издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Съемки "железной фрау"

Съемки
"железной фрау"

Подруга Гитлера Лени Рифеншталь
снимает новый фильм

Лени
Рифеншталь опять снимает кино.
Известие об этом замечательно по
двум причинам: во-первых, режиссеру
в 2002 году исполнится 100 лет,
во-вторых, начало съемок почти
совпало с 80-летием нацизма. 24
февраля 1920 года в Германии
малоизвестная Немецкая партия была
переименована в
Национал-социалистическую рабочую
партию Германии, в которой Лени
никогда не состояла, но к которой
имела самое прямое отношение. Лени
Рифеншталь — главный пропагандист
Гитлера, "аморальная железная
фрау", снимавшая гениальные
нацистские кинохроники. Ее имя
звучало как ругательство в
киношколах всего мира, фильмы
запрещались к показу. И вот она
снова снимает, отказываясь
сообщать общественности, что это
будет за лента.

Дочь
немецкого промышленника Берта,
Елена Амалия Рифеншталь начинала
как танцовщица, в 20-х годах она
снимается в кино и становится
звездой. В начале 30-х у нее появился
друг, молодой писатель, которого
критика называла "поверхностным
и бесперспективным". Как-то,
прожив шесть недель у нее дома, он
написал роман о войне "На
Западном фронте без перемен".
Через несколько лет его книги
станут жечь на площадях, а его
подруга станет любимицей Гитлера.

Еще до
прихода фюрера к власти Лени
побывала на одном из его митингов и,
потрясенная его речью, написала ему
письмо. Ответ пришел быстро, и они
встретились — Гитлер был ее
поклонником. В 1934 году она уже сняла
фильм "Триумф воли" о
партийном съезде нацистов в
Нюрнберге. В следующем году он
получил приз Венецианского
кинофестиваля, хотя сама
Рифеншталь была им недовольна.
Фильм был полон общих планов — как
писала в своих дневниках Лени, ее
ужаснул вид делегатов, "их
животы, плохо сидящие мундиры,
чудовищные морды", и ей это
казалось отвратительным. В
следующем году она сняла "Наш
вермахт" — кинопесню
милитаризма. Наконец, в 1936 году она
сняла почти четырехчасовой фильм
"Олимпия" — летопись Олимпиады
1936 года в Берлине, самый мощный
проект в истории документального
кино. Подсчитано, что перед
зрителями проходит полтора
миллиона персонажей. "Олимпия"
с ее культом мужского тела
пронизана ницшеанским духом —
пятиборцы в военной форме,
блондины-чемпионы, мужчины — воины
и поработители. Верх нацистского
искусства, стремящегося назад, к
античности.

Премьера
фильма состоялась в день рождения
Гитлера. Лени снова получила приз в
Венеции — Кубок Муссолини.
Посмотрев фильм, Иосиф Сталин
прислал ей поздравительную
телеграмму. В 1938 году Лени повезла
"Олимпию" в США, но за океаном
триумф не состоялся из-за массового
бойкота американских киностудий и
прессы. Единственный встретившийся
с ней киномагнат Уолт Дисней потом
оправдывался перед прессой, что
понятия не имел, кто она такая,
"эта Рифеншталь". А Рифеншталь,
потеряв интерес к документалистике
за месяц до начала войны, занялась
игровым кино. Правда, и в игровом
фильме "Тифлад" она
использовала элементы хроники.

После войны,
когда Рифеншталь пыталась
перебраться из Германии к мужу в
Австрию, ее арестовали, отдали под
суд и поместили в ту же тюрьму, где
держали Германа Геринга. В июне 1945
года ее оправдал американский
трибунал, а затем вновь арестовали
французы, которые сначала
поместили ее под домашний арест в
своей зоне оккупации, а потом в дом
для душевнобольных во Фрайбурге. В
1947 году ее освободили, а еще через
два года сняли все обвинения,
запретив снимать кино и изъяв все
киноматериалы. А в 1948 году
Международный олимпийский комитет
наградил ее орденом за
"Олимпию", как за лучший фильм
о спорте.

Рифеншталь
стала фотографом. В 72 года она
уехала в Африку и месяцами жила
среди черных племен — ей привозили
новую пленку и забирали отснятую.
На снимках того периода изображены
обнаженные мужчины в боевой
раскраске. В 90 лет Лени вступила в
"Гринпис" и увлеклась
подводной съемкой. В 1993 году
режиссер Рэй Мюллер снял
"Удивительную и ужасную жизнь
Лени Рифеншталь" — трехчасовое
интервью с 81-летней подругой
Гитлера. Но до этого немецкая
киностудия, заказавшая этот фильм,
получила отказы от 18 режиссеров,
возмущенных идеей снимать
"нацистку". До сих пор ей не
могут простить прошлого. Год назад
все организации, представляющие
интересы жертв нацизма в Германии,
требовали от властей закрыть ее
фотовыставку в Гамбурге. В
Лос-Анджелесе показ ее работ
сопровождался антифашистскими
манифестациями под лозунгом "Нет
фашистской эстетике!" Похоже,
манифестанты самой выставки не
видели — на снимках не было ни
одного наци, только чернокожие
африканские друзья Лени.

И все же
времена меняются. В Гамбурге будут
снимать фильм — "критическое
переосмысление жизни и творчества
Лени". В Мюнхене уже экранизируют
мемуары фрау Рифеншталь. Фильм о
ней будут снимать в Голливуде, а
саму Лени сыграет Джоди Фостер. В
свои 97 Лени по-прежнему занимается
подводной съемкой и заявляет
журналистам: "В своей жизни я не
сделала ничего, чего я не хотела бы
делать, и ни от чего сделанного мной
я не собираюсь отказываться".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры