издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Усольская ртуть переждёт кризис

Демеркуризация ртутного цеха в Усолье-Сибирском откладывается как минимум на год. Инвестиции на проект (1,7 млрд рублей) должны были поступить из федерального бюджета уже в 2015 году. Но из-за кризиса финансирование перенесено на 2016 год. Такое промедление не обрадовало представителей Усольского района. Они назвали заброшенную промплощадку Усольехимпрома «химической бомбой замедленного действия». Так, содержание испаряющейся ртути в воздухе летом здесь превышает более 100 ПДК.

Проблема Усольехимпрома (сегодня законсервирован), на промплощадке которого накопились за годы работы десятки тысяч тонн загрязняющих химических веществ, в том числе – около 600 тонн ртути, обсуждалась 8 апреля на заседании комитета по природным ресурсам Законодательного Собрания Иркутской области. Поводом для этого стало сообщение заместителя министра природных ресурсов Иркутской области Нины Абариновой о том, что в 2015 году из федерального бюджета не будут выделены обещанные средства на начало демеркуризации цеха ртутного электролиза. Общие инвестиции в проект оцениваются в 1,7 млрд рублей (30% – за счёт средств региона, 70% – федеральный источник), но при сложившейся кризисной ситуации в стране финансирование перенесено на 2016 год. 

– Мероприятие планировалось в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал». В региональном бюджете на 2015 год заложили резервную сумму на софинансирование – 10 млн рублей. Мы планировали её увеличить, когда начнут поступать федеральные средства. Но, к сожалению, Минприроды РФ внесло изменения в ФЦП, и демеркуризация перенесена на 2016 год. Таким образом, в этом году будут выделены деньги лишь на прохождение  госэкспертизы (в 2014 году завершилась экологическая экспертиза), – прокомментировала на заседании комитета Заксобрания по природопользованию Нина Абаринова. 

Заявление чиновника оказалось резонансным. «Для города это очень плохая новость», – констатировали члены комитета. Депутаты от Усольского района в целом усомнились, что дорогостоящий проект может когда-либо стартовать. На этом фоне возник другой вопрос – о контроле за хранением опасных загрязняющих веществ на предприятии. Депутаты напомнили о случае выброса хлора в 2014 году. Тогда в результате коррозии произошла разгермитизация металлической ёмкости, где находился хлор.  Не обошлось без несчастного случая – химическим веществом отравились несколько человек, один в итоге погиб, сообщили депутаты. Надо заметить, что ещё в июне 2013 года на предприятии была проведена консервация мощностей цеха по производству жидкого хлора. Руководство Усольехимпрома утверждало тогда, что химически опасных веществ не осталось. Но после утечки была проведена прокурорская проверка, обнаружено 18 тонн жидкого хлора, который находился в контейнерах и баллонах, размещённых на открытой площадке цеха. По данному факту возбуждено уголовное дело. Кроме того, сразу несколько депутатов Заксобрания от Усолья-Сибирского рассказали на заседании комитета и о фактах хищения с промплощадки загрязнённых материалов – элементов промышленных конструкций, которые затем предполагалось использовать в строительных целях.

Нина Абаринова пояснила, что земля Усольехимпрома сегодня по факту является бесхозной, а производственный цех по документам вообще списан. С одной стороны, именно за счёт этого и удалось добиться федерального финансирования, так как у бывшего разорившегося собственника такой возможности не было. Но с другой стороны, под вопросом оказалась охрана этих мощностей. Как заверила Абаринова, новый собственник, которого лоббирует Иркутская область (название компании не разглашается), обеспечил охрану на площадке Усольехимпрома.  Относительно нарушений по хранению отходов, выявленных прокуратурой, чиновница сообщила, что они устраняются, а об экологическом состоянии на площадке областное ведомство ежемесячно отчитывается перед профильными контролирующими инстанциями на уровне СФО.

«Что касается хозяйственных хищений, сказать про это пока ничего не могу», – призналась она.

Между тем высказались участники дискуссии и относительно возможной опасности загрязнения усольской ртутью земли, водоносного слоя, а далее – реки Ангары.

– Ещё 7-8 лет назад наши учёные говорили, что ртуть скопилась в Братском море и лежит на дне водоёма начиная от Свирска и до Балаганска. Это может быть опасно для населения, которое использует воду, ест рыбу из водохранилища. В Японии существует такая болезнь – Минамата (отравление органическими соединениями ртути, в заливе Минамата наблюдался массовый характер среди людей и животных. – Авт.) Если у нас обнаружена ртуть в Ангаре,  не наблюдается ли и у наших местных жителей такое заболевание? – поинтересовался депутат Аполлон Иванов.

Представитель регионального минприроды сослался на результаты исследования Института геохимии СО РАН, выполненного в 2014 году. По материалам учёных, ситуация с загрязнением дна водохранилища на Ангаре сейчас относительно благоприятная: ртутный слой постепенно заносится илом, уходит вниз, хоть и очень медленно. «Таким образом, рыба, которую употребляют в пищу люди, теперь почти не соприкасается с ртутным слоем на дне. Правда, ситуация всё ещё не идеальная», – заметила Абаринова, но заверила, что заболевания из-за отравления ртутными отходами, попавшими в водоёмы, в Приангарье не встречаются.

Риск загрязнения водоёма именно усольской ртутью с промышленной площадки заброшенного предприятия она исключает. Цех Усольехимпрома был детально обследован специалистами, выяснилось, что под зданием при строительстве цеха был создан глиняный слой, чтобы предотвращать возможность попадания ртути в водоносные горизонты. «Кроме того, в Усольском районе проводили исследования специалисты из Казахстана (у них есть аналогичный опыт работы на своей территории). Они делали расчёты выноса поверхностными водами металлической ртути в Ангару и в итоге пришли к выводу что грунты у нас в хорошем состоянии», – рассказывает зам главы министерства.

Однако есть опасность, что здание усольского цеха, которому предстоит простоять ещё как минимум год, может обвалиться. В этом случае металлическая ртуть, имеющая свойство испаряться, попадёт в воздух. Это, естественно, повлияет на экологическую обстановку в городе. Как заметила Нина Абаринова, летом на промплощадке при высокой температуре воздуха, когда процесс испарения усиливается, содержание ртути превышает 100 ПДК.

– Поэтому все работы надо делать зимой и очень, очень аккуратно. Главное – разобрать цех, «поймать» эту металлическую ртуть, а строительные части цеха уже демеркуризировать на специальном полигоне. После того, как будет убрана верхняя наземная часть (где накоплено много шлама), предстоит, согласно проекту, приступить к нижней, – рассказывает замминистра.

По её словам, именно такую работу проводили в своё время японцы на территории, где долгое время действовал химический завод, выбрасывающий отходы производства в воду. Однако затраты на их экологический проект в разы превосходят сумму, необходимую для решения усольского вопроса.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры