издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Опора на региональные банки

Опора
на региональные банки

На днях в
Москве прошло очередное заседание
Межрегионального банковского
совета (МБС) при председателе
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Егоре Строеве. В МБС, который
является консультативным органом,
входят руководители банка
"Ставрополье",
"Мордовпромстройбанка", банка
"Региональный" из Ульяновской
области, екатеринбургского
"Уралвнешторгбанка",
"Кавказпромстройбанка" из
Карачаево-Черкесской Республики,
"Омскпромстройбанка",
тюменского банка "Капитал",
Всероссийского банка развития
регионов (ВБРР), Банка Москвы,
челябинского "Челиндбанка",
уфимского "Башкредитбанка",
казанского банка
"Девон-Кредит",
"Сургутнефтегазбанка", банка
"Санкт-Петербург",
"Кузбассугольбанка".

В качестве
основных вопросов на заседании
были обсуждены ситуация в
экономике России и проблемы
бюджета 2000 года, роль региональных
банков в обеспечении устойчивого
экономического роста, задачи,
стоящие в этой связи перед
банковской системой.

Во
вступительном слове председатель
Совета Федерации, председатель МБС
Егор Строев, в частности, отметил,
что "кризис августа 1998 года и его
последствия привели общество к
пониманию крайней необходимости
изменения экономической политики в
соответствии с национальными
интересами. Глубокие
преобразования должны быть
осуществлены, в частности, и в
банковской системе страны.
Необходимо учесть опыт выживания в
кризисных условиях региональных
банков, которые в отличие от многих
московских банков даже упрочили
свои позиции. Совет Федерации,
руководители субъектов Федерации и
впредь будут поддерживать
реформирование и оздоровление
региональной банковской
системы".

О
необходимости создания сети
надежных региональных банков в
стране, усиления роли государства в
регулировании этого процесса,
проблемах реструктуризации
кредитных организаций и
оздоровлении всей банковской
системы России говорилось в
основном докладе, сделанном членом
МБС, президентом Уралвнешторгбанка
(г. Екатеринбург) Валерианом
Попковым, а также в выступлениях
президента Всероссийского банка
развития регионов (ВБРР) Дмитрия
Титова, президента банка
"Капитал" (г. Тюмень) Галины
Сухушиной, председателя правления
КБ "Омскпромстройбанк"
Валерия Степанова, председателя
правления банка
"Региональный" (г. Ульяновск)
Михаила Мельникова, начальника
Экономического управления
Президента РФ Антона
Данилова-Данильяна, генерального
директора Агентства по
реструктуризации кредитных
организаций (АРКО) Александра
Турбанова, председателя
подкомитета по банкам
Государственной Думы Павла
Медведева и других.

По
результатам заседания МБС было
принято решение, в котором, помимо
общей неудовлетворенности
проводимой в настоящее время
государственной политикой в
области регулирования и
реструктуризации банковской
системы, одобрены следующие
основные рекомендации Совета.

Прежде всего
члены МБС считают приоритетом
государственной экономической
политики создание условий для
устойчивого экономического роста
на основе привлечения инвестиций в
реальный сектор. В данном контексте
рекомендовано пересмотреть
концепцию бюджета 2000 года, положив
в ее основу требование обеспечить
максимально благоприятные условия
для увеличения объема инвестиций и
экономического роста.

МБС
рекомендует привести налоговое и
бюджетное законодательство в
соответствие с принципами
бюджетно-налоговой системы,
разработанными в материалах и
документах Совета Федерации, в
частности, в предложениях Совета
Федерации Федерального собрания
Российской Федерации по выводу
страны из экономического кризиса и
переходу к устойчивому
экономическому росту
(постановление Совета Федерации от
10 июля 1998 года N 313-СФ).

Важнейшими
следует признать рекомендации
упорядочения законодательства о
банковской деятельности. В числе
законов, принятие которых названо
первоочередным, законы "О
гарантировании банковских вкладов
населения", "О кредитной
кооперации". По мнению членов
МБС, внесения изменений требуют
законы "О банках и банковской
деятельности", "О
несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" и
Гражданский кодекс РФ в части
отмены ст. 837 п. 2 о возможности
досрочного расторжения договор
вклада. Рекомендован также ряд
других изменений действующего
законодательства.

Еще одна
рекомендация, изложенная в решении
МБС, касается концепции развития
банковской системы России и
практики регулирования банковской
отрасли в части отказа от
дискриминации малых и средних
банков и исключения
государственного протекционизма
по отношению к крупным банкам.
Подчеркивалась необходимость
определения и неукоснительного
соблюдения основных принципов
формирования конкурентной среды в
банковской отрасли, в особенности в
сфере работы банков с
государственными финансовыми
ресурсами. С этой целью МБС призвал
внести соответствующие изменения в
нормативные документы Центробанка
и решения Правительства РФ и
отказаться от критериев отбора и
оценки банков по формальной
величине их капиталов и активов и
перейти к системе, основанной на
показателях надежности и
эффективности работы банков, вне
зависимости от масштаба
осуществляемых ими операций.
Подобные изменения, по мнению
членов совета, должны привести к
изменениям условий проведения
конкурсов по обслуживанию
бюджетных средств и открыть доступ
к ним стабильно работающим
региональным банкам.

Участники
Межрегионального банковского
совета признали необходимым
пересмотреть критерии, по которым
кредитные организации могут быть
отнесены к числу проблемных. Вместо
колебаний абсолютной величины
капитала, по мнению членов МБС,
акценты должны быть перенесены на
показатели ликвидности,
платежеспособности, управления
рисками и качества кредитного
портфеля. Рекомендовали отказаться
от практики искусственного
поддержания так называемых
"системообразующих" банков,
являющихся фактическими
банкротами, усилить контроль за
передачей такими банками своих
ликвидных активов дочерним
структурам.

Для
экстренного решения задач
расширения кредитования реального
сектора через сеть региональных
банков все члены МБС призвали
ввести в действие порядок, при
котором финансирование
инвестиционных программ в регионах
будет осуществляться прежде всего
через местные банки. Решения о
распределении средств различных
фондов поддержки и кредитования
производителей необходимо
принимать не в столице, а в тех
регионах, в которых расположены
потенциальные получатели средств.
Одновременно признано
целесообразным расширить
полномочия территориальных
подразделений Центрального банка
по надзору за деятельностью
филиалов инорегиональных банков,
ввести для них обязательный
норматив отношения средств,
вложенных в экономику региона, к
средствам, привлеченным в данном
регионе.

В
заключительном слове Егор Строев
подчеркнул, что "Межрегиональный
банковский совет уже реально
превращается в организационный и
интеллектуальный центр, начинающий
активно и творчески работать
совместно с федеральными и
региональными органами власти по
реконструкции национальной
банковской системы. Все это будет
способствовать возрождению не
только банковской системы, но и
экономики страны в целом".

Алексей КИРПИЧНИКОВ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры