издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Святитель земли иркутской

Святитель
земли иркутской

Татьяна
КРЮЧКОВА, зам. директора АЭМ
"Тальцы"

Десять лет
назад, 2 сентября 1990 года, в Иркутске
произошло событие, которое
несомненно попадет в Иркутскую
летопись: в город вернулись мощи
Святителя Иннокентия, первого
епископа иркутского, о судьбе
которых с 1921 года, когда они были
отправлены в Москву, ничего до
этого времени не было известно.
Мощи Святителя нашли в фондах
Ярославского
историко-архитектурного музея.
Иркутская святыня, на поклонение к
которой в XIX — начале XX вв. из многих
мест православной России шли и
ехали тысячи паломников, заняла
достойное место в Иркутском
Знаменском соборе.

Чудотворец
Иннокентий, в миру Иоанн Кульчицкий
(около 1680 — 27 ноября 1731), сыгравший
значительную роль в духовной и
культурном развитии сибирского
края, родился, как предполагают
исследователи его биографии, около
Киева. Образование получил в
Киевской духовной академии, а в
монашеский чин вступил в
Киево-Печерской лавре. В
тридцатилетнем возрасте был вызван
в Москву для преподавания в
Славяно-греко-латинской академии,
где вскоре стал префектом. В 1719 году
его перевели в Петербург, определив
обер-иеромонахом на флоте. В июле 1720
года именным указом Петра I был
назначен в Китай главой духовной
миссии. 4 марта 1721 года в Троицком
соборе Александро-Невской лавры в
присутствии Петра I Иннокентий был
посвящен в епископы. В 1722 году
Иннокентий со свитой приехал в
Иркутск, где его ждала
неожиданность: китайцы отказались
пропустить через границу такую
высокую духовную особу (до него
духовные миссии возглавляли
архимандриты). Несколько лет по
этому поводу велась переписка
между русским и китайским
правительствами, и в конце концов в
Китай поехал архимандрит Антоний
Платковский, а Иннокентий
Кульчицкий, пять лет ожидавший
разрешения этой проблемы, живя то в
Иркутске, то в Забайкалье, был
определен главой вновь
организованной Иркутской епархии.

На епископа
Иннокентия легло бремя организации
всех сторон жизни новой епархии,
приходилось решать множество
проблем. В числе его первых
распоряжений было благоустройство
"Монгольской школы",
открывшейся в Иркутском
Вознесенском монастыре в 1725 году, в
которой обучались переводчики
монгольского и китайского языков.
Иннокентий очень серьезно
относился к миссионерской
деятельности, считая проповедь
христианского учения среди местных
аборигенов (бурят и эвенков) одним
из главных дел. Строго следил за
нравственностью, осуждая факты
плохого поведения духовенства.
Отличался скромностью и
трудолюбием. Живя в Иркутском
Вознесенском монастыре, он вместе с
другими монахами косил сено, ловил
рыбу, сам шил обувь для учеников
школы. Иннокентий нес в себе
высокие нравственные качества
христианина, оставив глубокий след
в душах соприкасающихся с ним
людей.

У Иннокентия
было слабое здоровье, его часто
мучили сильные головные боли.
Суровые условия жизни, видимо,
подорвали его здоровье, и он умер в
возрасте около 50 лет. Похоронен был
в кирпичном склепе под алтарем
деревянной Тихвинской церкви в
Иркутском Вознесенском монастыре.
Через тридцать три года были
обретены его мощи. В 1764 году при
ремонте Тихвинской церкви было
вскрыто его захоронение и
обнаружено, что тело, одежда, а
также бархат на гробе оказались
нетленными.

В 1783 году
случился пожар в Вознесенском
монастыре. О нем написано в
фамильной летописи священников
Карамзиных, частично
опубликованной в книге П. Громова
"Начало христианства в
Иркутске": "11 июня, по полудни
часу в 4-м, монастырь Вознесенский
сгорел, а именно: кельи все, три
церкви — две каменные — снаружи и
внутри без остатку. При этом два
колокола истопились: великий страх
был… осталась одна церковь
Тихвинской Богородицы, где
архиерей погребен". Чудесное
спасение Тихвинской церкви,
поразившее иркутян, было отнесено к
чудотворениям Иннокентия, и его
почитание начинает расширяться.
Интересно, что здание Тихвинской
церкви простояло около 250 лет. Его
уничтожили в 30-е годы XX века. Это
редкий случай в сибирской
деревянной архитектуре: как
правило, деревянные храмы после
нескольких десятков лет заново
отстраивались или заменялись на
каменные.

1 декабря 1804
года Синод всенародно объявил о
причислении Иннокентия к лику
святых и установил 26 ноября днем
его памяти. 8 и 9 февраля 1805 года в
Иркутске проходили торжества
перенесения мощей Иннокентия в
соборную церковь Вознесенского
монастыря. В 1808 г. на средства купца
Николая Мыльникова сделана
серебряная рака для гробницы,
выполненная московскими мастерами,
стоившая, по фамильному преданию, 14
тысяч рублей.

Иннокентий
стал настоящим народным героем. На
поклонение его мощам приезжало
множество паломников. В XIX в. в
Вознесенском монастыре была
построена гостиница, которая
принимала в год несколько тысяч
странников. Мощи Святителя
обладали целительной силой, только
официально было записано более ста
случаев чудесного выздоровления
людей, обратившихся с молитвами к
святому. Иркутяне перед дальней
дорогой старались посетить
Вознесенский монастырь и попросить
защиты у своего небесного
покровителя.

В память
иркутского чудотворца было
построено значительное число
храмов. Уже 23 ноября 1806 года в
Михаило-Архангельской
(Харлампиевской) церкви на втором
этаже был освящен придел в честь
Иннокентия. В 1809 г. такой же придел
появился на первом этаже
Чудотворской (Прокопьевской)
церкви. В Иркутском Вознесенском
монастыре тоже был освящен
придельный храм 25 сентября 1813 г. в
Вознесенском соборе. В середине XIX
в. в Глазковском предместье была
выстроена церковь, где было два
придела, один из которых был
посвящен чудотворцам Николе и
Иннокентию (освящен 20 сентября 1859
г.). В центре городе на бывшей
Тихвинской площади в честь
иркутского Святителя была
выстроена часовня, поставленная на
месте дома Елезовых, где, по
преданию, неоднократно
останавливался епископ Иннокентий,
приезжая в Иркутск из
Вознесенского монастыря. Кроме них
в 90-е годы XIX столетия в новом
кафедральном Казанском соборе, на
правых хорах, и в Казанской церкви
(в Рабочем предместье) были
освящены придельные
Иннокентиевские храмы.

Церкви в
честь Иннокентия ставились не
только на сибирских землях. В
Московском Златоустовском
монастыре иждивением тульского
купца Д.П. Шапошникова в 1821 году был
устроен Иннокентиевский
придельный храм, возобновленный в
1869 году с помощью А.К. Трапезникова
и других иркутян, проживающих в
Москве.

На
знаменитой святой земле Афонского
полуострова, находящегося в
Эгейском море, в русском
Андреевском скиту в начале XX века
была церковь во имя Святителя
Иннокентия, епископа Иркутского.

В 1921 году
мощи Иннокентия Кульчицкого были
публично "разоблачены" и 21
марта отправлены поездом в Москву.
В Москве чекист Селантьев,
сопровождавший ящик с мощами, сдал
его под расписку Шифману, директору
выставки по охране здоровья,
которая работала в здании на
Петровке, 14. В 1939 г. мощи Иннокентия
были привезены в Ярославль, где
более 50 лет хранились в запасниках
историко-архитектурного
музея-заповедника под названием
"Сибирская мумия".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры