издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога длиною в три года

  • Автор: Николай ВОЛКОВ, "Восточно-Сибирская правда"

Дорога
длиною в три года

Ровно три
года действует в одной
экономической связке Иркутский и
Уральский алюминиевые заводы.
Открытое акционерное общество
"Сибирско-Уральская алюминиевая
компания" (СУАЛ) — первое в России
предприятие, созданное путем
слияния капиталов крупных
товаропроизводителей. Это
результат усилий большого
коллектива единомышленников,
верящих, по словам генерального
директора Виктора Вексельберга, в
эффективность рыночной экономики.

Оба завода,
хотя они и находятся на огромном
расстоянии, с давними
производственными связями. С
первых дней ИркАЗ получал с Урала
основное сырье — глинозем, на пуске
его цехов работали
специалисты-металлурги оттуда.

Так совпало,
что в сентябре этого года партнерам
из Каменска-Уральска исполнилось
шестьдесят. Накануне войны там
выплавили первый алюминий. И все
тяжелые военные годы УАЗ оставался
единственным поставщиком
серебристого металла для авиации,
днем и ночью работал на Победу, за
что был удостоен высшей
государственной награды.

У ИркАЗа
завидная судьба. Своим рождением он
обязан уникальным мощностям
Иркутской, Братской и Усть-Илимской
ГЭС, турбины которых крутит могучий
Байкал. Его особенность и в том, что
здесь, в двадцати километрах от
Иркутска, была объявлена первая
ударная комсомольская стройка. За
шесть лет юноши и девушки со всей
страны построили самый большой по
тем временам алюминиевый завод и
красавец-город.

Сегодня
ИркАЗ-СУАЛ завоевал отличную
репутацию на мировом рынке
благодаря признанному
профессионализму своих рабочих и
специалистов. Престиж компании
очень высок, ее продукцию охотно
покупают в десятках стран мира.
Успехи обоих заводов отмечены
целым рядом международных призов.

Что же дает
скоординированное управление
двумя огромными предприятиями?
Прежде всего, стабильные объемы
производства. Показателен в этом
отношении прошлый год. Только за
счет интенсификации производства,
без ввода дополнительных мощностей
выплавлено 338 тысяч тонн алюминия,
что на 2,4 процента выше предыдущего.
Достигнута заметная прибавка
балансовой прибыли, что позволяет
решать вопросы реконструкции
основных цехов, совершенствовать
очистку вредных газов и вкладывать
средства в развитие сырьевой базы,
улучшение социальных условий жизни
заводчан.

Отличительной
особенностью ИркАЗа-СУАЛа является
и то, что он в числе первых
предприятий был приватизирован, и в
нем нет доли госсобственности. За
весь период после акционирования
не было никаких конфликтов,
недоразумений. Среди крупнейших
акционеров СУАЛа значится компания
"Ренова", владеющая акциями в
размере около 30 процентов этого
предприятия. Она же выступила
инвестором, выкупив пакет акций
Иркутского завода на
инвестиционных торгах, и затем
вложив 37,5 млн. долларов в
реконструкцию основных цехов,
улучшение экологической
обстановки и соцсферу.

На заводе
планомерно осуществляется
программа технического
перевооружения. Только с начала
этого года затрачено на эти цели
около 90 млн. рублей. На ИркАЗе-СУАЛе
совместно с германскими
специалистам, используя их
оборудование, нынче намечен ввод
второй очереди цеха анодной массы с
линией сухого смешения и
брикетирования. Эта разработка,
считающаяся ноу-хау, позволит резко
уменьшить вредные выбросы в
атмосферу и облегчить условия
труда металлургов. Продолжается
модернизация оборудования
преобразовательной подстанции,
завершается расширение подъездной
железнодорожной станции
Алюминиевая. В перспективе
намечается расширить
литейно-прокатное отделение, в
котором будет смонтирован
прокатный стан нового поколения по
изготовлению алюминиевой полосы.
Совместно с АО "СибВАМИ"
ведется подготовка ТЭО по
строительству электролизных
корпусов пятой серии.

Оба завода
СУАЛа в числе немногих в России
работают на собственном,
отечественном, сырье — уральском
глиноземе (на внутреннем толлинге).
Это дает немалые преимущества
перед родственными предприятиями,
которые целиком зависят от
поставщиков давальческого сырья и
не распоряжаются выработанной
продукцией.

Свою
независимую позицию руководители
СУАЛа настойчиво воплощают в жизнь,
вкладывая немалые деньги в
освоение Средне-Тиманского
месторождения бокситов в
Республике Коми. Там уже действует
рудник, создано дочернее
предприятие, которое в 1998 году
поставила ИркАЗу более 53 тысяч тонн
глинозема. Тяжелой проблемой для
наращивания объемов добычи
бокситов остается прокладка в
глубинку железной дороги,
требующая огромных
капиталовложений.

СУАЛ
располагает солидными мощностями
по производству кристаллического
кремния, которые, к сожалению, пока
не загружены полностью. Но сырьевая
база для них с каждым годом
укрепляется, ОАО "Черемшанский
кварцит", находящийся в Бурятии,
претерпел существенные изменения,
создающие хороший задел на будущее.

Среди
надежных партнеров алюминиевой
компании — Новосибирский
электродный завод, а с недавних пор
— и Коршуновский ГОК на севере
Иркутской области.

Одна из
первых в России интегрированных
компаний СУАЛ за сравнительно
короткий срок добилась ощутимых
результатов в своей деятельности. У
обоих заводов — Уральского и
Иркутского — экономические и
финансовые показатели в прошлом и
текущем годах — лучшие в их истории.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры