издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По рыночному сценарию

По
рыночному сценарию
живет и
работает коллектив
Восточно-Сибирской магистрали,
отметивший в прошлом году свой
столетний юбилей

Стальным
магистралям посвятили свои жизни
тысячи добрых, умных и преданных
профессии людей. Многие из них
"родились на дороге", выросли
на ней и состарились. Их нелегкую
вахту продолжают дети и внуки.
Поддерживая традиции дедов и отцов,
они воплощают новые идеи обширной
реформаторской программы в
условиях нового экономического
уклада.

О том,
насколько им это удается, мы
попросили поделиться зам.
начальника ВСЖД Александра
СУХАРЕВА.


Александр Николаевич, в канун
100-летнего юбилея начальник дороги
Геннадий Комаров сказал, что ВСЖД
имеет настолько крепкую базу
основных фондов, что, даже если
вокруг все остановится, на ней
будет продолжаться движение.
Сохранился ли этот запас прочности?
Чем был характерен в жизни
коллектива прошедший год?

— Начну с
того, что любая дорога вне
деятельности
предприятий-перевозчиков —
нонсенс. И наш запас прочности во
многом зависит от того, как
крутится колесо, то есть от
грузооборота. Нынче мы на семь
процентов стали грузить больше. Это
говорит о том, что в регионе
несколько оживилась деятельность
предприятий. Кстати, не без нашей
помощи, так как мы всячески
стараемся своих партнеров
поддержать. Два года не повышаем
тарифов. Больше того, на местные
перевозки многим предоставлены
льготные тарифы, в т.ч. по
перевозкам древесины,
пиломатериалов,
целлюлозно-бумажной продукции.

Во-вторых,
чтобы дороге выжить в современных
рыночных условиях, мы в свое время
взялись за ее реформирование.
Сегодня можно сказать, что эта
задача выполнена. ВСЖД — это
единственная дорога на сети,
перешедшая на безотделенческую
структуру управления. Этим мы
сосредоточили организацию
движения поездов из одного места —
центра управления перевозками.
Находясь в Иркутске, поездной
диспетчер управляет движением от
Тайшета до Наушек и Чары. Это дало
возможность высвободить людские
ресурсы и затратные технологии,
которые требовали значительных
вложений, связанных с ремонтами.

Таким
образом, мы сумели значительно (на
22%) повысить производительность
труда, более грамотно направлять и
контролировать те или иные
процессы реформирования, без
излишней суеты продолжить
структурную перестройку.

— Многие,
в том числе и в МПС, настойчиво
ведут речь о децентрализации на
транспорте. В чем суть расчленения
единого железнодорожного
комплекса?

— Речь идет о
создании частных компаний:
пассажирской, пригородной и т.д.

Не секрет,
что пассажирские и пригородные
перевозки убыточны и содержатся за
счет грузовых. К примеру, за шесть
месяцев убытки дороги по этим
перевозкам составили 77,2 млн.
рублей. Cкажите, почему
грузоперевозчик должен их
дотировать? Вот мы и занялись
поисками вариантов выхода из этого
положения. Кое-какие наработки по
созданию пассажирской компании уже
имеются. Думаю, к концу года мы ее
создадим, хотя проблем не мало — и с
вокзалами, и с депо по ремонту
вагонов. А главное, чтобы не
получилось так, что мы ее создадим,
вычленим за пределы основной
деятельности, и она тут же прикажет
долго жить. Короче, позиция
руководства дороги в плане
реформирования совпадает с
позицией МПС, но мы за то, чтобы это
проходило взвешенно, не по шаблону.

— За
всеми этими реформами,
структурными преобразованиями
закрытие предприятий, сокращение
штатов. Как к этому относятся в
коллективах?

— С
пониманием. Реформируя
производство, мы решаем две
проблемы — экономическую и
социальную, связанную с занятостью.
Высвобождающихся переводим как бы
в другие сферы деятельности. У нас
большая программа по созданию
рабочих мест. В Нижнеудинске
пустили вагоноремонтный завод, там
сегодня трудятся около 400 человек. В
Слюдянском вагонном депо создали
базу по ремонту дрезин, дизельной
техники. На базе локомотивного депо
Иркутск-сортировочный открыли цех
по ремонту путевой техники. В
Вихоревке реконструировали
локомотивное депо по капитальному
ремонту электричек и т.д.

Руководство
дороги делает все возможное, чтобы
сохранить кадры, обеспечить
железнодорожникам и их семьям
социальные льготы и гарантии. Мы
стабильно и своевременно стали
выплачивать зарплату, а с декабря
платим ее в виде аванса, за месяц
последующий. К примеру, сейчас люди
получили за август. Средняя
зарплата в перевозках сегодня
составляет 2,5 тысячи рублей. Деньги,
конечно, небольшие, но, выплачивая
их вперед, мы как бы смягчаем
инфляционный удар по работнику.

— В
прежние годы дорога много строила
жилья, социальных объектов. А как
сегодня?

— Из-за
отсутствия финансирования
жилищная программа, считай,
свернута. Ведется небольшое
строительство под ротацию кадров и
по программе переселения северян.
Строим дома в Тайшете, Зиме,
Слюдянке, Улан-Удэ — всего 87 квартир
планируем ввести нынче.

Мы сохранили
на дороге медицинские учреждения,
развиваем оздоровительную базу —
имеем полдесятка профилакториев,
детские летние лагеря. Все дети
наших работников обеспечены
садиками, школами, больницами.
Другими словами, делаем все, чтобы
человек имел возможность не только
хорошо трудиться, но и нормально
отдохнуть.

— Ну и в
заключение несколько слов о том,
как пройдет праздник на дороге?


Традиционно. Будут торжественные
собрания, чествования передовиков
производства, награждения
победителей грамотами и
ведомственными знаками, концерты,
массовые гуляния в ДК, садах и
парках.

Пользуясь
случаем, хочу пожелать коллективам
железнодорожников, их семьям и
всем, кто пользуется нашими
услугами, уверенности в завтрашнем
дне, крепкого здоровья и новых
дорог. С праздником, друзья!


Коллектив "Восточки"
присоединяется к этим
замечательным словам, желает
успехов труженикам стальных
магистралей и веры в лучшее завтра.

— Спасибо.

Беседу вел Александр
АНТОНЕНКО

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры