издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новое поколение выбирает права

Новое
поколение выбирает права

Анна РАЧКОВА,
студентка Иркутской
государственной экономический
академии

1998 год был
объявлен Организацией
Объединенных Наций Годом прав
человека. В связи с этим в
Российской Федерации прошел
конкурс ученических и студенческих
работ под названием "Права
человека и будущее России". При
подготовке доклада на этот конкурс
автор с помощью отдела деловой
информации гуманитарного центра —
библиотеки имени семьи Полевых
провел социологический опрос
иркутских школьников. 160 учащихся
13—16 лет школ N 19, 55, 62, гимназии N 2 и
центра образования молодежи
отвечали на вопросы подготовленной
нами анкеты. Анкетирование
предполагало выяснить уровень
информированности школьникових
мнение о правах человека и ребенка,
и отношение к преподаванию
правоведения в учебных заведениях.

Правительство,
как известно, позволяет себе
объяснять нарушения прав человека
в нашей стране тяжелым
экономическим положением. По
мнению же опрошенных нами
школьников, соблюдение прав
человека больше всего зависит от
общего уровня культуры и
образования в стране (это отметили
54,5% респондентов); зависимость от
общей экономической ситуации
школьники ставят на второе место
(47,5%). Всего 7 человек из 160
опрошенных отметили, что для
нормальной жизни людей важно не
соблюдение прав человека, а
реальные доходы.

Наиболее
важными для учебного курса
правоведения школьники считают
вопросы изучения прав человека и их
защиты (77,5%); 43,7% респондентов
отмечают необходимость изучения
правоведения в школе. Диктуется эта
необходимость и тем, что более
половины респондентов не знают,
куда им обратиться в случае
нарушения их прав в школе, в семье,
во дворе, в компании и т.д. Помочь
детям в осознании их прав должна не
только школа, но и общественные
организации, а также СМИ, которые
сегодня практически не уделяют
внимания этой проблеме. 50% отметили
желательность появления
образовательных программ на
телевидении, радио и статей в
прессе по праву и законам, 22%
указали, что такие программы очень
нужны. И если центральные средства
массовой информации заняты сейчас
решением других вопросов, то
местным СМИ следует задуматься над
этими проблемами.

Надежда на
просветительскую деятельность в
этом направлении возлагается
сегодня и на Информационный центр
Совета Европы по правам человека
при научной библиотеке Иркутского
государственного университета.
Информационная база центра —
богатейшая библиотека основных
европейских документов по правам
человека, присланная из Страсбурга,
а координатором Центра является
директор библиотеки Р. В.
Подгайченко. Центр создан для
активного сотрудничества с
преподавателями-правоведами,
специалистами-практиками и
правозащитниками, а также
аспирантами и студентами
юридических факультетов для
оказания консультационной помощи
населению и распространению знаний
о правах и свободах человека и
гражданина. Таких знаний сегодня не
хватает представителям всех
профессий, и в первую очередь тем,
чья работа связана с детьми —
учителям, психологам, врачам.

Осведомленность
о своих правах и их соблюдение — это
две стороны одной медали. "Как я
могу узнать, что мои права нарушены,
если я не знаю своих прав?" —
написал нам в анкете один 15-летний
подросток, отвечая на вопрос
"Какие действия вы предпримете в
случае нарушения ваших прав?" Еще
бы, ведь не во всякой школе можно
сегодня увидеть вывешенный для
всеобщего ознакомления устав, в
котором записаны права и
обязанности основных участников
школьной жизни — учеников, учителей
и родителей. Руководитель
психологической службы отдела
образования Октябрьского округа
Л.И. Максакова рассказывает о том,
как часто ее сотрудникам
приходится сталкиваться с
последствиями нарушений прав детей
в школах, где ребенка могут
безнаказанно унизить не только
одноклассники, но и учителя. Отсюда
общее ощущение бесправия: более
половины наших респондентов
считают наиболее важной для
нормальной жизни людей свободу от
унизительного и оскорбительного
обращения, по мнению 52,5% опрошенных,
это право наиболее часто
нарушается сегодня в России.

Если мы
действительно хотим нормальной
жизни для своих детей, то наша
задача — самим становиться
грамотнее в правовом отношении и
передавать элементарные правовые
знания подрастающему поколению.

Иркутские
дети считают, что наиболее важным
из того, что могут сделать взрослые
для своего ребенка, это помочь
получить образование, вырастить
его здоровым и научить
самостоятельно принимать решения.
На последнем месте — обеспечение
материального благополучия (этот
вариант ответа отмечен 18,7%
опрошенных). Изучение же права, по
мнению большинства школьников,
необходимо для того, чтобы знать
свои права и уметь их отстоять (78%
респондентов); знать и уважать
права других людей (53%), а также
способствовать изменению общества
к лучшему (35,6%). Те, кто считает, что
знать право необходимо для того,
чтобы уметь обходить законы,
остались в меньшинстве (24,3%). Новое
поколение пока еще выбирает права
человека. Давайте поддержим этот
выбор!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры