издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Какая ты, "Золотая пряжка"?

Какая
ты, "Золотая пряжка"?

Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда"

В мае вышел
Указ Президента России о
праздновании в текущем году
100-летия Транссиба. По предложению
начальника Восточно- Сибирской
железной дороги А.И.Касьянова
управление ВСЖД, в рамках
президентской программы юбилейных
мероприятий, выпустило в свет книгу
о Кругобайкальской железной
дороге.

"Золотая
пряжка" Транссибирской
магистрали, "золотое звено"
Транссиба, легенда Транссиба — так
называют железную дорогу ручной
работы — Кругобайкалку.

Мир
торжественно отмечает 100-летие
Сибирской железной дороги в этом
году. Но лишь 12 сентября 1904г.
байкальская "пряжка" замкнула
в единый стальной пояс западную и
восточную ветви Транссиба. Всего-то
292 версты от Иркутска до Мысовой —
самый короткий фрагмент величайшей
дороги — оказались самыми трудными
на великом пути. В течение 3-х лет,
пока инженеры и рабочие со всего
мира киркой и динамитом
пробивались через отвесные скалы
Олхинского плато по береговой
кромке Байкала, экспрессы из Парижа
и Санкт-Петербурга во Владивосток
бороздили Священное море на пароме
"Байкал", который ради этого и
пришлось построить. Десятки
тоннелей, галерей, сотни виадуков,
мостов и труб были сооружены
вручную.

Это
уникальное место, памятник
инженерного искусства, архитектуры
и человеческого упрямства, давно
дожидалось писателя-исследователя.
Мысль написать книгу о
Кругобайкальской железной дороге
приходила в голову многим
краеведам, историкам, журналистам.
Но взялся за это дело и довел его до
конца архитектор — человек, для
которого Кругобайкалка стала
родным домом..

С Алексеем
Чертиловым, архитектором,
фотографом, краеведом и
специалистом в области сохранения
историко-культурного наследия, мы
познакомились благодаря КБЖД. Он
был моим первым экскурсоводом и
спутником. Мы прошли по шпалам
Кругобайкалки десятки километров.
Благодаря Алексею я полюбил и понял
эти места. Походы Алексея
Константиновича, который долгое
время работал в областном центре по
сохранению историко-культурного
наследия, носили профессиональный
характер. Спасти, сохранить, не дать
разграбить! Так понимал свои
служебные обязанности архитектор
Чертилов.

Эту же цель
преследовали материалы о КБЖД,
которые мы вместе с ним публиковали
в "Восточно-Сибирской правде".
Своеобразным апофеозом нашей
совместной работы стал
телевизионный сюжет "Памятник на
берегу", созданный по
предложению Алексея
Константиновича на телестудии ТВ
ВСП в 1997г, после того, как Чертилов,
я и телеоператор Петр Пинаев прошли
на катере вдоль Кругобайкалки от
порта Байкал до Слюдянки, засняв на
пленку наиболее примечательные
места.

И вот сегодня
Алексей Константинович принес в
редакцию книгу, о которой мы когда —
то мечтали.

"Кругобайкальская
железная дорога" —
альбом-путеводитель. Исторический
очерк, описание всех наиболее
значимых объектов, памятники
природы, ландшафты, карта-схема
КБЖД, фотопутешествие.

В книге
впервые опубликована карта-схема
КБЖД, позволяющая точно
ориентироваться и без труда найти
любой интересующий объект.

Подборка
иллюстраций (в книге их 200), включила
лучшие фото из богатого архива
автора, который изучал
Кругобайкалку в течение 15 лет с
рюкзаком на спине и фотоаппаратом в
руках. (Мы подсчитали, что если
сложить пройденные километры, то
получится расстояние, равное
дороге от Москвы до Иркутска). Сюда
же вошли 10 старинных открыток
начала прошлого века из частного
собрания С.И. Медведева.

Рассказывая,
как создавалась книга, Алексей
Константинович заявил, что не
справился бы с поставленной
задачей всего за три месяца, если бы
не помощь коллег и
единомышленников — коллекционера
С.Медведева, историка О.Ремезовой,
архитектора Е.Давыдовой, дизайнера
А.Дурасова, издателя журнала
"Земля Иркутская" А. Гаращенко,
директора института
"Иркутскжелдорпроект"
Н.Кузакова и ответственного за
выпуск Т. Гордиенко.

Автор, кроме
того, выражает признательность
творческому коллективу
издательского центра
"Артиздат" во главе с его
директором Сергеем Мурзиным.

Неоценимую
помощь при подготовке книги к
изданию оказал профессор ИрГТУ
А.Большаков, который согласился
выступить рецензентом.

Книга издана
по заказу и на средства управления
ВСЖД. Тираж, к сожалению, очень
небольшой, всего 5000 экз.
Дополнительные сведения можно
получить в дорожном центре
научно-технической информации
Восточно-Сибирской железной
дороги.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры