издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экономический факультет в классическом университете

  • Автор: Олег Васильев, директор Института математики и экономики ИГУ, профессор Надежда Калюжнова, заместитель директора Института математики и экономики, доцент

Экономический
факультет в классическом
университете

В конце июня
состоялось торжественное открытие
Института математики и экономики
Иркутского государственного
университета. Институт включает
два факультета — широко известный
математический факультет и новый
экономический факультет. Открытию
экономического факультета
предшествовала серьезная
подготовительная работа.

Открывая
накануне 21-го века новый факультет —
экономический — в Иркутском
государственном университете, мы
исходили из определенной модели
университетского экономического
образования, соответствующей
новому веку. Разработать эту модель
позволил ряд обстоятельств.
Во-первых, это глубокое изучение
международного и российского опыта
университетского экономического
образования. С этим опытом мы
знакомились на конференции
университетов СНГ "Проблемы
совершенствования
университетского экономического и
управленческого образования",
прошедшей в марте 1999 г. в Москве; на
заседании УМО университетов; в ходе
изучения учебных планов
экономических факультетов разных
университетов; на многодневном
семинаре "Концепция
человеческого развития",
проведенном экономическим
факультетом МГУ по Проекту
развития ООН в апреле этого года,
где представители российских
университетов, Татарстана,
Башкирии, других субъектов РФ,
Армении, Литвы, Таджикистана, а
также США представляли презентации
своих образовательных программ,
рассказывали об опыте подготовки
экономистов в своих университетах.
Любопытно, что в рейтинге по
индексу человеческого развития в
России лидируют те регионы, где
находятся ведущие экономические
факультеты университетов — Москва,
Татарстан, Санкт-Петербург, Пермь,
Томск, (Иркутская область занимает
23 место среди 81).

Особенно
много дало сотрудничество с давним
партнером ИГУ- университетом Х.
Альбрехта (г.Киль, Германия),
известным своей теоретической
экономической школой. В конце 1998 г.
в Германии были проведены
детальные переговоры практически
со всеми ведущими специалистами
экономического факультета по
согласованию учебных планов и
программ, имеющие конечной целью
получение нашими выпускниками
диплома Кильского университета.
Немецкие партнеры, осуществляющие
переподготовку российских
экономистов с 1991 г. в Открытом
Европейском университете,
выступили инициаторами разработки
проекта по линии Темпус,
посвященного внедрению
инновационных методов подготовки
экономистов на математическом
факультете (теперь институте) ИГУ.
Проект будет включать 5 стран,
принимающих в нем участие.

Далее,
возможность разработки такой
модели дал шестилетний опыт
подготовки
экономистов-математиков на
математическом факультете
университета. Наконец, широкий
практический опыт работы
университетских экономистов и
математиков за годы перестройки в
разных сферах экономики — участие в
разработке технологии
приватизации, консалтинг, работа на
биржах, в банках, аудиторских
фирмах, организация
предпринимательских структур и
работа в них — позволил сделать
выводы о требованиях практики к
подготовке современных
экономистов.

Начнем с
последнего. Практика показывает,
что сегодня и в будущем экономист
должен обладать обширными знаниями
и умениями, позволяющими
комплексно анализировать любую
возникающую проблему или
хозяйственную ситуацию с разных —
экономических, институциональных,
правовых, психологических сторон.
Ему необходимо иметь целостное
представление об экономических
системах, понимать
причинно-следственные связи и
уметь находить не одно, а спектр
возможных решений. Он должен
владеть "инструментами"
анализа сравнения различных
вариантов решений и их последствий,
причем с использованием
современных средств
математического анализа,
вычислительной техники, программ,
телекоммуникаций.

Безусловно,
необходимо знание иностранных
языков и не только в свете развития
межгосударственных контактов. Это
один из основных факторов
подготовки экономистов высокой
квалификации. Современный
экономист должен читать не
переведенную и адаптированную, а
оригинальную экономическую
литературу и мировую прессу.

Наконец,
необходимы управленческие знания и
навыки, поскольку любое решение
проводится в жизнь не
автоматически, а через людей,
которые обладают своими
привычками, менталитетом, точкой
зрения, и убедить в правильности
решения — порой такая же сложная
проблема, как и найти его. Словом,
современный экономист — это
аналитик с широким кругозором и
знаниями. Не случайно в объявлениях
агентств чаще всего указывается
"требуется экономист-аналитик,
профессионально владеющий
компьютером, программными
средствами и иностранным
языком".

Конечно,
трудно создать специалиста,
годного на все случаи жизни. В
экономическом образовании есть
разные "ниши" —
фундаментального, прикладного и
узко специализированного
образования. Должны быть
специалисты, глубоко владеющие
знаниями отдельных сфер экономики
— экономикой труда, торговли,
банковской сферы и др., подготовка
которых является компетенцией
отраслевых университетов
(институтов), академий.
Классическое университетское
экономическое образование должно
отличаться именно
универсальностью,
фундаментальностью, возможностью
выбора сферы деятельности и
готовностью к работе в разных
экономических структурах. Узкая
специализация не обеспечивает
выполнение требований, которые
обозначены к модели
университетского образования, и,
кроме того, таит в себе возможную в
перспективе угрозу безработицы.

Исходя из
этого, мы остановились на двух
вариантах подготовки экономистов.
Первый — пятилетняя подготовка по
университетской экономической
специальности "математические
методы и исследование операций в
экономике".

Назначение
специальности — подготовка
экономистов-математиков, способных
превратить управление экономикой
на разных уровнях — предприятия,
отрасли, региона и т.д. в точную
науку, использующую математические
методы, электронно-вычислительную
технику и другие интеллектуальные
"инструменты" для принятия
хозяйственных решений.

Любая
область экономики и
социально-экономического
управления — от предприятия до
экономики страны в целом —
представляет собой большие
системы, обладающие огромным
числом параметров, изменяющих свое
значение по сложным
закономерностям. Целесообразная
деятельность людей, какой бы
экономической доктрины ни
придерживались политики и
экономисты — стихийного
спонтанного порядка,
государственного регулирования,
монетарной политики и т.д.,
направлена на осуществление
выбора. Выбора, например, вариантов
формирования "государственной
казны", размещения
государственных средств,
банковской политики; для частных
инвесторов — направлений
инвестиций, вариантов развития
бизнеса — словом, управления
доступными экономическими
процессами и системами.
Эффективное управление этими
системами исходит из принципа
оптимизации, достижения
поставленных целей с наименьшими
затратами труда, времени,
материалов, энергии, информации. К
решению этих проблем и готовятся
будущие специалисты данной
области.

Квалификация
"экономист-математик"
включает три основных направления
обучения. Во-первых, базовая
математическая подготовка, как
условие формирования строгого
логического мышления. Во-вторых,
"вооруженность" эффективными
инструментальными средствами
принятия оптимальных решений по
любым экономическим проблемам в
условиях конкурентного окружения.
Это методы моделирования,
прогнозирования, исследования
операций, информационные
технологии, владение компьютерными
системами поддержки решений.
В-третьих это фундаментальная
экономическая подготовка.

Наличие
различных, не совпадающих друг с
другом, и часто противоречивых
целей экономических систем и их
элементов; конфликтность целей и
ситуаций; фактор неопределенности,
особенно сильный в российской
экономике и политике; запутанность
конфликтов, трудность
формулирования и формализации
критериев оптимальности; разные
подходы и, соответственно, разные
модели описания экономических
систем и управления ими — все это
должны понимать
экономисты-математики и видеть
возможности и ограничения в
применении математического
инструментария. Для этого надо
глубоко знать экономические
процессы, механизм
функционирования экономических
систем и его особенности на разных
уровнях — макроэкономики в целом,
включая мировую экономику; на
уровне микроэкономики, на уровне
отдельного предприятия.

Не случайно,
из всех вариантов проекта,
представленного нами на грант МБРР,
прошел и получил высокую оценку
международных экспертов именно
проект углубления базового
экономического образования
экономистов-математиков.

Другой
вариант подготовки, избранный для
факультета, — открытие направления
"Экономика" с двухступенчатой
подготовкой экономистов по системе
бакалавр — магистр. Эта система
принята в большинстве западных
университетов, а также ряде
российских государственных
университетов — московском,
новосибирском и др. Перспектива
этой линии образования — в
сочетании фундаментальной
подготовки с глубокой
специализацией; широкие
возможности выбора у студентов.

По этой
системе 4 года отводится на
получение общего высшего
экономического образования.
Система дисциплин — более 30
экономических (в том числе
дисциплины по выбору),
экономико-математические и
комплекс других предметов призваны
сформировать экономиста широкого
профиля, умеющего быстро
приспособиться к условиям
конкретной профессиональной
деятельности.

Практика
подтверждает, что "просто"
экономист с университетской
подготовкой имеет преимущество
перед узкопрофильным специалистом.
Обладая навыками аналитической
деятельности, широким кругозором в
сочетании с базовыми знаниями, он в
короткое время осваивает специфику
любой области профессиональной
деятельности и сохраняет
способность переучиться и
переключиться на другую область.
Такой возможности у специалиста
узкого профиля обычно нет.
Исследователи и аналитики чаще
всего тоже формируются на основе
широкой базовой подготовки.

Еще 2 года
отводится для овладения
специализированными знаниями и
профессиональными навыками в
магистратуре.

Безусловно,
университетский уровень
преподавания обеспечивается
наличием высококвалифицированных
кадров в самых различных сферах —
математики, экономики, права,
социологии, философии, психологии.
Современный уровень преподавания
экономики — это сочетание
международной подготовки
преподавателей в области экономики
и разработки новых курсов (в том
числе по международным программам),
с собственными наработками в
области экономики и
инструментальных методов анализа
экономики. Кроме того, часть
средств уже упомянутого гранта
МБРР будет направлена на
международные стажировки
студентов.

Подготовка
экономиста 21-го века немыслима без
серьезного оборудования. Самое
современное компьютерное
оборудование и программное
обеспечение, их постоянное
обновление — не дань моде, а
целенаправленная политика
Института математики и экономики.
Умение работать с информацией,
обучение технологиям поиска, сбора,
обработки и анализа информации, как
необходимые условия работы любой
маркетинговой системы, становятся
жизненной проблемой.

Конечно,
работа с информацией не только
компьютерная проблема. Поэтому
большое внимание мы уделяем
обучению методам формирования
маркетинговых информационных
систем. Для использования всех
информационных, технических и
кадровых возможностей, в
направлении "Экономика"
выделяется специализация
"Информационные системы" в
экономике". В качестве
специальных дисциплин и дисциплин
по выбору студенты будут изучать
большой набор информационных и
компьютерных дисциплин.

Диплом
бакалавра экономики дает ряд
возможностей. Во-первых, это
получение высшего экономического
образования за четыре года и
возможность раньше начать
самостоятельную трудовую жизнь
тем, кому это хочется сделать
быстрее. Да и не все любят учиться,
кого-то больше интересует практика,
которая, как известно, вечно зелена
в отличие от "сухой" теории.

Во-вторых,
широкие знания и университетский
диплом дают возможность работать
практически в любой сфере
экономики, в том числе на
должностях специалистов любого
ранга и руководителей. Широкий
экономический кругозор и умение
осваивать новые знания позволят
быстро адаптироваться к изменениям
на рынке труда и обеспечивают
хорошие возможности
профессионального роста.

Экономисты-бакалавры
смогут продолжить образование в
магистратуре. Причем выбор профиля
магистерской программы и
дальнейшей сферы работы происходит
не на пороге школы, когда не
известны толком собственные
предпочтения и зачастую стоит
проблема поступить "хотя бы
куда-нибудь". Не известны и
перспективы на рынке труда. Выбор
будет осуществляться в более
зрелом возрасте, с учетом ситуации
на рынке труда и собственных
склонностей.

Немаловажна
также международная
сопоставимость дипломов и
соответствие международным
квалификационным стандартам
образования. Еще одна возможность,
которая практически отсутствует у
специальностей, — это возможность
поступления в магистратуры других
университетов и получения диплома
магистра экономики, скажем,
московского или других
университетов, в том числе
зарубежных.

Магистратура
и обучение в ней — это углубленная
профессиональная подготовка на
базе высшего образования в
различных областях экономической
науки и практики. Одной из таких
магистерских программ на
факультете, безусловно, будет
"Математическое и
информационное обеспечение
экономической деятельности".
Перечень других магистерских
программ разрабатывается и будет
уточняться в связи с изменением
государственных стандартов,
которое произойдет в ближайший год.
Окончившим магистратуру
присваивается степень магистра
экономики.

Обучение в
магистратуре по выбранному
направлению для тех, кто любит и
может учиться, — это возможность
продолжать занятие любимым делом. А
бывают ситуации, и мы все о них
знаем, когда учиться "хочется"
долго-долго, желательно лет до 27, и
приходится поступать в
аспирантуру, хотя особого
призвания к научной деятельности
нет. Продолжение обучения в
магистратуре — это "легальный"
способ учиться и совершенствовать
свое профессиональное образование
еще в течение двух лет.

Наконец, те,
кто склонен к научной деятельности,
в ходе обучения в магистратуре
могут выбрать не только научную
проблему, по которой будут делать
магистерскую работу, но и сдать
экзамены кандидатского минимума и
затем поступить в аспирантуру.
Обучение в аспирантуре сокращается
тогда на один год.

Осуществление
двухуровневой подготовки
экономистов в университете
позволит подготовить кадры как для
практической деятельности,
устойчивые к перепадам рыночного
спроса, так и для академической и
отраслевой науки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры