издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Идти и не заблудиться

Иркутский театр-клуб-студия «Диалог» в каждом своем спектакле начинает
разговор со зрителями о времени, о судьбах поколений. Чехов, Тургенев,
Вампилов — драматурги, которые помогают рассказать о смысле жизни
человека, его устремлениях, надеждах, способности любить, ибо считается, что
из всей переменчивости бытия неизменным остается лишь человек. Языком
классики разговаривали «Диалоговцы» со своим зрителем часто, но не всегда.
Последняя премьера — спектакль «Русскими буквами, или Приют для зачатия»
поставлен по пьесе современного драматурга Ксении Драгунской.

Известно, что современная драматургия находится сегодня в стадии
становления, поэтому не будем говорить о достоинствах или недостатках пьесы
молодого автора. Театр увидел в ней тему, близкую для себя, и, не вдаваясь в
подробности быта, стал рассказывать о человеке, каким он его видит, как
происходит его трансформация в эпоху больших перемен. Речь пойдет о
тридцатилетних героях с явно не состоявшимися судьбами, пытающихся найти
друг друга и самих себя.

В пространстве сцены, оформленной условными декорациями художника
Леонида Бутакова, с полотнами, занавесами и небольшим количеством
конкретных деталей появляются один за другим герои спектакля. Их
биографии можно воспринимать реально, а можно отнестись к ним, как к
художественному вымыслу каждого о самом себе. Ночлегов (Павел
Даниловцев) вроде бы приехал из Дании, чтобы в свой родовой дом,
оставленный в России, найти жильцов, но не простых, а тех, кто собирается
обзавестись детьми. Скай (Анна Портнягина) появляется, чтобы отсидеться,
спрятаться; она — киллер. И третий герой — Стрелец (Дмитрий Соболев) —
бич, пристроившийся пожить в доме в отсутствие хозяев.

Этот дом становится не только средой обитания, это некий остров отдохновения
в бурных потоках жизни. Герои одного возраста и, кажется, из одной школы, в
которой проходило их детство. Возвращение в детство — это возможность
«обернуть глаза зрачками в душу», понять, почему каждый из них стал таким,
каков есть на самом деле. Понять время, в котором было прошлое.
Но есть ли у них будущее?

В спектакле, поставленном режиссером Валентиной Просекиной, усадьба,
где собрались герои, становится неким пространством, в котором разные,
очень непохожие люди почувствовали себя родственными душами. Даже
несоединимые могут соединиться, утверждает режиссер, если будут
поставлены в обстоятельства, максимально проявляющие
в них человека в его
лучших качествах. Каждый из героев несчастен по-своему, и каждый еще может
быть счастлив, стоит только захотеть.

Но возможно ли счастье для людей, заблудившихся в пространстве жизни?
Ночлегов не хочет становиться мужчиной, Стрелец пошел искать очередную
работу и потерялся, а озлобленная, с изуродованной судьбой Скай живет
воспоминаниями о любви, жестоко растоптанной прежним режимом. Кажется,
выхода нет, все они в доме, который стал для них оплотом свободы (несвобода
за его пределами). Кульминацией спектакля становится появление иеромонаха
Евлогия (Павел Окольников), которого мужчины почитают за духовного отца,
а Скай узнает в нем своего любимого мальчика Лешу, посаженного когда-то за
безобидные стихи в сумасшедший дом. Убитая любовь испепелила душу
женщины, мужчину привела к религии и принятию монашества. Так
распорядилась горькая судьбина, не пожелавшая сделать молодых людей
счастливыми.

В мучительном поиске выхода из создавшейся ситуации, из самой жизни,
загнавшей героев спектакля в дом-клетку, проходит действие спектакля. Его
финал может быть оптимистичным, а может — и пессимистичным. Театр выбрал
оптимизм. Пройдя путем воспоминаний, очищающих душу, герои расходятся
из закрытого пространства, каждый — с надеждой на будущее.

Театр показал на сцене одну из сторон судеб современного поколения молодых
людей, выбирающих свой путь в жизни. Сегодня этот выбор сделать
сложнее, чем их родителям.
Ответственность за самих себя, за право оставаться человеком в любой
ситуации, какие бы условия игры ни предлагались, —
это главная мысль спектакля и
цель, к которой стремились художественный руководитель театра Валентина
Просекина и все «диалоговцы».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры