издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мазутный джинн в Китое

Мазутный
джинн в Китое

Георгий
КУЗНЕЦОВ,
"Восточно-Сибирская правда"

17 января на реке Китой, вблизи
Ангарска, прогремел мощный взрыв. В
образовавшуюся полынью спустились
водолазы.

Эта история,
печальная своими экологическими
последствиями, началась еще в
декабре, за 10 дней до Нового года,
когда под лед Китоя провалился
КамАЗ. В его кузове находилась
цистерна с несколькими (по разным
данным — от четырех до восьми)
тоннами топочного мазута. А 17
января грузовик наконец-то удалось
вытащить на берег. Правда, без
цистерны, которая осталась в реке…

Как и почему
это произошло? Как обстоят дела на
месте ЧП сегодня? Эти и другие
вопросы я задал по телефону
компетентным специалистам.

А.И. ВОРОН,
начальник управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям г. Ангарска:

КамАЗ
пытались вытащить тягачом сразу,
еще в декабре, пока он не вмерз.
Тросы порвались, вытащить не
смогли. В январе пытались выпилить
майну (прорубь) — лед очень толстый,
дело тяжело продвигалось.
Комиссией по чрезвычайным
ситуациям города Ангарска было
принято решение взорвать лед, чтобы
вытащить КамАЗ на берег. Взорвали.
Водолазы зацепили машину, начали
тащить. Но шофер говорил, что это
автозаправщик. Обманывал. Это
оказался бортовой грузовик, в кузов
которого была брошена цистерна и
даже не закреплена. Когда начали
тащить, она соскользнула и осталась
там. Уплыла. Если бы мы знали правду,
то доставали бы в первую очередь не
грузовик, а саму цистерну. Именно
она представляет опасность для
реки.

— На
фотографии я вижу, что КамАЗ весь в
мазуте…

— Конечно, он
будет в мазуте! 21 декабря, когда он
провалился, льдом сорвало крышку
люка цистерны, и мазут стал
вытекать в реку. Все, что всплывало,
мы с помощью спасателей, бойцов
спасательного отряда из
Усолья-Сибирского, вычерпывали
ведрами, носилками, выносили на
берег и там сжигали. Мы около двух
тонн, может быть, чуть меньше
выловили и сожгли. Сорванная крышка
люка до сих пор на берегу валяется…

— Вам
известно, кто, откуда и куда вез
мазут?

— Частный
предприниматель, фамилии у меня под
рукой нет. Судя по его рассказу,
загрузился он в Ангарской
нефтехимической компании и вез
топливо в Тайтурку, в ЖКХ.

***

А.Л.
МАЛЕВСКИЙ, и.о. руководителя
комитета природных ресурсов по
Иркутской области:

— Все было бы
иначе, если бы водитель сразу, как и
положено, сообщил о ЧП в нужные
инстанции. Но он пригнал откуда-то
трактор и пытался самостоятельно
вытащить на берег не до конца
провалившийся КамАЗ. Похоже, они
сорвали с цистерны оголовок, и
началась утечка мазута в реку, а
машина провалилась окончательно.
Нам об этом происшествии стало
известно только 28 декабря. Целая
неделя была упущена.


Местонахождение цистерны сегодня
известно?

— Да. Ее нашли
с помощью магнитометра примерно в
десяти метрах от места, где
провалился КамАЗ. Значит, опять
будут долбить лед, опускать
водолазов. Сейчас Ангарская
комиссия по чрезвычайным ситуациям
изучает случившееся и решает, как
вытащить цистерну на берег. Когда
все эти дела закончатся, начнется
выяснение: сколько на самом деле
было мазута, сколько его ушло в
реку, будет оценен ущерб,
определены конкретные виновники.
Не исключено, что они понесут не
административную, а уголовную
ответственность.

***

А.В. ПАВЛОВ,
заместитель начальника главного
управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям
Иркутской области:

— Комиссия по
ЧС города Ангарска на очередном
заседании приняла решение достать
емкость с мазутом. Определены
подрядные организации, которые эти
работы будут осуществлять. Сейчас
на месте работают специалисты
Иркутскгидромета, оценивают
ледовую обстановку после взрывов.
Экологи оценивают качество воды, ее
загрязненность мазутом.
Вырабатывается технология
извлечения бочки из реки. Сейчас
спешка уже не нужна. То, что могло
вытечь, скорее всего уже вытекло.
Задача — извлечь цистерну так,
чтобы не упустить в реку остатки
мазута, если они есть.

— Были ли, на
ваш вгляд, допущены ошибки при
извлечении КамАЗа. Можно ли было
достать цистерну до того, как из нее
вытечет мазут?

— Неверная
информация ведет к неверным
действиям. Если бы водитель сообщил
о ЧП сразу. Если бы он признался, что
это никакой не бензовоз, а грузовик
с цистерной в кузове, технология ее
извлечения, без сомнения, была бы
совсем иной. Может быть, тогда этот
случай остался бы заурядной
неприятностью, не превратился в ЧП.

***

Н.М. МОСКАЛЕВ,
начальник отдела госконтроля КПР:

— Сейчас идет
поиск подходящей техники для
подъема цистерны. Тяжелую не
выдерживает лед. У легкой
недостаточная грузоподъемность.
Надеюсь, что специалисты решат эту
проблему скоро.

— Каково
качество воды в реке? Много ли
фиксируется мазута?

— Последние
анализы показывают содержание в
воде нефтепродуктов в два с
небольшим раза больше предельно
допустимых концентраций.

***

Редакция
"ВСП" будет сообщать о
дальнейшем развитии событий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры