять свои обязательства по всем достигнутым ранее соглашениям со всеми нашими партнёрами как в Азии, так и в Европе. Что касается азиатского рынка, то мы намерены диверсифицировать наши возможности по экспорту и выходить на новые устойчивые рынки сбыта», — сказал Владимир Путин.

Исполнительный директор ТНК-ВР по развитию газового бизнеса Виктор Вексельберг также принимал участие в поездке в Китай, правда, не присутствовал при переговорах «Газпрома» и СNPC. Он так прокомментировал подписание меморандума между госкомпаниями двух стран и заявление президента Путина: «Все соглашения, которые достигнуты на правительственном уровне между КНР и РФ, подтверждают желание России перейти от переговорного процесса к конкретным поставкам газа на китайский рынок… Мы уже достигли соглашения с «Газпромом» о том, что поставки будут осуществляться через «Газэкспорт». Нас удовлетворяет подобная схема, по ней скоро будет принято агентское соглашение».

Это заявление можно расценивать как дипломатический ход в желании ТНК-ВР подчеркнуть заинтересованность в сотрудничестве с «Газпромом». Ведь поставки на экспорт с территории России и так контролируются «дочкой» «Газпрома», и для этого дополнительного соглашения или одобрения со стороны ТНК-ВР не требуется — в любом случае газ с месторождения пошёл бы именно через «Газэкспорт». Основная проблема Ковыктинского проекта заключается именно в том, по какому маршруту и куда именно будет направлен газ, а также сроки реализации проекта. Представители «Газпрома» подтвердили, что Ковыктинское месторождение можно рассматривать как один из вариантов наполнения трубы «восточного» маршрута, однако опять не были названы сроки, объёмы и главное — окончательный маршрут.

Всё это позволило экспертам сделать единодушный вывод о том, что сроки разработки Ковыктинского месторождения откладываются на неопределённое время. Следом за ними и компания ТНК-ВР признала правоту такой оценки. В конце марта исполнительный директор ТНК-ВР Виктор Вексельберг совершил рабочую поездку на «Саянскхимпласт» (предприятие, контролируемое ТНК-ВР). Участие в поездке приняли также депутаты Госдумы Сергей Колесников и Виталий Шуба, председатель Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов, заместитель исполнительного директора ОАО ТНК-ВР Алистер Фергюсон, генеральный директор ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» Алексей Соболь, представители ОАО «НПО Гелиймаш». В ходе поездки Виктор Вексельберг заявил: «Для достижения такой цели нужно консолидировать усилия всех задействованных в проекте федеральных министерств и ведомств, региональной власти. Обязательно и неизбежно участие «Газпрома». К сожалению, на сегодняшний день эта государственная компания по отношению к проекту разработки Ковыктинского месторождения не определилась».

Ситуация, сложившаяся с разработкой одного из крупнейших в мире месторождений, на сегодняшний день остаётся запутанной. Если смотреть на неё со стороны ТНК-ВР, то «Газпром» тормозит развитие проекта нежеланием организовывать экспорт по варианту, предложенному ТНК-ВР, а также вхождением в консорциум. Если смотреть на ситуацию со стороны «Газпрома», то ситуация проясняется: эта компания не обязана входить в те проекты, которые не устраивают её по каким-либо причинам, а их у «Газпрома» достаточно, о чём монополия постоянно говорит.

Какими могут быть пути решения проблемы? Сегодня, когда экспортные пути «зарезервированы» российско-китайскими договорённостями «Газпрома», у ТНК-ВР остаётся всего несколько вариантов для того, чтобы приступить к добыче газа на месторождении в промышленных объёмах. Первый — это начать перерабатывать гелий в промышленных объёмах на собственном предприятии (тот же «Саянскхимпласт»). Но, объективно говоря, мощностей «Саянскхимпласта» для переработки промышленного объёма гелия просто не хватит.

Второй — это попытаться инвестировать деньги в газохимическую и газоперерабатывающую промышленность. Но это потребует миллиардных инвестиций. Пойдёт ли на это руководство ТНК-ВР? Ведь в нынешней ситуации «Газпром» даже близко не рассматривает предложения ТНК-ВР, в свете чего предложил свою альтернативную систему газификации области и уже начал её реально осуществлять, а также свои варианты экспорта газа в Китай.

Таким образом, менеджмент российско-британской компании поставлен в сложное положение. Время для реальных действий упущено, и сегодняшние перспективы Ковыкты призрачны как минимум до 2012 года. Впрочем, население Приангарья газ может получить из мелких и средних месторождений. Именно такое видение газификации реализует сейчас «Газпром».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры