издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бе-200 над Парижем

  • Автор: Николай ВОЛКОВ, "Восточно-Сибирская правда"

Бе-200
над Парижем

В этом году
празднование Дня Воздушного Флота
совпадает с 65-летием Иркутского
авиазавода. За это время в его цехах
освоен выпуск более двух десятков
отличных боевых самолетов, которые
серийно собирались здесь и на
других предприятиях. Истребители,
дальние бомбардировщики с маркой
ИАПО участвовали в боях на
Халхин-голе, в небе Испании,
неоценимый вклад они внесли в
разгром фашистской Германии.
Современные и еще недавнего
прошлого крылатые машины с берегов
Ангары эксплуатируются в двадцати
странах мира (военно-транспортные,
МИГи и "сушки"). Они надежно
защищают границы нашего Отечества
и утверждают престиж российского
авиастроения.

Текущий год для
коллектива ИАПО знаменательный,
своего рода стартовый в XXI век. О
том, какими событиями он отмечен,
наша беседа с техническим
директором, кандидатом технических
наук Александром ВЕПРЕВЫМ.

— Без
преувеличения можно сказать, что
самыми запоминающимися и
вселяющими надежду на перспективу
явились полеты двух уникальных
машин — Су-30 МК и Бе-200 на авиасалоне
в Ле Бурже. Эти самолеты мы
(делегация из десяти специалистов)
представляли вместе с ОКБ Сухого и
Бериева. В салоне было представлено
110 образцов авиационной техники, из
них 21 с индексом "новинка",
которые впервые демонстрировались
в Париже. Семь летательных
аппаратов были отмечены особо, и
среди них наш многоцелевой
самолет-амфибия Бе-200. Жаль, что
полностью не показал свои
технические возможности
признанный лидер последних
авиасалонов
истребитель-бомбардировщик Су-30 МК.
Неожиданно для разработчиков и
многочисленных зрителей при
выполнении сложнейшей программы
показательных полетов он потерпел
аварию.


Александр Алексеевич, в тот момент
вы с товарищами находились на
аэродроме. Как вы оцениваете
случившееся — гибель самолета на
глазах восторженной публики и
специалистов из разных стран?

— Прежде
всего хочу заметить, что авиасалон
в Ле Бурже на пороге третьего
тысячелетия обеднел без
демонстрационных полетов Су-30 с его
головокружительными фигурами в
небе. На последних авиасалонах,
выставках вооружений в Англии,
Индии, Абу Даби (Арабские эмираты)
да и во Франции зрители любуются
высшим пилотажем "сушек", их
удивительными возможностями в
воздухе. Однако уже традиционные
фигуры "колокол", "кобра",
плоский штопор, которые выделывают
наши летчики на Су-30, это не
спортивные трюки, а демонстрация
маневра в воздушном бою,
способности нести колоссальные
перегрузки. Взлетный вес машины без
малого 27 тонн.

Су-30 МК — это
по существу новая машина, самолет
четвертого поколения, впитавший в
себя все лучшее от своих
предшественников. К тому же он еще
серийно не выпускается, а только
осваивает совершенно неизведанные
области аэродинамики, поэтому его
маневры рискованны. До отправки
"сушки" в Ле Бурже он прошел
зачетные полеты в подмосковном
Жуковском. Программу показательных
выступлений заложили архисложную
да еще сократили полеты на две
минуты. Летчики и руководители
полетов не подстраховались, может
быть, не учли человеческий фактор.
Машина снизилась до опасной черты,
коснулась "хвостом" (левым
двигателем) земли и, взмыв на
небольшую высоту, загорелась. К
счастью, летчики-испытатели успели
катапультироваться, остались целы
и невредимы.

— Как
отнеслись к случившемуся
организаторы авиасалона и другие
эксперты?

— Это
трагическое происшествие не
вызвало у французских властей
негативного отношения к нам. Они
относились по-прежнему
доброжелательно, с сочувствием,
разрешили вывезти останки самолета
в Москву, ведь некоторые узлы и
системы можно еще использовать.
Специальная комиссия даст
окончательную оценку причинам
аварии.

— Не
повлияет ли это на заключенные
контракты по поставкам "сушек"
за рубеж и не подорвет ли доверие к
ним?

— На
авиасалоне присутствовали
представители индийских ВВС,
которые спокойно восприняли этот
инцидент, понимая, что при освоении
опытных машин всегда есть доля
риска. Су-30 МК не серийный, а опытный
образец, на котором ведутся
серьезные доработки, модернизация.

В настоящее
время ИАПО совместно с ОКБ Сухого и
"Русская авионика" наметили
целевую программу модернизации
самолетов тактической авиации Су-27
УБК, Су-30 К, выпускаемых серийно.
Унифицированный подход позволит не
только сократить объемы
финансирования, сроки испытаний, но
и затраты на производство и
эксплуатацию. Это наиболее
эффективный путь повышения боевых
возможностей ВВС России и
экспортных поставок авиатехники.
Для ИАПО это солидная загрузка
производственных мощностей наряду
с освоением новых самолетов.
Изготовление Су-30 МК велось на
индийские деньги, в рамках
контракта с нами. Значит, и
страховая сумма пойдет в общую
"копилку". Конечно,
объединение понесло потери. Но
главное — наши договоренности
остаются в силе, мы выполняем
основной и дополнительный заказы
на поставку в Индию самолетов Су-30.
По количеству их и срокам отправки
условия точно выдерживаются.


Надеюсь, у читателей теперь
сложилось полное впечатление о
ваших "сушках". Но не меньший
интерес вызывает и многоцелевой
Бе-200, которого ждут во многих
частях света. Наконец-то его
увидели в небе Парижа. И какие
отзывы?

— К нему
проявлено пристальное внимание,
потому что по своим функциональным
особенностям он не имеем себе
равных. В апреле первая машина была
отправлена в Таганрог (база ОКБ
имени Бериева) для летных
испытаний. Не доведя их до конца,
Бе-200 снарядили в Ле Бурже, где он
вызвал интригующее любопытство в
своем классе самолетов. На
аэродроме его заправили водой.
Совершая показательные полеты
крылатая амфибия сбросила дождем
шесть тонн, установив "иркутскую
погоду" на авиасалоне. Затем на
земле каждый желающий мог
заглянуть в салон, в кабину,
поинтересоваться у гидов
(инженеров ИАПО) его техническими
характеристиками. Мировая
авиационная элита встретила
российский Бе-200 с восторгом. Его
премьера, на мой взгляд, прошла в
небе Парижа успешно.

— В чем
его привлекательность, отличие от
иных гражданских машин, которыми не
удивишь западный мир?

— Прежде
всего широкий диапазон
использования. Это самолет-трудяга.
Он не заменим при тушении лесных
пожаров, при патрулировании
морских границ, может быть
спасателем на море. Одновременно
может использоваться как
грузопассажирский — на 72
комфортных места. То есть на его
основе легко собрать несколько
моделей самолетов разного
назначения. На выставке был
представлен подобный образец фирмы
"Канадиер", но значительно
уступающий нашему по своим
техническим характеристикам.

— Кто
проявил интерес к Бе-200 и что нужно
сделать, чтобы скорее выйти на
мировой рынок?

— От лесных
пожаров страдают не только в
Сибири, на Дальнем Востоке, но и в
Западной Европе, в странах
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Очень понравилась машина
итальянцам, они намеревались
закупить подобные в Канаде (СЛ-415),
которые тоже демонстрировались в
Ле Бурже. Мы спутали фирме все
карты: Италия готова уже в этом году
заказать партию Бе-200, помочь в
ускорении испытаний. Что мешает
реализации столь привлекательных
предложений, которые поступают из
Франции, Греции, Израиля, Малайзии?
Надо скорее получить европейский
сертификат, соответствующий
международным требованиям полетов
и их безопасности.

С этой целью
ставим задачу ускорения летных
испытаний по программе ОКБ
(воздушные заканчиваются, водные
впереди). Сейчас в заводских цехах
форсируем сборку второго самолета,
на который перенесем часть летных
испытаний. И уже запускаем Бе-200 в
серийное производство. При острой
нехватке финансирования
рассчитываем на поддержку
областной администрации, МЧС, в
распоряжение которого поступят
первые семь машин. Рассчитываем
получить сертификат в первом
полугодии 2001 года.

Весь
предстоящий период будет очень
напряженным для коллектива. Объемы
работ на будущий год должны резко
возрасти за счет экспортного
оборонного заказа, а также
форсирования Бе-200. С октября
нынешнего года ИАПО перейдет на
пятидневную рабочую неделю, а
отдельные участки, подразделения
будут работать в уплотненном
режиме.

— В эти
дни августа будет проходить
Московский авиакосмический салон
(МАКС-99). С какими экспонатами вы
хотите в нем участвовать?

— По итогам
выставки своих самолетов в Ле Бурже
мы сделали определенные выводы,
внесли коррективы в рекламную
деятельность. Будем стремиться
показать ИАПО как производителя
высококачественной авиационной
техники, обладающего новейшими
технологиями, и выходить на
кооперацию с зарубежными фирмами.
На МАКС-99 представим Бе-200 и Су-30 (с
модернизированной системой
вооружения). Даже в гибели
истребителя в Ле Бурже есть
положительные факторы: системы
аварийного спасения пилотов,
сброса фонаря, катапультирования
сработали на "отлично". И
подготовка самих летчиков
оказалась на высоте. Таким образом,
и в экстремальной ситуации машина и
пилоты проявили свои лучшие
качества. Не грех снова их показать
знатокам и любителям авиации.

— А чем
встречают свой праздник
авиастроители у себя дома, в
трудовом коллективе?

— Проблем много. В
сложных финансово-экономических
условиях продолжается создание
новой авиатехники. Главными
задачами остаются финансовая
стабилизация и наращивание
производственного потенциала
объединения.

Наряду с
осуществлением перспективных
проблем, решаем и каждодневные: до
месяца сократили задержки в выдаче
зарплаты, индексируем ее в
соответствии с ростом инфляции. За
подъем в небо Бе-200 многие работники
отмечены денежными премиями,
почетными грамотами. В праздничном
приказе наиболее отличившимся
присвоены звания "Заслуженный
работник завода", "Отличник
качества". Среди них —
слесарь-доводчик Александр
Васильев, сборщик-клепальщик
Валентин Шеметов, начальник КБ
Альберт Чернов и другие (всего 142
работника).

По
заведенной традиции, на выходные с
семьями выезжаем на базу отдыха, в
микрорайоне авиастроителей
состоятся концерты художественной
самодеятельности, спортивные
соревнования и массовые гуляния.

Впереди у нас
трудные испытания, заманчивые
перспективы. Своими усилиями мы
вполне можем подтвердить солидную
марку мирового авиапредприятия.

С праздником,
друзья! Успешных вам полетов!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры