издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что такое прожиточный минимум?

  • Автор: Беседовала Валентинина АЛЕКСАНДРОВА

На прошлой сессии Законодательного собрания некоторые депутаты высказали сомнение в обоснованности величины прожиточного минимума, установленного областной исполнительной властью в первом квартале 2002 года. Комментирует событие председатель комитета по экономике администрации области Александр СУХОДОЛОВ.

— Александр Петрович, сначала о том, что такое прожиточный
минимум?

— Это расчетный показатель, отражающий стоимость
минимального набора продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для
поддержания жизнедеятельности человека. Данный
показатель служит для оценки уровня жизни населения
(с целью оказания малоимущим адресной социальной
помощи). В качестве нормативной величины его
используют при разработке социальных программ. Кроме
того, прогнозная оценка прожиточного минимума
необходима для квалифицированного формирования
расходной части бюджета.

— Кто и с какой периодичностью устанавливает
прожиточный минимум?

— В соответствии с Федеральным законом «О
прожиточном минимуме в Российской Федерации» в
регионах его устанавливают органы исполнительной
власти субъектов Федерации. Конкретная величина
прожиточного минимума ежеквартально утверждается
губернатором.

— Как рассчитывается этот показатель?

— Прожиточный минимум рассчитывается отдельно для
различных возрастных и социальных групп
(трудоспособного населения, пенсионеров, детей), а
также в среднем на душу населения. В основе расче-
тов лежит так называемая потребительская корзина,
представляющая собой минимальный набор жизненно
важных товаров и услуг, утвержденных областным
Законом. При этом учитывается сложившийся уровень
цен и их территориальная дифференциация в южных и
северных районах области.

— Александр Петрович, по мнению депутата А.
Романова, величина прожиточного минимума в размере
1783 руб., установленная в первом квартале текущего
года, занижена администрацией области. Так ли это?

— Нет. Величина 1873 руб. — это прожиточный минимум
в среднем на душу населения, включая стариков и
младенцев. Для трудоспособных же граждан нашей
области прожиточный минимум определен в первом
квартале в размере 1940 руб., а для северных
территорий — 2017 руб.

Это достаточно высокая величина, заметно
выделяющаяся из общего ряда макроэкономических
показателей. Достаточно сказать, что прожиточный
минимум в тот период превышал среднюю зарплату в
некоторых отраслях материального производства. Такое
положение не нормально. Не может прожиточный минимум
быть выше средней зарплаты в сельском хозяйстве в
1,2 раза, в легкой промышленности
— в 1,5 раза и т.д. Спрашивается, зачем работать и
проявлять инициативу, если прожиточный минимум и так
превышает среднюю зарплату. Это не соответствует и
международным стандартам, которые устанавливают
величину прожиточного минимума с учетом общего
состояния экономики, сохраняя баланс между возможным
и желаемым.

— Кстати, как рассчитывается прожиточный минимум в
других странах мира?

— Во всем мире величина прожиточного минимума,
соответственно и состав потребительской корзины,
зависят от уровня развития страны. Чем богаче
страна, тем разнообразнее и дороже потребительская
корзина. Например, в США в потребительскую корзину
включены такие экзотические для нас продукты
питания, как бобы лима, кленовый сироп и т.д., а в
Великобритании — даже алкогольные напитки и табачные
изделия.

В той же Великобритании потребительская корзина
предусматривает затраты по оборудованию жилья
(включая приобретение мебели и электроприборов),
организации путешествий и отдыха (оплата
развлечений, приобретение аудиовизуального
оборудования), а также затраты по содержанию личного
автомобиля.

Для нас стандарты западных стран пока недоступны.
Судите сами, в США величина прожиточного минимума,
соответствующая черте бедности, достигает 700 дол. в
месяц (в пересчете на рубли это в 10 раз выше, чем в
России).

Хочу особо подчеркнуть, что минимальный набор везде
рассчитывается по минимальным ценам. Это обусловлено
высокой дифференциацией магазинов. Во всем мире
имеются элитарные магазины в респектабельных
кварталах и небольшие мелкооптовые рынки и торговые
точки на окраинах, где товары доступны даже
эмигрантам из бедных стран. Цены на одни и те же
группы товаров в различных магазинах могут
отличаться на порядок. Кроме того, везде имеется
сеть магазинов, в которых по низкой цене можно
приобрести качественные, но уже вышедшие из моды
товары.

В Европе и Америке понимают, что для поддержания
жизнедеятельности слабообеспеченных слоев населения
не нужны дорогие и модные вещи, поэтому цены для
расчета прожиточного минимума отслеживаются в
недорогих магазинах и берутся по минимальной шкале.
Что касается менее развитых стран, в первую очередь
бывшего социалистического лагеря, то установление
минимальной величины прожиточного минимума здесь
ограничено экономическими возможностями. Например, в
Болгарии прожиточный минимум рассчитывается с начала
1990-х годов. Его величина около 60 дол. Но вот что
интересно, данный показатель до сих пор не
применяется для социальной защиты населения. Это
обусловлено финансовыми возможностями бюджета,
сокращением налогового бремени и курсом на
ускоренный экономический рост.

В странах с рыночной экономикой экономический подъем
неизбежно связан с ростом минимального потребления,
сокращением бедности. Это происходит не только в
Европе, но и в Азии. Например, в Китае за истекшие
десятилетие ВВП увеличился в 4 раза, что существенно
сократило масштабы бедности.

Понятно, что для России, учитывая ее современное
экономическое состояние, западные стандарты
потребления пока недоступны. Поэтому федеральные
нормативно-правовые акты ориентируют региональную
власть на предельные нормы потребления, с учетом
финансовых возможностей конкретных территорий.

— Александр Петрович, Вы сказали, что величина
прожиточного минимума у нас завышена. Насколько и
почему?

— По оценкам комитета по экономике, она завышена
примерно на 18%. Почему? Это связано с методикой
расчета и со стратегической линией администрации
области на повышение социальных стандартов уровня
жизни населения. Плохо ли это? На этот счет
существуют разные точки зрения. На мой взгляд,
завышенная величина прожиточного минимума, при всех
достоинствах, имеет и недостатки. Например,
сдерживает динамизм экономического развития,
порождает социальное иждивенчество. Трудовые ресурсы
региона оказываются неподготовленными к жесткой
конкуренции. Это особенно актуально накануне
вступления России в ВТО, когда региональный рынок
будет открыт, а на него хлынет более дешевая рабочая
сила из ближнего и дальнего зарубежья.

— Скажите, за счет каких факторов происходит
завышение прожиточного минимума?

— Их несколько. Во-первых, наличие «двойного счета»,
связанного с переходом на федеральные стандарты
оплаты услуг ЖКХ в размере 90% их стоимости. Дело в
том, что при расчете прожиточного минимума следует
учитывать не только повышение расходов населения, но
и объемы жилищных субсидий, которые начинают
получать малообеспеченные граждане. А ведь доля
семей, получающих такие субсидии, может достигать
9-18%. И эта доля будет расти с переходом на полную
оплату услуг ЖКХ. Учитывая, что удельный вес оплаты
коммунальных услуг в общей стоимости прожиточного
минимума уже сейчас достигает 13%, то общее
завышение данного показателя можно оценить в 4-6%.

Во-вторых, в расчетах не учитывается категория
льготников (ветераны, инвалиды, чернобыльцы и др.).
А это достаточно большая величина, 30% населения
области (863,9 тыс. чел.). В первом полугодии в
соответствии с федеральными законами только по ЖКХ
им предоставлено льгот на сумму почти 250 млн. руб.
Кроме того, ветераны пользуются льготами по услугам
(протезирование, лекарственные препараты и др.) на
сумму в десятки миллионов рублей. Эти расходы
ложатся на бюджет, их не несут граждане. И этот
«двойной счет» тоже взвинчивает прожиточный минимум.

В-третьих, следует учитывать дифференциацию
магазинов и торговых точек. Ведь используя для
расчетов средний индекс цен мы переносим на
стоимость потребительской корзины цены дорогих и
элитарных магазинов, недоступных для
малообеспеченных граждан. При этом не учитываются
низкие цены мелкооптовых рынков, на которых
реализуется 20-22% розничного товарооборота области.
Кроме того, при расчете цен необходимо брать
выездные торговые точки, где цены тоже существенно
ниже. Например, яйцо столовое СХОАО «Белореченское»
реализует на выездных пунктах гораздо дешевле. Это
относится и к выездной торговле молоком и
хлебобулочными изделиями. Именно в таких торговых
пунктах, а не в центральных и дорогих магазинах,
приобретают продукты и товары граждане с низкими
доходами. По нашим оценкам, в результате
нерепрезентативной выборки цен на так называемые
товары-представители, входящие в потребительскую
корзину (как продовольственные, так и не
продовольственные), цены завышаются до 5%, что также
искажает точность расчетов.

В-четвертых, потребительская корзина Иркутской
области предполагает расходы по оплате коммунальных
услуг для всего населения (пользование водопроводом,
канализацией, центральным отоплением). Однако в
сельской местности этих расходов нет. Более того,
там дешевле продукты питания. Этот фактор тоже
позволяют скорректировать величину прожиточного
минимума. Тем боле, что в Приангарье 20% сельского
населения. В некоторых регионах это уже
осуществляется. Кстати, это делается и в других
странах. Например, в США прожиточный минимум
сельского населения устанавливается в размере 85% от
уровня городского населения.

В-пятых, в Иркутской области не применяется методика
снижения среднедушевых денежных расходов по мере
увеличения размеров семьи. Например, при совместном
проживании плата за жилье и расходы на покупку
товаров длительного пользования существенно
уменьшаются. Разработаны соответствующие понижающие
коэффициенты. Так, в семье, состоящей из 4 взрослых
человек, потребительские расходы снижаются примерно
на 10-15%. На столько же уменьшается прожиточный
минимум пенсионера, проживающего в семье, по
сравнению с одиночным проживанием. Кстати, в США
прожиточный минимум для семьи из 4 человек тоже
существенно уменьшается и составляет всего 1500
дол., (для одного человека — 700 дол.). Аналогичная
корректировка возможна и у нас в области.

— Есть ли правовая возможность у администрации
области осуществить все эти корректировки?

— Безусловно. Федеральная нормативно-правовая база и
методология позволяют весьма существенную
корректировать потребительские расходы как в сторону
увеличения, так и уменьшения, исходя из возможностей
и программных целей региона. Поэтому величина
прожиточного минимума в различных субъектах
колеблется в самых широких пределах, от 1,2 до 2,8
тыс. руб.

— Что же мешает скорректировать прожиточный минимум
в сторону уменьшения?

— Подобная корректировка в сторону ужесточения
расходов уже давно была бы осуществлена, если бы не
позиция губернатора, поставившего перед областной
администрацией задачу последовательного и
неуклонного повышения уровня жизни населения, в том
числе повышая социальные стандарты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры