издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На защите прав собственности

  • Автор: Елена ЧМЕЛИК

Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость - 5 лет 17 августа 1998 года. Эта дата стала отправной точкой становления в Приангарье нового правового института - системы государственной регистрации. Сегодня, 5 лет спустя, учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - общепризнанный и авторитетный государственный орган, координирующий процессы, протекающие на региональном рынке недвижимости, и сделавший этот рынок управляемым, открытым и безопасным. О проблемах становления, реалиях и перспективах системы государственной регистрации рассказывает главный государственный регистратор прав Иркутской области, руководитель учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Татьяна ВОЗЖАЕВА.

— Татьяна Владимировна, вот уже 5 лет вы являетесь руководителем
учреждения юстиции, именно под вашим руководством шло становление системы
госрегистрации в Приангарье. Так как же все начиналось?

— Вступивший в действие в январе 1998 года Федеральный закон о
государственной регистрации предусмотрел формирование во всех субъектах
федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним. 7 апреля того же года губернатор Борис
Александрович Говорин подписал постановление о создании областного
государственного учреждения юстиции. Губернатор обязал приступить к работе по
регистрации прав и сделок до 1 октября 1998 года.

Масштабность стоящей перед нами задачи определялась просто: в правовой
системе России XX века не существовало практики государственной регистрации
недвижимости. Всего за несколько месяцев предстояло сделать то, на что у многих
более развитых стран уходили десятилетия.

С самых первых дней началась титаническая работа по созданию методической
базы. Делалось это нередко с чистого листа на основании действующего в России
законодательства. С апреля по июль 98-го был разработан пакет методических
материалов и рекомендаций по вопросам применения Закона о государственной
регистрации, регистрации различных сделок и прав, порядку проведения правовой
экспертизы, предоставления информации о зарегистрированных правах.

Одновременно решалась не менее глобальная задача — подбор и обучение
кадров. С самых первых шагов наша кадровая политика строилась на привлечении
специалистов только с высшим юридическим образованием. Тем не менее даже
профессионалы проходили многоступенчатый отбор. Те двадцать человек,
приступившие к работе 17 августа 1998 года, были лучшими из лучших.

— Открытие иркутского филиала было лишь первым шагом. Как
осуществлялось формирование системы госрегистрации прав на территории
области?

— Закон ограничил нас довольно узкими временными рамками. Всего за
полтора года в регионе предстояло создать сеть филиалов учреждения юстиции.
Естественно, что этот этап стал более трудоемким по целому ряду причин, главная
из которых — отсутствие целевого финансирования. Надо отдать должное главам
местных администраций, которые, несмотря на ограниченные возможности,
изыскивали и выделяли помещения для филиалов. Но многие помещения не были
приспособлены для приема посетителей, требовали капитального ремонта. Поэтому
зачастую наши сотрудники начинали работу в качестве маляров и штукатуров.

Помимо этого на наших плечах лежали затраты по обучению регистраторов и
формированию материально-технической базы, начиная от покупки столов и
стульев, заканчивая разработкой высоко-технологичных компьютерных программ.

Будет справедливым также вспомнить, что формирование системы
государственной регистрации проходило в обстановке прессинга со стороны
некоторых структур, работавших на рынке недвижимости. Не ко всем сразу пришло
понимание, что государственная регистрация прав — это не прихоть отдельно
взятого чиновника, а установленная законом объективная необходимость. Поэтому
одновременно с установкой деловых взаимосвязей с органами государственной
власти и местного самоуправления, судебными и налоговыми органами,
организациями технического и кадастрового учета объектов недвижимости велась
активная разъяснительная работа, в том числе и среди населения через средства
массовой информации.

К 1 января 2000 года система государственной регистрации прав на территории
Иркутской области была полностью сформирована. Сегодня в структуре
учреждения юстиции 20 филиалов и 4 представительства, расположенных во всех
крупных городах и населенных пунктах Приангарья.

— В своих интервью и выступлениях Вы неоднократно подчеркивали, что
система государственной регистрации постоянно совершенствуется. По каким
основным направлениям идет это развитие?

— Главными составляющими процесса оптимизации были и остаются
организационные и правовые мероприятия. Первые направлены на создание и
улучшение материально-технической базы учреждения, формирование кадрового
состава. Вторые — на обеспечение четкой и эффективной работы, правильного и
точного исполнения законодательства при государственной регистрации.

Эффективность решения этих задач во многом зависит от уровня
технологических процессов, связанных с государственной регистрацией. Поэтому с
первых дней создания и работы нашего учреждения юстиции отдельным
приоритетным направлением стало максимальное использование современных
информационных систем и технологий. Так первая версия ныне действующей
программы была внедрена в эксплуатацию еще в феврале 1999 года. С начала 2000
г. все филиалы и представительства работают с использованием
автоматизированной системы «Регистрация», имеют собственную локальную
вычислительную сеть, а с 2002 г. все стадии государственной регистрации
полностью автоматизированы.

В настоящее время все наши подразделения включены в единую
корпоративную сеть передачи данных на основе опто-волоконной связи, то есть
обмен информацией между учреждением юстиции и филиалами осуществляется в
режиме реального времени.

Сегодня мы с гордостью можем констатировать, что информационная
система, разработанная специалистами нашего учреждения юстиции, пока не имеет
аналогов в России.

— Это дает какие-либо преимущества жителям Иркутской области?

— Безусловно, поскольку эта система является высокоэффективным механизмом
гарантий зарегистрированных прав и сделок. К примеру, в центральную базу
данных из соответствующих органов поступают все сведения, которые могут иметь
существенное значение при проведении правовой экспертизы. Это информация об
утраченных, похищенных, недействительных документах, удостоверяющих
личность, об умерших гражданах, об объектах историко-культурного значения, о
юридических лицах, в отношении которых введена процедура банкротства, и т. п.
Программа автоматически проверяет все эти данные и при наличии ареста, какого-
либо ограничения, обременения, любой другой информации из базы «блокирует»
действия сотрудника.

Кроме того, уже в будущем году мы планируем выдавать информацию о
зарегистрированных правах и сделках не в течение пяти дней, а в день обращения с
заявлением.

— Какие чувства вы испытываете накануне юбилея?

— Прежде всего — удовлетворение. Система государственной регистрации прав
перестала быть некой экзотикой, она стала элементом повседневной,
цивилизованной общественной жизни. На сегодняшний день почти половина
населения Иркутской области получила непосредственный опыт участия в
регистрации прав. За 5 лет нами зарегистрировано без малого 650 тысяч сделок и
прав, выдано 237 тысяч выписок и справок из Единого государственного реестра
прав.

Государственная регистрация стала реальным средством защиты прав и
интересов собственников недвижимого имущества, дополнительным гарантом
социальной стабильности в обществе. Она позволяет предоставлять любому
заинтересованному лицу достоверную информацию о зарегистрированных правах
на недвижимое имущество, способствует привлечению дополнительных инвестиций
в экономику, обеспечению благоприятного инвестиционного климата, снижению
экономических рисков в сфере оборота имущества, упорядочению сбора налогов,
обеспечивает контроль за хозяйственной деятельностью юридических лиц.

Нам удалось создать высокопрофессиональный сплоченный коллектив
единомышленников. Сегодня в региональной системе государственной регистрации
трудятся 324 человека, 56 из них — государственные регистраторы прав. На данном
этапе развития повышение квалификации специалистов является стратегической и
приоритетной задачей учреждения юстиции. За прошедший период более 200
сотрудников прошли курсы повышения квалификации и приняли участие в научно-
практических семинарах. Нами разработана мощная методическая база,
насчитывающая более 100 различных рекомендаций, охватывающих все сферы
государственной регистрации, издано два сборника законов и иных нормативных
актов по вопросам регистрации.

Отработана оптимальная технология приема граждан, созданы типовые формы
необходимых на приеме документов: договоров, заявлений и т. п., подготовлены
информационные стенды по самым актуальным вопросам оборота недвижимости
Для наших посетителей мы постарались создать наиболее комфортные условия. На
сегодня помещения филиалов в Иркутске, Ангарске, Братске, Усть-Илимске,
Усолье, Шелехове, Качуге соответствуют самым современным международным
стандартам.

— Каковы перспективы развития системы государственной регистрации прав?

— Сегодня государственная регистрация прав — не только эффективный и четко
отлаженный механизм, но и постоянно развивающаяся и совершенствующаяся
система. В 2001 году постановлением правительства РФ утвержден важнейший для
системы правовой акт — Федеральная программа поэтапного развития системы
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
определяющая направления развития системы до 2006 года.

В соответствии с этой программой предстоит дальнейшее совершенствование
законодательства, касающегося государственной регистрации, обеспечение более
тесного информационного взаимодействия с органами государственного учета,
технической инвентаризации, кадастрового учета недвижимости, государственного
реестра федерального имущества, а также с судебными и правоохранительными
органами.

Нам также предстоит работа по внедрению механизма электронного обмена
информацией между учреждениями юстиции на всей территории России, а также по
обеспечению защиты информации с использованием современных технологий.

В рамках исполнения программных мероприятий мы готовимся к внедрению
нового порядка регистрации по принципу «в одно окно» — единовременное
предоставление документов на государственный учет, техническую инвентаризацию
и государственную регистрацию. Суть этой прогрессивной формы работы в
следующем: гражданин не простаивает в очередях за необходимыми для
регистрации документами в различных органах (БТИ, кадастровых палатах и др.), а
сразу обращается в учреждение юстиции, его филиал или представительство. И уже
наши сотрудники, используя имеющиеся в учреждении юстиции информационные
ресурсы, получат в соответствующих органах все необходимые сведения.

В целом же реализация программы приведет к укреплению рынка
недвижимости, повысит инвестиционную активность, обеспечит государственные
гарантии прав физических и юридических лиц на недвижимое имущество.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры