издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей БРИЛКА горячих споров на сессии не ожидает

Квартплата - вопрос, который волнует сегодня большинство жителей Иркутской области. Как бедных, так и не самых богатых. В начале прошлой недели губернатор подписал законопроект под названием "О социальной политике в Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства". О том, как администрация намерена защитить интересы малоимущих граждан от непосильной для большинства оплаты жилищно-коммунальных услуг рассказал журналисту "ВСП" Владимиру КИНЩАКУ заместитель главы областной администрации Сергей БРИЛКА.

— Полагаю, что зачитывать текст законопроекта ни к чему. И вы, и
жители
области сможете это сделать сами, — заявил Сергей Фатеевич. — Я же
хочу
остановиться на сущности документа, объяснить его необходимость
и своевременность, а также на тех параметрах, которые имеют
принципиальное значение для населения.

Необходимость принятия такого закона стала очевидной весной 2002
года, когда началась подготовка к переходу области на федеральный
стандарт оплаты жилья. Пришлось хорошо проработать как
экономические, так и политические моменты, согласовать позиции
законопроекта с населением, общественными организациями, с
прокуратурой и управлением юстиции Иркутской области.

И вот наконец законопроект подготовлен, подписан губернатором и
передан в Законодательное собрание области. Есть надежда, что в
апреле
он будет рассмотрен и принят.

Прежде чем рассказать о новом законопроекте, Сергей Брилка
остановился на существующем положении дел в области.

По закону Иркутской области о переходе на федеральный стандарт
оплаты за жилищно-коммунальные услуги с июня 2002 года действуют
следующие нормы. Платежи населения составляют 90% от полной
стоимости затрат на ЖКХ. Но существует предел, сверх которого
человек
платить не должен — 22% от совокупного дохода семьи. За этой границей
начинается субсидирование населения. Есть еще одно ограничение.
Если
доход на члена семьи ниже прожиточного минимума, то квартирная
плата
составляет всего пятьдесят рублей на человека. Это очень важное
обстоятельство, о котором забыли некоторые деятели, занимающиеся
политическим спекуляциями.

Анализ ситуации показал, что население с доходами ниже прожиточного
минимума (2022 рублей в среднем по области) составляет около 34%.
Все
эти люди платят по 50 рублей с члена семьи.

Но в этом механизме оплаты есть слабые звенья. Если достаток члена
семьи хотя бы на один рубль превышает установленный прожиточный
минимум, то квартплата немедленно подскакивает до 22% от
совокупного
дохода семьи.

Пример. Семья из трех человек с доходом в 2021 руб. на душу платит за
квартиру 150 рублей, а семья с доходом в 2023 рубля отсчитывает от
своих совокупных 6069 рублей 1336 рублей.

Эта несправедливость — главная причина, по которой администрация
области подготовила новый законопроект.

В него, по словам Сергея Брилки, заложено четыре ключевых элемента.

Первый элемент: дифференциация платежей в зависимости от доходов
семьи. Означает это следующее. В зависимости от того, на какую
величину доход человека превышает прожиточный минимум, квартплата
будет составлять от 12 до 22 процентов. При этом 22% от заработанного
семья будет платить лишь в том случае, если доход на одного человека
больше прожиточного минимума в 3 раза (более 6 тысяч рублей). Таким
образом, на каждые 500 рублей «превышения» к «стартовой» квартплате
в
12% добавляется один процент. Эта схема конкретно и в копейках
расписана в специальной таблице, приложенной к законопроекту. После
принятия закона она будет опубликована в специальном постановлении
губернатора.

Но есть категория людей, для которых закон определяет особые
послабления. Это одинокие и отдельно проживающие пенсионеры, а
также инвалиды первой и второй групп. Для них в зависимости от
дохода квартплата будет (в случае превышения над минимумом)
составлять от 6% до 22%. Причем 22% станут платить лишь те, чей доход
превышает прожиточный минимум в 3,5 раза. Очевидно, что такая
ситуация реальна лишь для очень небольшого числа очень хорошо
зарабатывающих пенсионеров и инвалидов.

Второй смысловой элемент принципиально меняет отношение к
социальным нормам площади жилья.

Сейчас действует положение, при котором для одиноко проживающего
человека установлено 33 кв. м, для двоих — 42 кв.м. Для семьи из трех
человек и более социальная норма составляет 18 кв. м
на человека. И лишь
при соблюдении этих норм производится начисление оплаты за
жилищно-
коммунальные услуги с учетом всех льгот. Превышение этих норм
влечет
стопроцентную оплату.

Законопроект предлагает увеличить социальные нормы площади жилья
для пенсионеров и инвалидов первой и второй групп. Для одиноко
проживающих субсидии на оплату жилья будут предоставляться
независимо от размеров квартиры — «в пределах всей площади жилья, в
котором они проживают:». Для отдельно проживающих людей этой
категории, если они не имеют в семье трудоспособных граждан,
устанавливается социальная норма 28 кв. м. Если такие люди живут
вдвоем, то норма на двоих составит 56 метров.

Третья новация обозначена в пятой статье закона — там, где идет речь
об
оплате жилищно-коммунальных услуг. Здесь вводятся понятия качества
и
количества этих услуг. Если человек получает не все оговоренные услуги
или качество услуг оставляет желать лучшего, то он имеет право за них
не
платить. Для этого надо будет пойти в ЖЭК и сделать официальное
заявление. Здесь тоже вводятся специальные нормы: к примеру, нет
горячей воды более трех дней… Исключением являются
профилактические работы в летний период.

Это положение касается всех услуг: водо-, тепло- и энергоснабжения,
канализования, уборки подъездов, вывоза мусора и т.д.

Последняя новация, на которой остановился Сергей Фатеевич, —
упрощение процедуры оформления субсидий. Что касается пенсионеров,
то здесь службы предоставления субсидий не должны гонять стариков
по
инстанциям. Все необходимые данные есть в Пенсионном фонде. По
другим категориям населения число документов сводится к минимуму.

— Вот, пожалуй, главное, что касается закона, — сказал вице-губернатор.

Могу лишь добавить, что его реализация потребует дополнительного
финансирования из консолидированного бюджета в сумме 294 млн.
рублей.

На вопрос, коснется ли этот закон военнослужащих, С. Брилка заявил:

— Закон распространится на всех граждан Иркутской области,
независимо
от того, в какой форме собственности находится жилье. Он обязателен
для исполнения всеми домовладельцами.

По мнению Сергея Фатеевича, депутаты Законодательного собрания
подойдут к обсуждению законопроекта с пониманием. Его актуальность
для населения Иркутской области сомнений не вызывает. Кроме того, у
администрации достаточно веских, хорошо продуманных аргументов в
его пользу.

— Горячих споров на сессии я не ожидаю, — заметил Сергей Брилка.

В заключение беседы Сергей Фатеевич прокомментировал намерения
РАО ЕЭС «приватизировать» жилищно-коммунальное хозяйство страны.
Чем это грозит населению?

— Полагаю, что журналисты подают ситуацию в искаженном свете. Не
может Чубайс замахнутся на систему, которая не находится в его
ведении:. На водозаборные сооружения, на вывозку мусора, на
эксплуатацию канализациии:. Это мне кажется бредом. Но то, что
касается тепла и электричества, то наши энергетики предлагают
структуру взаимоотношений, которая исключит посредников. Некоторые
мэры, в том числе иркутский, эти предложения рассматривают. И если
«Иркутскэнерго» докажет всему населению Иркутской области, что от
этого будет только польза, то некоторые предложения энергетиков
можно
будет принять для проработки.

Что же касается тарифов, то в соответствии с действующим в области
законодательством тарифы на тепло- и электроэнергию утверждаются
один раз в год и до конца 2003 года меняться не будут. Это объявлено и
президентом на федеральном уровне. А вот в 2004 году полемика по
тарифам неизбежна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры