издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ЗаITи на рынок

Иркутский регион является интересным рынком для продвижения информационных и коммуникационных технологий. Особенно активны на нём компании, предоставляющие услуги связи. Они готовы реализовывать дорогие и на нынешнем этапе убыточные проекты с целью застолбить за собой потенциальных потребителей. Однако собственно разработок местных IT-компаний на иркутском рынке немного. Эксперты дают им около 10%.

Связь поколений

Телекоммуникационные компании нашли новую возможность расширения рынка. С помощью информационных технологий (IT) игроки рассчитывают качественно и количественно изменить клиентскую базу, пока её не изменили вновь пришедшие конкуренты. Интерес компаний к региональному рынку подтверждается недавним приобретением «Северной Короны» «Вымпелкомом», а также появлением в Иркутске «Корбина Телеком» (Голден Телеком), работающей с бизнес-клиентами и собирающейся предоставить широкополосный доступ в Интернет частным лицам, рассказал аналитик по телекоммуникационным технологиям Альфа-Банка Иван Шувалов. По его словам, столица Приангарья занимает 23-е место в тридцатке городов, приоритетных для развития крупнейших телекоммуникационных компаний («Вымпелком» (Билайн), «Мегафон», МТС, «Голден Телеком», «Комстар»). В этом списке Иркутск находится перед Владивостоком и после Барнаула. Уже работающие на местном рынке игроки желают укрепить свои позиции и начинают вводить новые технологии. Компании вкладывают деньги в пока слабо востребованные услуги, вербуя клиентов на будущее.

«Байкалвестком», потеснённый недавно появившимися в Иркутске «Мегафоном» и «Билайном», развивает новую услугу – сотовую связь третьего поколения (3G). Оператор постепенно «пересаживает» иркутских абонентов с традиционного формата GSM на CDMA. По словам специалиста отдела маркетинга компании «Байкалвестком» Ярослава Гильмуллина, ежемесячно количество клиентов увеличивается на пятьсот – полторы тысячи. Правда, пока число пользователей связи 3G в области едва перевалило за пять тысяч (по GSM эта цифра равна 1,7 миллиона). «Около 20% абонентов – так называемый «ретроград» – не интересуются новшествами, им достаточно возможности посылать sms и звонить, – делит клиентов на группы Ярослав Гильмуллин. – Ещё 20% – авангард: перспективные клиенты связи 3G, которая предполагает чистое звучание речи, возможность скоростного выхода в Интернет, гарантию конфиденциальности. Остальные 60% – «мейнстрим» – долго раскачиваются, но в итоге следуют за авангардом». Гильмуллин и не рассчитывает на то, что через 10-15 лет CDMA полностью вытеснит GSM.

Даже признанный монополист «Сибирьтелеком» озадачился и решился на внедрение нового продукта – IP-TV. Это технология, позволяющая передавать телевизионный канал по широкополосному доступу в Интернет. Сейчас IP-TV появилось уже в пяти городах Сибирского федерального округа. В Иркутске запустить проект предполагается во 2-3 квартале 2008 года, сообщил коммерческий директор филиала ОАО «Сибирьтелеком» Руслан Ким. Вообще IP-TV позволяет просматривать неограниченное количество каналов, однако пока иркутяне смогут рассчитывать только на 90.

«Контент – это основная проблема для IP-телевидения и Интернета. Развиваются способы доступа к информации, но качественного наполнения не хватает», – рассказал директор Иркутского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Олег Ширшов. По его мнению, эту нишу впору освоить среднему и малому бизнесу, потому что крупные компании заняты в основном продвижением технологий. В условиях дефицита контента компании даже собираются консолидироваться и предложить общий продукт. Все старания нацелены по большей части на будущего пользователя: в компании рассчитывают, что проект окупится за 4-5 лет. «Пока проект находится на грани фола», — признал Олег Ширшов. К концу следующего года размер клиентской базы IP-TV, по оценке Руслана Кима, составит 2-2,5 тыс. абонентов. Это всего 5% от запланированного числа абонентов широкополосного доступа в Интернет. Зрителем IP-TV станет активный образованный человек 28 – 50 лет, который любит музыку, кино, имеет интерес к бизнесу. В компании понимают, что это довольно узкая аудитория. Поэтому основную прибыль будет приносить всё же услуга выхода в Интернет, считают в «Сибирьтелекоме».

Некоторые игроки пытаются расширить сферу влияния, играя на специфике региона – больших расстояниях между населёнными пунктами. Как минимум «Энфорта», «Иркутскэнергосвязь» и «Байкалтранстелеком» (запустит пилотный проект в начале 2008 года) уже осваивают подключение к широкополосному беспроводному доступу в Интернет pre WiMax. Технология позволяет подключать филиалы в отдалённых районах к корпоративным сетям. Дальше всех рассчитывает забраться «Иркутскэнергосвязь» – в северную часть области (Бодайбо, Качуг), поделился планами начальник отдела коммуникационных станций ООО «Иркутскэнергосвязь» Виктор Вершковский. Очевидно, что основными заказчиками станут крупные организации. Даже для них тянуть оптоволокно на такие расстояния довольно затратно, тем более это дорого для госучреждений. «К слову, госструктуры увеличивают количество заказов. Среди клиентов есть, например, МЧС. А в этом году будем создавать корпоративную сеть связи для таможенников», –- рассказала коммерческий директор «Байкалтранстелекома» Наталья Таракановская.

Виртуальная власть

Госсектор постепенно превращается из консервативного клиента в перспективного. Как рассказал заместитель начальника управления информационного и документационного обеспечения губернатора Иркутской области Сергей Распопин, в начале 2006 года была запущена первая очередь системы коммутаций и сообщений ситуационного центра губернатора. Тогда в неё вошли 25 абонентов (Иркутск и район, Ангарск и Братск и 21 госпредприятие). До конца 2007 года власти намерены подключить к системе ещё 32 муниципалитета. Над созданием каналов связи работает Иркутский филиал ОАО «Сибирьтелеком», оборудование поставляет фирма Cisco. На выборах 2 декабря эти районы будут передавать данные через систему коммутаций. К концу года должно быть установлено специальное оборудование, и тогда губернатор сможет устроить видеоконференцию одновременно с 30 районами. К слову, технологию Telepresence уже опробовала «Транстелеком» на совещаниях РЖД. Разработчики уверяют, что система даёт возможность существенно сэкономить. Так, в самой Ciscо 29 тыс. телеконференций позволили не тратить на командировки 47 млн. долларов.

Администрация области намерена также расширить свою корпоративную информационно-вычислительную сеть. Сейчас оптико-волоконными каналами соединены только три здания, к концу 2008 их будет двенадцать. Стоимость проекта — около 700 тыс. рублей. Кроме того, к 2010 в регионе собираются создать «Электронное правительство», которое обойдётся заказчику в 5 млн. рублей. Целый комплекс госдокументов станет доступен жителям в электронном виде. Иркутская область станет первой, где будет реализована эта программа. После «обкатки» в регионе программа уйдёт в другие субъекты, сообщил Сергей Распопин.

Уместные разработки

Однако 80- 90% инновационных технологий, которые внедряются в области, произведены за её пределами. «Наша область никогда не была фаворитом по IT на российском рынке», – констатировал директор Регионального центра развития инновационной деятельности Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ), кандидат экономических наук Евгений Семёнов. У госучреждений, малых и средних предприятий нет денег на эксклюзивные разработки программного обеспечения и IT, чем могли бы заняться местные компании. Дешевле купить готовые решения по автоматизации процесса в федеральных фирмах. Так, в администрации губернатора во второй половине ноября планируют подписать соглашение с «Майкрософт рус». Обладминистрация перейдёт на лицензионный софт до конца года, а подразделения исполнительной власти — в 2008-2009. Цена перевода 400 машин чиновников на обеспечение «Майкрософт» – 9 млн. рублей.

По оценке Евгения Семёнова, местные разработки – это производство софта и аутсорсинг (услуги, оказываемые сторонней организацией по решению информационных задач). Фирмы подгоняют программы под каждого конкретного клиента, например, создают общую базу данных для компании и её филиалов по всей области, подтвердил директор «Айти Комплекс» Станислав Беляков. «Спросом пользуются программы автоматизации, учёта и управления – такими красивыми словами называют, например, онлайн-площадки для торговли», – рассказал Евгений Семёнов. Развитие интернет-торговли позволило выйти местным разработчикам на общероссийский рынок. Их система оплаты банковскими картами через глобальную сеть уже работает в Москве, Новосибирске и других городах. На Иркутскую область приходится всего 30-40% продаж услуг, сообщил коммерческий директор фирмы-разработчика «БВКом» Дмитрий Соколов. Проект начал работать с весны этого года, в его развитие планируется инвестировать 500 тыс. долларов. «Это один из самых перспективных бизнесов. Мои товарищи в США, владельцы банков, продают бизнес, чтобы заняться этими системами», – сказал Дмитрий Соколов. За первые 2-3 месяца работы платёжных систем через них прошло 500-600 тыс. рублей, к весне 2008 года они рассчитывают на ежемесячный оборот в 4 млн. рублей при комиссии 3,5%. Цифры, признают специалисты, пока небольшие, но динамика впечатляет. Разработчики реализуют проекты на свои средства.

Инвестирование в сферу информационных технологий в регионе происходит на уровне личных контактов, на основе дружеских отношений руководителей фирм заказчиков и исполнителей. Специальных государственных программ по поддержке создания IT в регионе нет. Представители IT-компаний рассказывают, что зачастую продвигать свои продукты приходится ища потенциальных «заказчиков через телефонные справочники». Это, по словам Евгения Семёнова, отличает Иркутскую область от многих регионов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры