издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без вины виноватые

Без
вины виноватые

Пассажиры зачастую обвиняют
железнодорожников чуть ли не во
всех смертных грехах. Но всегда ли
именно МПС несет ответственность
за неудобства и проблемы, связанные
с путешествиями по рельсам и
шпалам?

Вот что
говорит по этому поводу "главный
виновник" министр путей
сообщения России Николай
Аксененко: "Мы делаем все
возможное, чтобы российские
железные дороги функционировали
без перебоев и на должном уровне, а
наши пассажиры чувствовали себя
комфортно. Конечно, и у нас бывают
ошибки. Но разве мы можем отвечать
за все, что происходит в нашей
современной действительности? Не
можем мы быть исключением из всех
проблем, существующих в стране".

Наверное, ни
для кого не секрет, что российская
экономика еще очень далека от
совершенства. И правила игры здесь
придумали не железнодорожники,
хотя им, как и всем остальным,
приходится играть именно по этим
ныне действующим правилам, плохи
они или хороши.

Но так уж у
нас издавна повелось, что во всем
виноват стрелочник. Так уж устроен
наш российский менталитет, что
всегда и везде нужно найти козла
отпущения. А железнодорожники
очень часто прекрасно подходят на
роль "крайнего", и именно на их
головы обрушивается праведный
народный гнев. Поднялись цены на
проезд — их вина, не досталось
кому-то билета — опять же МПС
оплошало, увеличились интервалы
между поездами, отменили
какую-нибудь электричку — значит, в
Министерстве путей сообщения плохо
работают, не могут обеспечить
нормальное движение транспорта.
Вроде бы претензии пассажиров
вполне логичны, но насколько
справедливы эти обвинения, если
непредвзято подойти ко всем этим
проблемам?

Вспомним, к
примеру, типичную ситуацию с
отъездом отдыхающих с южных
курортов в конце лета, перед самым
началом учебы. Знают же люди, что
именно на этот период приходится
пик отъезда отдыхающих. Знать-то
знают, но не все делают
соответствующие выводы, откладывая
покупку обратных билетов чуть ли не
на последний день. Именно эти
беспечные курортники толпятся
потом у касс и ругают МПС на чем
свет стоит. Но зачем перекладывать
с больной головы на здоровую?

Например,
многие зарубежные турагентства
часто вообще отказывают своим
клиентам в услугах, если те сразу не
приобретают обратные билеты.
Отказывают и правильно делают,
потому что знают, что, если турист
по каким-либо причинам не сможет
вернуться домой в положенный срок,
то на них же и спустит потом всех
собак, да еще и по судам затаскает. У
нас же большинство граждан
отдыхают "дикарями" и,
отправляясь на отдых, порой сами не
знают, когда вернутся домой. Короче,
едут на авось: как с погодой
сложится да как на новом месте
понравится. Все это, конечно,
замечательно, но при чем здесь
железнодорожники? Ведь, чтобы
обеспечить всех желающих уехать с
юга в последние летние деньки, МПС
пришлось бы круглый год содержать
целый парк вагонов, которые
выходили бы на рельсы лишь в этот
критический период. Говорить о
нецелесообразности этого,
думается, излишне. А чтобы
избавиться от лишних хлопот,
всего-то и надо просто вовремя
приобрести обратный билет.

К счастью
железнодорожников, конец лета
бывает только раз в году, но есть у
них проблемы и похлеще. Например,
сколько негодования вызывает у
пассажиров подорожание цен на
билеты! Впрочем, это неудивительно —
ведь любое, даже незначительное их
увеличение серьезно бьет по
карману тех, кому каждый день
приходится пользоваться
электричкой, добираясь на работу
или к месту учебы. Удивительно
другое — то, что вину за рост
стоимости проезда всегда возлагают
исключительно на
железнодорожников. Так случилось и
с последними повышениями, когда в
начале осени этого года цены на
проезд в пригородных электричках и
поездах дальнего следования
выросли на 20 процентов. Однако
вопреки убеждениям многих
пассажиров это подорожание не
принесло железнодорожникам
"колоссальных прибылей".
Наоборот, пассажирские перевозки
по-прежнему остаются для них
убыточными.

Возьмем для
примера Московскую железную
дорогу, которая является
крупнейшим в России перевозчиком
пригородных пассажиров (ее доля в
общем объеме перевозок составляет
43 проц.).

Только в 1999
году она потеряла на пассажирских
перевозках 2,6 миллиарда рублей. В
этом году, по оценкам специалистов,
эти убытки составят уже 3,5
миллиарда. При этом с повышением
стоимости проезда в электричках
железнодорожникам удастся
сэкономить всего 35 миллионов
рублей, то есть лишь десятую часть
от ожидаемых убытков. Вот и
посчитайте, во сколько раз надо
повысить цены на билеты, чтобы они
хотя бы окупались.

Но отнюдь не
железнодорожники виновны в этом. За
увеличение стоимости проезда в
электричках пассажиры должны
благодарить прежде всего
губернаторов, которые решили таким
образом отдать долги МПС. То есть
расплатиться за счет пассажиров. В
марте 1995 года между МЖД и девятью
субъектами РФ, которые обслуживают
московские железнодорожники, было
подписано генеральное соглашение,
позволившее губернаторам влиять на
согласование расписания, отменять
электрички или назначать
дополнительные рейсы, а также
понижать или повышать стоимость
проезда. Разумеется, местные власти
этим активно пользовались,
особенно когда дело доходило до
выборов. Дополнительная
электричка, увеличение числа
льготников и снижение цен на билеты
стали эффективным способом влияния
на электорат. Однако при этом
власти забывали компенсировать
железнодорожниками свои
нововведения. А один из самых
низких уровней возмещения убытков,
как это ни странно, в далеко не
самой бедной Московской области. Он
составляет примерно 12 процентов.
Почему же пассажиры выдвигают свои
претензии Николаю Аксененко, а не
тому же Борису Громову?

А ведь
железнодорожники, несмотря на то,
что находятся в достаточно сложном
финансовом положении, делают
многое для удобства обиженных на
них пассажиров. На той же
Московской железной дороге за
последнее время благоустроены и
приведены в надлежащий вид 40
вокзалов, 47 павильонов, 70 платформ,
19 билетных касс. Реставрируются еще
несколько десятков объектов, в том
числе вокзалы в Рязани, Туле и
Александрове. Идет замена
коммуникаций, переоборудование
освещения подземных переходов и
платформ. На все эти цели
Московская железная дорога
выделила более 200 миллионов рублей.

А сколько
затрат понадобилось для подготовки
электричек к зиме! Впрочем, речь
здесь идет не столько о подготовке,
сколько о восстановлении. Обычно
после жарких летних месяцев вагоны
электричек напоминают настоящее
поле боя. Так в подмосковных
электричках с начала 2000 года было
разбито 39 тысяч квадратных метров
стекла и пропало почти 1,5 тысячи
электропечей, которые прихватили с
собой предприимчивые дачники.
Многие из них, кстати, потом и
жалуются на отсутствие должного
комфорта. Но ведь при таком
варварском отношении на него
никаких денег не напасешься.

Если
добавить к недокомпенсациям со
стороны губернаторов и затратам на
ремонт высокие налоги (которые МПС,
кстати, в отличие от многих платит
исправно), а также постоянный рост
цен на топливо и электроэнергию,
стоит ли удивляться сокращению
числа электричек и увеличению
интервалов в их расписании?
Конечно, это настоящее
"бедствие" для многих
пассажиров, однако им следует
знать, что "по вине" самих
железнодорожников отменяется лишь
незначительная часть электричек.
Это связано с переходом на так
называемое зимнее расписание, что
вполне обусловлено климатическими
условиями в нашей стране.
Большинство дачных хозяйств
погружается с конца осени в
"зимнюю спячку", а их хозяева
предпочитают более комфортные
городские квартиры. Соответственно
число пассажиров резко
сокращается, и нет никакой
необходимости гонять
"порожняком" такое же число
вагонов, как летом. Однако на период
школьных каникул и праздников
будут вводиться дополнительные
электрички. Такой подарок в этом
году железнодорожники решили
сделать пассажирам.

Что касается
всех остальных отмененных поездов,
то это опять же на совести господ
губернаторов. Регионы по существу
являются заказчиками перевозок, и
недоплаты с их стороны не могут не
привести к прорехам в
железнодорожном расписании. Но об
этом почему-то многие забывают. Вот
и оказываются порой
железнодорожники без вины
виноватыми.

Андрей
ИЛЬИН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное