издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Маленькая Польша" в бурятской степи

  • Автор: Константин БЕЛОПОТАПОВ

От Иркутска до села Вершина, что в Боханском районе,
три часа утомительной, пыльной езды на потрепанном ЛАЗе.
За окнами развалившиеся и не совсем еще хозяйства,
разрисованные коробки остановок, тайга.

Польское село встретит асфальтированной улицей. Она
тянется пять с лишним километров. Почти на середине
— школа, контора хозяйства, фельдшерский пункт. Тут
же старенький деревянный костел — не единственная,
но самая впечатляющая достопримечательность села.

Первые поляки двинулись в Сибирь в Столыпинскую реформу.
На том месте, где сейчас находится Вершина, в то время
жили буряты. Поэтому перед тем, как приехать полякам,
с местными жителями велись переговоры. С российской
стороны выступал некто Соколов, управляющий земледельческими
работами. Уполномоченным бурятской общины был Трофим
Трубачеев. По фамилии последнего участок, который в
общем счете занял 5600 десятин, был назван Трубачеевским.

Польским переселенцам оплачивали одну треть стоимости
дороги, вдобавок к этому выдавали 50-60 рублей и немного
зерна. Однако, оказавшись на непригодном для земледелия
участке, поляки стали голодовать. Вот что по этому поводу
писал в те годы настоятель иркутского костела П.П. Булвич
могилевскому епископу Суфрагану: «… В общем переселенцы,
водворенные в 1910 г., малосостоятельны, и большинство
из них нуждается в особых о них заботе и помощи… заняли
самый неподходящий для земледелия участок, не имеют
никакого подспорья, например, в продаже леса на шпалы,
гонке смолы и дегтя и так далее… проголодав зиму
прошлого года, будут голодать и настоящую, а то и засеменения
распаханных клочков всем не хватит… Про вершининских
переселенцев говорят соседи: «Должно быть, плохо живется,
если красть начинают». И, действительно, был случай,
когда один из вершининцев судился за кражу у бурята
2 хлебов и был оправдан, хотя в краже признался…»

Многие переселенцы тогда вернулись на родину. Многие,
чтобы не остаться голодными, работали на местных жителей.
Приживались трудно.

В наследство от предков нынешним жителям Вершины достался
родной язык, который они, несмотря ни на что, сохраняют.
На польском вершининцы говорят и дома, и на работе.
Хотя их язык, по мнению гостей из Польши, сильно отличается
от того, которым пользуются на исторической родине.

Польский путешественник Ромуальд Коперский, побывавший
проездом в Вершине, посвятил ей несколько страниц своей
книги. Она называется «По Сибири без денег». Завязка
произведения — на таможне, после которой Коперский
в самом деле остается без денег. Развязка — в конце
путешествия, когда он понимает, что по Сибири можно
ездить и так. Ромуальд восхищен нашим народом. В Польше,
по его словам, с такими средствами он уехал бы недалеко.

Из Польши в Вершину приезжают не только журналисты.
Почти каждый год их министерство образования отправляет
сюда преподавателя польского языка. Обеспечивает его
методическими пособиями, литературой. Учитель работает
в двух школах — в Вершининской начальной и Дундайской
средней.

Сейчас языку учит Светлана Неведомская. Пани Светлана,
как ее здесь называют. До этого несколько лет подряд,
начиная с 1991 года, работала Марианна Добровольская.
Говорят, была безумно влюблена в Вершину. Приезжала
даже без контракта. В селе есть и свой преподаватель
— Людмила Вижентас. Она родом из Вершины, закончила
местную школу, затем — с красным дипломом государственный
университет Гданьска.

В селе она главный экскурсовод, поскольку отлично знает
историю Вершины. Почти всех, кто приезжает сюда, отправляют
в ее дом. В доме трое маленьких детей: Ян, Владик,
Эвелина. У семьи — свое хозяйство. Тем не менее мама
успевает напоить новых гостей чаем, в очередное раз
рассказывает историю села.

ОАО «Вершина» возглавляет Анатолий Артемцев.
Сейчас здесь работают 147 человек.

Для всех, кто работает в хозяйстве или уже вышел на
пенсию, — 50 процентов скидки на вспашку, услуги кормодробилки
и т.д. Зарплата в хозяйстве выдается регулярно. Средняя,
по словам директора, полторы тысячи. Для примера: доярка
получает из расчета 9 копеек за литр. У передовой выходит
около двух тысяч.

… Рейсовый автобус из Иркутска ходит в Вершину два
раза в неделю: в пятницу и воскресенье. Почты в селе
нет, только — ящик. Телефонной связи с внешним миром
тоже нет. Пару лет назад линию между Вершиной и Тихоновкой
оборвало ветром. До конца ее разобрали люди. С трудом
пробиваются сюда и телевизионные сигналы. Зимой, говорят
вершининцы, более или менее нормально показывают два
канала — ОРТ и РТР. Летом — только первый.

Тем не менее жизнь, в том числе и культурная, не затихает.
У Вершины своя гордость — народный фольклорный ансамбль
«Яжобмэк», который существует уже 13 лет. «Яжобмэк»
выступал в Витебске, ездил в Польшу. Последний раз был
в Усть-Орде на Днях культуры Боханского района.

В селе отмечают много праздников: Рождество, Пасху,
Троицу, даже сурхарбан, несмотря на то, что здесь
всего одна бурятская семья. Первого ноября — День всех
святых. В это время, обычно ближе к вечеру, вершининцы
идут на кладбище, у надгробий родных ставят свечи. Рассказывают,
гора светится вся… Католические праздники дружно
отмечаются в костеле.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер