издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Человек, который победил

Человек,
который победил

Юлия КОРЫТНАЯ,
"Восточно-Сибирская правда"

Судьба изобразительного
искусства такова, что люди являются
поклонниками какого-либо
конкретного жанра или направления,
ценят живопись или графику, любят
творчество того или иного мастера
кисти, но очень редко знают
художника в лицо. Художников, порой
даже самых известных, не узнают на
улицах, не берут у них автографов,
не дарят цветов и подарков. Лица
мастеров — это их работы. Но теперь
у иркутян появилась возможность
увидеть, как выглядят их кумиры: в
галерее Лины Ермонтович
"Палитра" открылась выставка
автопортретов и портретов
иркутских художников.
Идея создания
выставки возникла у Лины
Ермонтович на выставке картин
Бориса Десяткина, когда
остановившись у его автопортрета,
она прочла название работы:
"Человек, который победил". И
тогда возникла мысль: пожалуй, речь
идет о победе над самим собой. Ведь
мир собственного творчества,
неважно — живопись это или графика,
для художника свят, и нужно иметь
очень большое мужество, чтобы
поместить самого себя, реального
человека, в этот мифический, полный
мечтаний и фантазий, святой мир. И,
по сути, выставка автопортретов и
портретов иркутских художников
собрала работы людей, победивших
страх перед самими собой. По словам
Влада Несынова, вернисаж получился
вполне столичным: и по подбору
работ, и по внешнему виду. И
действительно, в выставке
участвовали около тридцати
иркутских художников,
представивших пятьдесят восемь
автопортретов и портретов своих
коллег. Стили же живописных и
графических полотен радовали глаз
своим разнообразием: на выставке
можно было увидеть все — от
"махрового" реализма до
примитивизма и авангарда. Время
создания полотен тоже различно: от
40-х годов до октября текущего года.

Выставка
собиралась по крохам: из фондов и
запасников художников и из
коллекций частных лиц. Был при ее
создании и такой случай. У
иркутского художника Владимира
Голенева в наличии автопортрета не
было: он не писал подобные работы в
течение тридцати лет. И за
несколько дней до открытия
экспозиции художник создал
специально для нее
автопортрет,который, несмотря на
свои небольшие размеры,
притягивает посетителей вернисажа,
как магнит. Узнать на нем художника
довольно сложно, поскольку Голенев
пишет не в реалистической, а в
эксклюзивной,
философско-аллегорической,
мистической манере, но в картине
отражено самое главное:
человеческая светотень, хорошие и
дурные стороны натуры мастера.
Левая сторона лица на автопортрете
напомнила мне внешность
булгаковского Воланда: "один
глаз пустой, мертвый и черный с
золотой искрой на дне", а правая
сторона представляет собой просто
человеческое лицо, от которого
нельзя отделить страдания.
"Искусство — это всегда
сублемация, попытка заменить
реальную жизнь, — говорит художник,
— как раз об этом мой
автопортрет".

Те любители
изобразительного искусства,
которые пришли на открытие
выставки, смогли увидеть многих
художников не только на портретах,
но и воочию. И организаторы
выставки отмечали, что вернисаж
вряд ли состоялся бы, если бы
иркутяне не любили и не
поддерживали мастеров своего
родного города. А жена одного из
художников сказала об этом так:
"Как же их не любить! Ведь
художники — это дети!". И,
наверное, она права, поскольку
частица детства продолжает жить в
каждом взрослом человеке, и тем
более в художнике. И те, кто еще не
смог в этом убедиться, имеет шанс
это сделать — выставка
автопортретов и портретов
иркутских художников продлится до
28 октября.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер