издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стареет дом - не старятся грехи

Реформа в жилищно-коммунальной сфере вышла, как говорится, на финишную прямую. За время ее проведения планировалось создать и детально расписать новые "правила игры" для новых правовых отношений в сфере ЖКХ с тем, чтобы, во-первых, сформировать тарифную политику, адекватную сущности коммунальной деятельности. Во-вторых, освободить бюджеты всех уровней от финансовой поддержки коммунальной сферы. И, в-третьих, предоставить потребителям услуг, то есть нам с вами, чистые и благоустроенные подъезды, бесперебойное снабжение теплом, электричеством, горячей и холодной водой и ... 100% плату за услуги.

О результатах этой реорганизации, сегодняшнем
состоянии дел в коммунальной сфере мы попросили рассказать
начальника Государственной жилищной
инспекции Иркутской области Виталия Ращупкина.

— Виталий Тихонович, как бы вы оценили сегодняшнюю
ситуацию в жилищно-коммунальной сфере Приангарья?

— Я бы назвал ее критической. Жилищное и
коммунальное хозяйство находится в запущенном
состоянии. Жилой фонд ветшает, надежность и
экологическая безопасность инженерных систем
снижается. Ремонты ведутся, в лучшем случае, по
возможности, в худшем — когда все начинает рушиться.
Не случайно президент Путин на совещании в Томске
заметил, что мы «проснулись на пороге коммунальной
катастрофы», и признал реформу в ЖКХ «важнейшей из
реформ нашей жизни».

— Тем более, что она декларирует и повышение
качества жилищно-коммунального обслуживания, и
обеспечение надежности и безопасности условий
проживания, и социальную защиту населения в оплате
за услуги. Интересно, какова цена вопроса этих
деклараций?

— Весьма высокая. В прошлом году на коммуналку ушло
боллее 2 млрд. руб. бюджетных средств. И «скушала» бы
она еще столько, поскольку руководители коммунальных
служб постоянно жалуются, что их финансируют на
30-40% от необходимых затрат. Да только у казны нет
средств, соизмеримых с такими аппетитами. Проблема
усугубляется огромной задолженностью, образовавшейся
в результате неплатежей потребителями всех уровней.

Между тем, износ коммунальной инфраструктуры
составляет уже более 60%, четверть основных фондов
отслужила свой срок полностью. Стоит ли удивляться,
что суммарные потери в одних только тепловых сетях
достигают 40 и более процентов от произведенной
тепловой энергии.

— По вашему, положение безвыходное?

— Вовсе нет. Чтобы изменить ситуацию, необходима
модернизация теплоисточников, ремонт и регулировка
тепловых сетей, что позволит в два-три раза поднять
эффективность потребления. При грамотной организации
проектов модернизации ЖКХ, инвестиции в него
окупятся незамедлительно. Пример тому Черемхово.
По нормам подпитка на городской ТЭЦ должна
составлять 280 кубических метров в час, в
действительности же она составляла 1100 — 1200
кубов. Четырехкратные перегрузки подпиточной водой
привели к тому, что теплоисточник уже работал на
пределе. Основательно обследовав теплотрассы, нашли
утечки, составили программу и поэтапно по ней
работают. Уже есть и результат: за прошлый
отопительный сезон только на уменьшении объемов
подпитки теплоцентрали удалось сэкономить 20 млн.
руб.

— Виталий Тихонович, модернизация сетей и
теплоисточников — дело первостепенной важности. Но не
менее злободневно и повышение эффективности
использования тепла. Между тем, даже малосведущий в
коммунальном хозяйстве обыватель возмущен
многочисленными нарушениями норм технической
эксплуатации жилого фонда: дырявыми крышами,
затопленными подвалами, разбитыми дверями и окнами
подъездов… Как вы на это реагируете?

— Правильно возмущается. Законодательство требует
оформления договорных отношений населения с
эксплуатационными жилищными организациями. Это
относится к тем, кто снимает квартиру, кто ею
владеет или ее арендует. К сожалению, заключение
договорных отношений в муниципальных образованиях
организовано формально, их содержание не защищает
нанимателей жилых помещений и собственников квартир
от произвола эксплуатационных организаций.

Регулярные обследования жилого фонда
показывают не радостную статистику. За квартал мы
выявляем до тысячи и более нарушений норм
эксплуатации жилого фонда. Здесь и несоблюдение
режимов обеспечения населения услугами, и нарушения,
связанные с техническим состоянием жилых домов и
инженерного оборудования, и несвоевременное
выполнение заявок населения…

По количеству нарушений на 1 тыс.кв.м жилого фонда
лидируют Зима, Усть-Кут, Иркутск, Черемхово, Чунский,
Усольский, Черемховский районы.

Вот один из последних примеров по Иркутску. В
квартире N 60 по ул. Байкальской, 228 потекла
батарея, 23 марта хозяйка квартиры обратилась в
обсуживающее ЖЭУ-20. «Батарей у нас нет, покупайте
сами», — услышала в ответ. Купила, подала заявку на
замену — никто не спешит на помощь. На повторную
заявку получила ответ: «Нет газа для сварных работ,
когда получим — сообщим». Полмесяца спустя
бедствующих навестил другой сантехник с предложением
поменять батареи без сварки, но… за деньги. Потом
не нашлось машины, чтобы подвезти газ, потом не
оказалось на месте руководителей ЖЭУ и треста…
Короче, канитель эта длилась до 25 апреля и
закончилась лишь после нашего вмешательства.
Подобных примеров пруд-пруди.

— А как отреагировали на этот инцидент чиновники
Октябрьского административного округа?

— Да никак. После неоднократных наших напоминаний
в округе лишь пальчиком погрозили в адрес
руководства ЖЭУ-20. Такая ситуация не только в
Октябрьском округе. Половина из
выданных нами предписаний по устранению выявленных
нарушений не исполняется. Главные неисполнители те же — Черемхово, Усть-Кут, Зима… Все это
свидетельство того, что администрациями этих городов
техническому обслуживанию уделяется внимания все
меньше и меньше.

— Помимо писем и протоколов, какие меры воздействия
принимает инспекция к потребителям и должностным
лицам, не устранившим выявленные нарушения?

— Принятый недавно Кодекс РФ об административных
правонарушениях, который вступает в силу с 1 июля,
дает нам право применять более жесткие санкции к
правонарушителям. К примеру, невыполнение в срок
предписания влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных
размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 5 до
10; на юридических — от 50 до 100 минимальных
размеров оплаты труда.

Порча жилых домов (жилых помещений), самовольное их
переоборудование или использование не по назначению
влечет предупреждение или штраф граждан в размере
от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых
домов, правил содержания и ремонта влечет наложение
штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50, а
на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных
размеров оплаты труда.

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения
населения коммунальными услугами влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в
размере от 5 до 10, а на юридических от 50 до 100
минимальных размеров оплаты труда…

— Рычаги, что и говорить, сильные. Но помогут ли
они изменить ситуацию, если населению нашему не
известны те же сроки устранения неисправностей в
жилых домах. Не получится ли, как в вашем примере
с заменой радиатора?

— Будем просвещать население через СМИ. В этом,
надеюсь, поможет заключительный этап реформирования
ЖКХ с его 100% оплатой за жилье и коммунальные
услуги. А теперь что касается сроков устранения
самых распространенных неисправностей. Согласно
ГОСТ 51617 — 2000 «Жилищно-коммунальные услуги», на
устранение протечки в отдельных местах кровли
даются сутки с момента заявки потребителей.
Столько же — на разбитые стекла, сорванные створки
оконных переплетов, форточек, балконных дверных
полотен, входных дверей в подъездах, течи в кранах
водопроводных и смывных бачках, неисправности мусоропроводов,
лифтов. Неисправности электроплиты должны быть устранены
в три часа, неисправности аварийного порядка — незамедлительно.
Повторяю, сроки устранения неисправностей указываю с
момента их обнаружения или заявки потребителя.

— Не боитесь, что обнародование этих сведений
прибавит работы жилищной инспекции?

— Нет, наоборот, надеюсь что мы будем строить свои
отношения с жильцами и производителями услуг таким
образом, чтобы они были заинтересованы в
ресурсосбережении и снижении затрат на коммунальное
производство, следить за сохранностью жилого фонда.
Это, кстати, в их же интересах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры